Ремонт масляных выключателей




Осмотры и обслуживание масляных выключателей. При наруж­ном осмотре проверяют действительное положение каждого вы­ключателя по показанию его сигнального устройства и соответ­ствие этого положения изображенному на оперативной схеме. Про­веряют состояние поверхности фарфоровых покрышек вводов, изо­ляторов и тяг, целость мембран предохранительных клапанов и отсутствие выброса масла из газоотводов, отсутствие следов про­сачивания масла через сварные швы, разъемы и краны. На слух определяют отсутствие треска и шума внутри выключателя. По цвету термопленок или показаний тепловизоров устанавливают температуру контактных соединений. Обращают внимание на уро­вень масла в баках и соответствие его температурным отметкам на шкалах маслоуказателей.

При значительном понижении уровня или ухода масла из бака принимают меры, препятствующие отключению выключателя тока нагрузки и тем более тока короткого замыкания. Для этого отклю­чают автоматические выключатели (снимают предохранитель) на обоих полюсах цепи электромагнита отключения. Затем создают схему, при которой электрическая цепь с неуправляемым вы­ключателем отключается другим выключателем, например шиносоединительным или обходным.

В зимнее время при температуре окружающего воздуха ниже -25 °С условия гашения дуги в масляных выключателях резко ухуд­шаются из-за повышения вязкости масла и уменьшения в связи с этим скорости движения подвижных частей. Для улучшения условий работы масляных выключателей при длительном (более су­ток) понижении температуры должен включаться электроподо­грев, отключение которого производится при температуре выше -20 °С.

На скорость и надежность работы выключателей большое вли­яние оказывает четкая работа их приводов при возможных в экс­плуатации отклонениях напряжения от номинального в сети опе­ративного тока. При пониженном напряжении усилие, развиваемое электромагнитом отключения, может оказаться недостаточ­ным и выключатель окажется в отключенном состоянии. При по­ниженном напряжении в силовых цепях привод может не полно­стью включить выключатель, что особенно опасно при его работе в цикле АПВ. При повышенном напряжении электромагниты мо­гут развивать чрезмерно большие усилия, которые могут привес­ти к поломкам деталей привода и сбоям в работе запирающего механизма. Для предупреждения отказов в работе приводов их дей­ствие периодически проверяют при напряжении 0,8 и 1,15 UH0M. Если выключатель оборудован АПВ, опробование на отключение целесообразно производить от защиты с включением от АПВ. При отказе в отключении выключатель должен немедленно выводить­ся в ремонт.

Капитальный ремонт. Капитальный ремонт масляных выклю­чателей производится в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и эксплуатационными инструкциями по ремонту выключателей. Весь объем ремонтных работ выполняют, как пра­вило, на месте установки выключателя. Лишь отдельные виды ра­бот (ремонт вводов, встроенных трансформаторов тока и др.) могут выполняться в мастерских предприятия.

Выключатель У-220 состоит из трех отдельных полюсов (рис. 11.2). Несущей конструкцией полюса служит бак 4, на крышке которо­го установлены маслонаполненные вводы 1, коробка приводного механизма 10 с пружинным и масляным буфером для поглоще­ния энергии движущихся частей при включении и отключении выключателя, газопровод и предохранительный клапан для за­щиты бака от чрезмерного повышения давления при отключении выключателем мощных токов КЗ, встроенных трансформаторов тока 9. В самой нижней точке днища бака имеется маслосливная труба с краном, под днищем — устройства для электроподогрева масла 3, включаемые при низких температурах окружающего воз­духа. Внутренняя поверхность бака покрыта тремя изоляционны­ми слоями древесно-волокнистого пластика, защищенного от обгорания фибровыми листами. В нижней части бака расположен овальный люк. Каждый полюс выключателя имеет свой привод. Дугогасительные устройства 6 представляют собой камеры мно­гократного разрыва с шунтирующими резисторами. Контакты ка­мер имеют металлокерамические покрытия.

 

Рис. 11.2. Полюс выключателя У-220:

1 — маслонаполненный ввод; 2 — льдоулавливающее устройство; 3 — устройство для электроподогрева масла; 4 — бак; 5 — траверса с подвижными контактами; 6 — дугогасительное устройство (камера) с шунтирующим резистором; 7 — на­правляющее устройство; 8 — изоляция бака; 9 — трансформатор тока; 10 — ко­робка приводного механизма

 

Капитальный ремонт начинают с подготовки выключателя к разборке. Для этого выключатель осматривают снаружи, проводят несколько операций включения и отключения. Затем испытывают вводы: измеряют сопротивление изоляции, а также тангенс угла диэлектрических потерь, испытывают масло из вводов и измеря­ют сопротивление изоляции вторичных обмоток трансформато­ров тока. После проведения испытаний и измерений из выключа­теля сливают масло и приступают к его очистке.

Разборку выключателя выполняют в следующей последователь­ности. Ремонтный персонал вскрывает крышки люков, влезает внутрь бака и демонтирует шунтирующие резисторы и дугогаси-тельные камеры. Затем в зависимости от результатов проведенных испытаний с выключателя снимают все или часть вводов и транс­форматоров тока, которые отправляют в мастерскую для ремонта. Снятые дугогасительные камеры разбирают полностью, а все де­тали их тщательно осматривают. При осмотре и ремонте отдель­ных деталей и узлов руководствуются техническими требования­ми на их дефектацию и ремонт.

Бакелитовые цилиндры дугогасительных камер могут иметь ца­рапины, задиры и обугленные поверхности. Эти дефекты устра­няют. Отремонтированные цилиндры не должны иметь трещин и расслоений, а также срывов ниток резьбы более чем на один виток. Указанные дефекты невозможно устранить в ходе ремонта, поэтому при их наличии цилиндры заменяют новыми.

Нижний контакт дугогасительной камеры может иметь вмяти­ны, раковины, наплывы металла и выгорания. Эти дефекты уст­раняют опиливанием, зачисткой и обработкой на токарном стан­ке. По требованиям дефектации углубления на контакте должны составлять не более 0,5 мм. Если углубление на контакте окажется больше допустимого, контакт заменяют новым.

Когда все детали дугогасительных камер будут отремонтирова­ны и пройдут дефектацию, приступают к сборке камер. Сборку контролируют при помощи шаблонов с точностью до 0,5 мм. Пос­ле сборки измеряют сопротивление постоянному току токоведущего контура каждой камеры, которое должно быть не более 1300 мкОм.

Одновременно с ремонтом дугогасительных камер вскрывают коробки приводных механизмов полюсов выключателя, проверя­ют состояние всех рычагов, буферных устройств, правильность работы указателей положения полюсов, разбирают и чистят маслоуказатели, ремонтируют приводы. Все механизмы приводов тща­тельно осматривают, проверяют отсутствие люфтов в шарнирных соединениях, удаляют грязь, ржавчину, старую смазку и наносят новую смазку. Для смазки трущихся частей приводных механиз­мов употребляют незамерзающую смазку марки ЦИАТИМ-221, Суперконт, Экстраконт и др.

 

Рис. 11.3. Схема запирающего механизма вы­ключателя и проверка его шаблоном:

1 — ведущий вал; 2 — рычаг «мертвого» положения; 3 — ось; 4 — тяга; 5 — прямило; 6 — шаблон

 

Общая сборка выключателя проводится в обратной последовательности.

После установки дугогасительных камер на место приступают к регулировке выклю­чателя и его привода. Прежде всего проверя­ют и регулируют установку камер с таким расчетом, чтобы центры нижних контактов камер находились против центров контак­тов траверсы. Проверяют полный ход штанг камер, который должен быть (101 ±2) мм. За­тем включают выключатель и с помощью специального шаблона, поставляемого заво­дом, проверяют положение звеньев запира­ющего механизма. Оси плоских рычагов за­пирающего механизма (рис. 11.3) не долж­ны находиться на одной прямой, так как это «мертвое» положе­ние, при котором перемещение рычагов становится невозмож­ным. Оси рычагов должны занимать то положение, которое было установлено на заводе, т.е. при наложении шаблона 6 ось 3 долж­на находиться на расстоянии не более 2 мм от выступа шаблона. Только при этом условии возможны надежное запирание привода во включенном положении и четкое действие при отключении выключателя.

После этого устанавливают необходимый ход траверсы (800 мм) и с помощью ламп, включенных по схеме, приведенной на рис. 11.4, проверяют «одновременность» замыкания контактов по­люса. Для этого с помощью домкрата доводят траверсу до сопри­косновения ее контактов с контактами камер. При этом, как пра­вило, загорается одна из ламп. Положения траверсы отмечают ка­рандашом на штанге и в направляющем устройстве. Затем измеря­ют расстояние между отметками, которое должно быть не более 2 мм. По аналогичной схеме проверяют «одновременность» замы­кания контакта каждой камеры. Разница в ходе контактов допус­кается до 1 мм.

При регулировке выключателя в приводе проверяют зазоры меж­ду отдельными звеньями его механизма, работу вспомогательных контактов и действие механизма свободного расцепления приво­да при включенном положении выключателя и в момент замыка­ния его контактов, состояние изоляции вторичных цепей вместе с электромагнитами включения и отключения. Сопротивление изо­ляции должно быть не менее 1 МОм.

По окончании регулировки проводят испытание выключателя вместе с приводом. При этом измеряют время включения и от­ключения выключателя при различных уровнях напряжения на зажимах электромагнитов. Схема измерений при помощи электросекундомера ЭС показана на рис. 11.4. На время измерений шун­тирующие резисторы должны быть отсоединены от дугогаситель­ных камер. В момент подачи ключом КУ команды на включение выключателя автоматически включается и электросекундомер, ко­торый при касании контактов выключателя шунтируется ими и останавливается.

 

Рис. 11.4. Схема для проверки «одновременности» замыкания контактов и измерения времени отключения и включения выключателя:

О — отключено; КУ — ключ управления; В — включено; KB — камеры выключа­теля; Ш и П2 — переключатели; Л1 — лампы; ЭС — электросекундомер

 

Далее определяют скорости включения и отключения выклю­чателя при различных уровнях напряжения на зажимах привода. Показания снимают дважды: когда баки выключателя не залиты маслом и после заливки масла. В качестве отметчика времени ис­пользуют виброграф (рис. 11.5). К его обмотке подводят перемен­ное напряжение 12 В промышленной частоты, благодаря чему ко­лебания якоря с карандашом повторяются через 0,01 с. Колебания якоря записывают на бумажной ленте, прикрепляемой к тяге вы­ключателя или к какой-нибудь другой движущейся части, име­ющей достаточно большой ход и не обладающей заметным люф­том относительно траверсы.

 

Рис. 11.5. Виброграф:

7 — якорь; 2 — сердечник; J — корпус; 4 — стойка; 5 — обмотка; б — стальная пружина; 7— пишущее устройство; <? — деревянная планка; 9 — бумажная лента; 10 — виброграмма

 

Виброграф включают одновременно с подачей импульса на включение или отключение выключателя. Полученную графиче­скую запись движения, называемую виброграммой, расшифро­вывают. Для этого виброграмму разбивают на участки и на каждом из них подсчитывают среднюю скорость движения по формуле Ucp = S/t, где S — длина участка, м; t — время движения на учас­тке, с. Время движения на участке определяют по числу периодов колебаний якоря вибрографа.

 

Рис. 11.6. Начальные участки виброграмм включения полюса выключате­ля У-220-1000-25

 

Полученные таким образом значения средних скоростей отно­сятся к определенным участкам движения контактов. На этих уча­стках выбирают точки, расположенные посередине, и по ним строят график зависимости скорости движения контактов выключате­ля от их пути (виброграмму).

На рис. 11.6 представлены начальные участки виброграммы включения полюса выключателя типа У-220-1000-25.

Во время ремонта до заливки масла в выключателе измеряют сопротивление его внутрибаковой изоляции. Измерение произво­дят мегомметром напряжением 2500 В с помощью электродов, прикладываемых к поверхности изоляционной конструкции. Зна­чение сопротивления изоляции для выключателей на напряжение 220 кВ должно быть не менее 3000 МОм. Если значение сопротив­ления изоляции меньше указанного, изоляцию подвергают сушке.

Для сдачи выключателя в эксплуатацию после капитального ремонта заполняют ведомость (акт) его технического состояния. В ведомости сравниваются результаты проведенных измерений и испытаний с паспортными данными.

В табл. 11.1 приведен перечень механизмов и инвентаря, ис­пользуемых для ремонта масляных выключателей.

 

Таблица 11.1 Механизмы и инвентарь для ремонта масляных выключателей

Наименование Количество
Сварочный аппарат, компл.  
Цеолитовая установка, компл.  
Тепловоздуходувка, компл.  
Леса металлические навесные, компл.  
Ручная рычажная лебедка грузоподъемностью 0,75 т, шт.  
Полиспаст для ремонта камер грузоподъемностью 0,5 т, шт.  
Скоба такелажная грузоподъемностью 1,2 т, шт.  
Трансформатор ОСО-25 380/12 В с двумя лампами, шт.  
Инвентарные стулья для вводов, шт.  
Лестница 2,5 м, шт.  
Стеклянная посуда для отбора проб масла с притертой пробкой на 2 л, шт.  
Электросверлилка, шт.  
Монтажный пистолет, шт.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: