Как проводить тренинг с помощью «Кругов Луллия»




Использования метода «Круги Луллия» для познавательного развития дошкольников

Одна из задач детского сада по ФГОС ДО – развивать в детях творческий потенциал. В этом помогут технологии, которые основаны на теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Технологии, которые основаны на ТРИЗ, делают детей самостоятельными, помогают им придумывать и создавать новое.

Пока ребенок в дошкольном возрасте, важно раскрыть его творческий потенциал. У дошкольников еще нет жизненного опыта и традиционных представлений о том, как все должно быть. Поэтому они легко изобретают, ведут себя непосредственно и непредсказуемо, замечают то, на что взрослые давно не обращают внимания.

В центре внимания ТРИЗ-технологий – творческий и творящий человек с богатым воображением. Технологии развивают у детей системное мышление и творческое воображение, учат работать с информацией, решать проблемы.

Методы и приемы ТРИЗ способствуют тому, что ребенок анализирует, систематизирует, обобщает, применяет собственный опыт, выкидывает из головы лишнюю информацию и запоминает нужную. На основе ТРИЗ разработаны различные игры и творческие задания. Цель игр и заданий – вовлечь детей в познавательную деятельность. Один из наиболее популярных методов – метод «Круги Луллия».

Кто и когда разработал методику:

Р. Луллий – средневековый испанский писатель, философ, богослов, родился в 1235 на Майорке. Он создал «Круги» – логический механизм для открытия новых истин. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать с помощью воображения.

Цель метода: расширить знания детей об окружающем мире.

С помощью кругов Луллия я учу детей придумывать реальные и фантастические истории, составлять рассказы об объектах с реальными или необычными признаками.

Круги Луллия – это приспособление, которое состоит из нескольких кругов разного диаметра. Они нанизаны на общий стержень по типу пирамидки со стрелкой в верхней части стержня. На секторах кругов размещают картинки, слова или предложения. «Круги Луллия» знакомят дошкольников с окружающим миром, математикой и т. п. Воспитатель представляет их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Вот такие круги я приобрела для занятий с детьми.

С помощью «Кругов Луллия» я провожу игровые упражнения в форме тренинга – индивидуально или с подгруппой детей.

На каждый сектор прикреплены картинки по теме занятия. Я использую круги, если надо:

– закрепить у дошкольников знания об окружающем мире;
– развить кругозор, логическое мышление, воображение;

– совершенствовать творческие способности.

Тренинг состоит из двух этапов. Сначала уточняю знания детей в определенных областях. Это будет реальное задание (РЗ). Затем выполняем с детьми упражнения на развитие воображения. Это будет фантастическое задание (ФЗ). Как я провожу тренинг, видно из таблицы.

 

Как проводить тренинг с помощью «Кругов Луллия»

 

Что сделать Пример
Обозначьте объекты на всех секторах круга с помощью картинок или знаков На каждый сектор первого, самого большого круга, я прикрепляю изображения деревьев (сосна, яблоня и др.). На сектора второго круга – места их произрастания (сад, лес, болото и т. п.). На сектора третьего круга – плоды или семена (апельсин, яблоко, шишка и др.)
Я предлагаю детям найти соответствия на кругах На нижнем круге дети ищут изображение яблони. Затем, поворачивая средний круг, – изображение сада, которое располагают над яблоней. На маленьком круге таким же образом ищут яблоко и объясняют, что получилось
Я предлагаю детям произвольно раскручивать круги, посмотреть, какие изображения на секторах оказались под стрелкой и называть их Преобразование «Береза – болото – апельсин». Я прошу дошкольников объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды, то есть дать логическое объяснение фантастическому преобразованию. Задаю вопросы: «Хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности? Каким обитателям леса понравится, что на ней растут апельсины?»
Далее я предлагаю дошкольникам придумать рассказ или сказку На основе фантастического преобразования дети составляют рассказ
Я предлагаю детям создать образы и объекты из различного материала Дети лепят, рисуют, конструируют то, что придумали и обосновали

 

Использовать методы и приемы, которые основаны на методе «Круги Луллия», эффективнее в старшем дошкольном возрасте. Именно на этом этапе у детей формируется логическое мышление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: