Основой взаимодействия аэропортов с авиаперевозчиками в рыночных условиях служит коммерческий договор или соглашение. Такие соглашения заключаются, либо между авиапредприятиями, эксплуатирующими договорные линии, и в этом случае наземное обслуживание предоставляется ими взаимно друг другу, либо между авиапредприятиями и организацией (оператором), непосредственно представляющей наземное обслуживание в данном аэропорту. Цель соглашения - обеспечить все необходимое наземное техническое и коммерческое обслуживание воздушных судов обслуживаемой стороны и выполняемых на них перевозок.
Такие соглашения содержат перечни обязательного (стандартного) обслуживания и обслуживания, которое может быть предоставлено дополнительно по требованию обслуживаемой стороны и за отдельную плату. Соглашение предполагает возможность использования при обслуживании субагентов и персонала обслуживаемой стороны. Определяются права и обязанности представителей и командира ВС обслуживаемой стороны, функции контроля с их стороны за предоставление обслуживания.
Соглашение предусматривает твердые ставки за предоставляемое обслуживание в зависимости от типа обслуживаемых судов, времени и характера такого обслуживания, определяет порядок расчетов и разрешения споров. Если соглашение заключено между авиапредприятиями, взаимно эксплуатирующими договорные линии между двумя странами, расчеты и разрешение споров могут производиться в том же порядке, который предусмотрен в соглашении «Интерлайн».
Ответственность за повреждение воздушных судов при обслуживании ограничивается случаями умысла или приравненной к умыслу неосторожности. В связи с этим очень важно, чтобы воздушные суда, выполняющие международные полеты, были застрахованы на случай повреждения в иностранных аэропортах.
|
Обслуживание авиакомпании в аэропорту происходит в соответствии с «Договором о наземном обслуживании» и основывается на «Руководстве по обслуживанию в аэропорту»
Структура Стандартного соглашения о наземном обслуживании показана на схеме (см.рис.).
Договор состоит из трех частей:
1. Основной договор
2. Приложение А «Услуги по наземному обслуживанию»
3. Приложение В «Место предоставления обслуживания, согласованные услуги и ставки».
Структура типового договора о наземном обслуживании авиакомпании в аэропорту по требованиям ИАТА (резолюция AHM 810)
|
Приложение А Приложение В
Услуги по наземному обслуживанию Место предоставления
|
|
услуги и ставки
|
Основной договор – это главный документ, фиксирующий договоренности заинтересованных сторон по таким юридическим и административно – организационным вопросам, как: дата вступления в силу; срок прекращения действия; ответственность сторон и возмещение убытков; бухгалтерский учет и порядок расчетов; требования к обслуживанию и т. д.
Рассмотрим отдельно каждую статью:
Статья 1:
Предоставление услуг
1.1. Общие положения.
Обслуживание будет предоставляться в пределах имеющихся у обслуживающей компании возможностей и в соответствии с правилами, инструкциями и технологией ИКАО и/или ИАТА. Нет необходимости и невозможно уточнять подробно каждый вид услуг, поскольку всем известен объем и характер таких услуг, а также уровень качества их предоставления.
1.2. Документация для наземного обслуживания.
Для оформления сопроводительных документов будут использоваться документы обслуживающей компании, если они будут соответствовать стандартам, установленным правилам, инструкциям и технологиям ИКАО и/или ИКАО.
1.3. Регулярные рейсы.
Обслуживающая компания соглашается обслуживать регулярные рейсы, выполняемые Перевозчиком или от его имени в аэропортах, указанных в Приложении В, предоставляя такие виды услуг из Приложения А, которые перечислены в Приложении В для соответствующих аэропортов. Перевозчик, в свою очередь соглашается своевременно информировать Обслуживающую компанию обо всех изменениях в расписании и/или частоте рейсов и/или изменениях типов самолетов.
|
1.4. Рейсы вне расписания.
Обслуживающая компания будет также обслуживать рейсы вне расписания, выполняемые на воздушных судах Перевозчика или от его имени, в этом же аэропорту, при условии, что будет заблаговременно информирована о таком полете и, что предоставление такого дополнительного обслуживания не будет препятствовать выполнению уже существующих обязательств.
1.5. Приоритетность.
В случае предоставления обслуживания нескольким воздушным судам, приоритетность будет отдаваться, по возможности, воздушному судну, выполняющему рейс по расписанию.
1.6. Специальное обслуживание (аварийная обстановка).
В аварийной обстановке (вынужденной посадке, авиационном происшествии, террористических актах) обслуживающая компания незамедлительно и не ожидая инструкций от Перевозчика, предпримет все разумные и возможные меры для оказания помощи пассажирам и экипажу, а также по охране, предотвращению потери или повреждению багажа, груза и почты, находящихся в самолете.
Перевозчик возместит Обслуживающей компании все дополнительные расходы, которые она понесет при оказании такой помощи.
1.7. Дополнительное обслуживание.
По возможности Обслуживающая компания будет предоставлять Перевозчику по его просьбе дополнительное обслуживание. Условия предоставления таких услуг должны быть согласованы между сторонами.
1.8. Другие аэропорты.
В случае посадки самолетов Перевозчика в аэропортах, не предусмотренных в настоящем Договоре, и где Обслуживающая компания имеет оборудование для наземного обслуживания, Обслуживающая компания по просьбе Перевозчика, примет все необходимые меры по предоставлению необходимого обслуживания, исходя из местных возможностей.
Статья 2:
Сохранение коммерческой тайны
2.1. Обслуживающая компания будет принимать все практические меры для того, чтобы информация коммерческого характера, содержащаяся в полетной документации Перевозчика, была доступна только самому Перевозчику.
Статья 3:
Передача обязательств
3.1. Обслуживающая компания имеет право с согласия Перевозчика передоверить субагентам любой из согласованных видов обслуживания, причем в таком согласии не должно быть необоснованно отказано; при этом подразумевается, что в этом случае Обслуживающая компания будет нести ответственность перед Перевозчиком за должное выполнение такого обслуживания, как если бы оно производилось Обслуживающей компанией.
Статья 4:
Представительство перевозчика
4.1. Перевозчик имеет право за свой счет содержать собственного представителя в аэропортах, указанных в Приложении В. Такие представители, а также сотрудники Генерального Представительства в соответствии с настоящим Договором контролируют услуги, предоставляемые Перевозчику Обслуживающей компанией, а также помогают и советуют Обслуживающей компании, оказывают помощь клиентам Перевозчика, если это не подразумевает вмешательства в обслуживание, предоставляемое Обслуживающей компанией.
4.2. Перевозчик может, направив предварительное уведомление Обслуживающей компании, и за свой счет нанять организацию (в дальнейшем именуемую «Инспектором») по контролю за работой Обслуживающей компании в аэропортах, указанных в Приложении В. В уведомлении должно содержаться описание услуг, которые будут под контролем. Инспектор будет иметь такие же полномочия, как и собственный представитель Перевозчика в соответствии с пунктом 4.1. настоящей Статьи.
Статья 5:
Уровень обслуживания
5.1. Обслуживающая компания будет предоставлять все технические и эксплуатационные услуги в соответствии с инструкциями Перевозчика, получение которых должно быть письменно подтверждено Обслуживающей компанией Перевозчику. В случае отсутствия инструкции Перевозчика Обслуживающая сторона будет придерживаться своей собственной технологии и норм обслуживания.
Другие услуги, связанные также с обеспечением безопасности, например, управление погрузкой, загрузка в самолет и обработка опасных грузов, будут предоставляться в соответствии с существующими правилами, положениями и процедурами ИАТА и/или ИКАО.
5.2. Все прочие услуги будут предоставляться в соответствии со сложившейся практикой и технологией, которой обычно пользуется Обслуживающая компания. Тем не менее, Обслуживающая компания будет выполнять обоснованные запросы Перевозчика, если они не будут противоречить существующим приказам и положениям соответствующих властей или Обслуживающей компании.
5.3 Обслуживающая компания соглашается принять все возможные меры, чтобы обеспечить в отношении оговоренных услуг обслуживание самолетов, экипажей, пассажиров и груза Перевозчика на уровне не ниже, чем она обслуживает других Перевозчиков или своего перевозчика в этом аэропорту.
5.4. Обслуживающая компания соглашается обеспечить современный уровень квалификации специального персонала, осуществляющего обслуживание Перевозчика.
Если в какое-либо время Обслуживающая компания не в состоянии обеспечить соответствующий персонал по запросу Перевозчика, она немедленно известит об этом Перевозчика.
5.5. Перевозчик будет обеспечивать обслуживающую компанию необходимой информацией и инструкциями, чтобы способствовать обеспечению необходимого уровня обслуживания Перевозчика.
5.6. При предоставлении услуг в целом должное внимание следует уделять безопасности, местным и международным правилам, соответствующим правилам ИАТА и/или ИКАО, положениям и процедурам этих организаций и вышеупомянутым запросам (запросу) Перевозчика таким образом, чтобы избегать задержек и повреждений самолетов Перевозчика и его груза и создавать у широкой общественности наилучшее впечатление о работе воздушного транспорта.
5.7. Обслуживающая компания немедленно сообщит представителю Перевозчика обо всех потерях или повреждениях, угрожающих или реальных, в отношении его самолетов и грузов, замеченных в процессе обслуживания или ставших известными Обслуживающей компании иными путями.
Статья 6:
Оплата за обслуживание
6.1. В отношении Обслуживающей компании, предоставляющей услуги, Перевозчик соглашается оплачивать расходы Обслуживающей компании, оговоренные в соответствующем Приложении/ях В. Перевозчик далее соглашается оплачивать собственно расходы Обслуживающей компании и оплачивать также все дополнительные расходы, связанные с предоставлением услуг.
Статья 7:
Расчеты и финансовый учет
7.1 Обслуживающая компания ежемесячно будет предоставлять счет на все расходы, связанные с предоставлением услуг, предусмотренных Приложением А, как указано в Приложении/ях В, в соответствии с тарифами, указанными в Приложении/ях В.
Статья 8:
Ответственность и возмещение убытков
Статья 9:
Арбитраж
9.1. Любые споры или претензии в отношении содержания, значения, толкования или действия настоящего соглашения или вытекающего из него, передаются на окончательное рассмотрение в арбитраж и, при необходимости, апелляция на решение арбитража может быть передана в любой суд, обладающий соответствующей юрисдикцией.
9.2. При рассмотрении споров по настоящему соглашению будут применяться законы страны, где зарегистрирована Главная контора или основной пункт деятельности Обслуживающей компании.
Статья 10:
Гербовые и регистрационные сборы
Все гербовые и регистрационные сборы в связи с настоящим соглашением, которые могут быть предписаны согласно национальному законодательству любой из Сторон настоящего соглашения, оплачиваются этой Стороной.
Статья 11:
Срок действия, внесение изменений и прекращение действия
2).Приложение А «Услуги по наземному обслуживанию»
В приложении А перечисляются и описываются все возможные операции по наземному обслуживанию. Используются термины и формулировки, принятые Советом по наземному обслуживанию ИАТА.
3). Приложение В «Место предоставления обслуживания, согласованные услуги и ставки»
В Приложении В указывается место, где будут предоставляться услуги, а также услуги и средства, выбранные из Приложения А, и согласованная оплата каждой услуги. Кроме того, имеется возможность зафиксировать там другие вопросы наземного обслуживания, которые согласуются во время переговоров, например: отклонения от Основного договора; сбор за посадку по техническим причинам; дополнительные услуги и т.д. по требованию. Приложение В оформляется обычно для каждого пункта обслуживания и определяет «Обслуживающую компанию» и «Перевозчика» для данного пункта обслуживания.