Франция. «Стиль Людовика XV» рококо. Эпоха Просвещения.




Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.

Стиль рококо зародился в XVIII в. Во Франции. Этот стиль стал самым модным и распространенным в искусстве; он подчинил все нормы и формы жизни французской аристократии. Основой рококо является гедонизм (этическое учение, согласно которому удовольствие, является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни). Рококо причудливо соединяет в себе гедонизм, эротику, пренебрежение ко всему разумному, и главное — претворяется в необыкновенно утонченную художественную культуру. Стиль рококо служил обществу, отгороженному от политических коллизий эпохи, чуждому шумной «суете» социальной жизни, этот стиль был доступен немногим. Блестяще сформулировал настроения того времени знаменитый французский поэт Парни:

Давайте пить и веселиться, Давайте жизнию играть.
Пусть чернь слепая суетится, Не нам безумной подражать.
Пусть наша ветреная младость Потонет в неге и вине,
Пусть изменяющая радость Нам улыбнется хоть во сне.
Когда же юность легким дымом Умчит веселья юных дней,
Тогда у старости отымем Все, что отымется у ней.

Так восторжествовал крохотный эгоистический мирок человека, попирающего идеи долга и государства.

Несомненно, появление этого болезненно-хрупкого галантного искусства связано с духовным кризисом абсолютистской власти во Франции, утопавшей в пороках и беспечной отрешенности от наскучившей реальности.

Лучшие умы столетия –философы - Вольтер, Жан-Жак Руссо бросали упреки в безнравственности, испорченности, порицали аристократических бездельников, писали об эгоизме и вседозволенности.

Но была и другая сторона этой культуры. Не в силах найти положительные идеалы, она разрывала все привычные рамки и проповедовала независимость воображения. Потому жизнь, ее эстетика становились своеобразной игрой, театром, но игрой изощренной, полной блистательного остроумия.

Особенно наглядно новые вкусы демонстрировало прикладное искусство и интерьеры. Главным элементом орнамента стиля рококо становится рокайль, напоминающий форму завитка раковины.

Интерьеры и архитектура того времени также обрели новые черты. Мастера рококо, отдавая должное в первую очередь декору интерьеров, одновременно придавали им и более интимный, камерный характер.

В живописи, скульптуре и графике преобладают салонно-эротические, мифологические и пасторальные (пастушеские) сюжеты. Для этого стиля характерна камерность и утонченная декоративность художественных решений. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиции.

ДПИ. Изящные костюмы аристократов, мебель с инкрустацией, посуда, фарфор, просто бытовые безделицы не только обретали причудливые формы, но и сами превращались в украшение будуара. Хрустальные люстры дополняли впечатление праздника. Тогда появились и новые виды мебели с гнутыми ножками: канапе и шезлонг. Расточительная роскошь, феерическое разнообразие мотивов, тяга к экзотике — все должно было уводить от материального, обыденного, ограниченного реального мира.

Все, что окружало человека, при этом окрашивалось беспечным настроением, обретало легкие, светлые, игривые тона. Камины, бронза, фарфор, статуэтки, платья создавались с помощью игры сложных изогнутых линий и бесконечного орнамента: всё служило для услады глаз. Так рождался культ изящной детали, любование малой формой. Кроме того, все предметы изумляли необычайно высоким мастерством исполнения.

Нужно заметить, что интерьеры представляют совсем иное зрелище, чем в период барокко. На смену более темным цветам и пышной, тяжелой позолоте барокко приходят светлые тона — нежно-розовые, голубые, зеленые, с большим количеством белых деталей. К тому же архитекторы дворцов так наполнили все пространство декором, покрыв сплошным ковром лепных украшений стены и часть потолка, что кажется, будто стены находятся в каком-то непрерывном, беспокойном движении.

Шаловливые Амуры, пленительная и нежная «Речная нимфа», купальщицы, серии детских фигурок, пастушки и пастушки - такие грациозные, прелестные, услаждающие глаз безделушки во множестве заполняли интерьеры домов французских аристократов. Все они ориентировались на потребности частного человека, эстетизацию его быта и создание особой интимной атмосферы будуара.

Здесь же большие зеркала, создающие игру призрачных отражений, живописные панно в позолоченных рамах сложного рисунка. Неудержимая игра фантазии в отделке интерьеров рококо поражает. Таково изысканное убранство Малого Трианона, выстроенного в Версале Жаком Габриелем в 1769 г. и рождающего иллюзию беспечного рафинированного мирка. Как правило, такие дворцы были окружены живописными парками, где можно было побродить, наслаждаясь свежестью затейливых фонтанов, ароматом благоухающих цветов и пением «райских» птиц. Кажется, здесь все предназначалось для блаженства и услады души.

Предвестником этого направления в искусстве, был художник Антуан Ватто («Затруднительное предложение», Лавка Жерсена». «Жиль», «Капризница»). Тема его произведений - это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие. Живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов.

В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии.

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше. Он всё умел делать сам: панно для отелей, эскизы костюмов, росписи веера и кареты. И все это - галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, всё выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Купанье Дианы и т.д.

Фрагонар – ещё один художник утончённо-чувственной эпохи рококо. Лёгкость, экспромт, игривость и фривольность – в его творчестве варьируются все галантные мотивы XVIII столетия: амур похищает у молодой девушки рубашку, другая девушка спит в окружении лукавых амуров. Самая известная его картина «Счастливые возможности качелей» возникла по прихоти заказчика, захотевшего, чтобы его возлюбленная была изображена на качелях, и из-под пенного кружева многочисленных юбок зрителю были видны её ножки.

Рококо — это не только произведения искусства. Это стиль жизни: эпоха напудренных париков знатных дам и галантных, но дерзких кавалеров, прихотливые манеры, наконец, образ мыслей высших слоев французского общества. Жизнь этого времени превращалась в утонченный маскарад, в «сады любви», о которых граф де Сегюр писал: «Без сожаления о прошедшем, без опасения за будущее мы весело шли по цветущему лугу, под которым скрывалась пропасть...»

Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений.

Живописец быта, реалистический художник Жан-Батист Шарден («натюрморт с атрибутами искусств». «Прачка»).

Англия XVII-XVIII веков. Хогарт, Рейнольдс и Гейнсборо.

Основные черты рококо:

Обилие изысканных украшений

Мелкие рафинированные детали

Пасторальные мотивы

Меланхолические элегии, чувство зыбкого, мечтательного состояния

Откровенно-чувственное наслаждение жизнью

Типы изящной мебели, отвечающей всем обиходным надобностям и капризам

Цветочные гирлянды, фигурки амуров, ажурные орнаменты -игривые, иногда насмешливые, дразнящие — они служили для услады глаз.

Атмосфера придворных интриг, любовных похождений, балетно-маскарадных празднеств

Легкомыслие, жажда наслаждений, развлечений, роскоши

Криволинейность и изломанность линий, хрупкая декоративность

Стенные панно, плафонные розетки, рамы многочисленных зеркал оформлялись мелким орнаментом, напоминающим раковины, морские волны и камни

Камерные формы, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов

Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: