Как муравьи ставили свой дом?





Родной угол

У лисы — нора. У птицы –гнездо. А у нас – дом да изба.

Родная избушка и плоха, да мила.

(18 слов)

По Д. Тихомирову

1.Где живёт лиса?

2.А где живут птицы?

3. Как ты понимаешь слова: «Родная избушка и
плоха, да мила»?

 

 

Кит

Всю жизнь в воде проводит кит,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

(32 слова)

 

Б. Заходер

Что ты узнал о ките? Расскажи.

 

 

Котик

Котик по избе ходил,

Чашку новую разбил.

Бабка котика нашла

Да за ушки потрясла.

«Тихо, котик, не тужи,

Ещё годик послужи.

Куплю тебе боты

Гомельской работы». (26 слов)

1.Как бабка наказала котика за разбитую чашку?

2.Как она уговаривала его не обижаться? Прочти.

 

Три медведя

(Отрывок)

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать до­рогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. (54 слова)

Л. Толстой

1. Кто жил в домике?

2. «Дверь была отворена» — как можно сказать иначе?

 

Лекарство

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горького лекарства. Видит девоч­ка, что мать пьёт с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя». (27 слов)

К. Ушинский

Как маленькая девочка пожалела маму?

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и гово­рит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

— Запиши твоё желание в мою карман­ную книжку,— сказал отец.

Митя записал. (42 слово)

К. Ушинский

1.Как Митя проводил зимой свободное время?

2.Какое желание он высказал отцу?

3. Почему отец попросил его записать это желание?

 

 

 
II ПОЛУГОДИЕ

 

 

Четыре желания

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. (30 слов)

К. Ушинский

Как ты думаешь, почему Мите понравилась весна?

 

Пришла весна

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали. (31 слово)

Л. Толстой

1.Расскажи, как играли дети.

2.Почему с ними приключилась беда?

 

Дождик

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи!

Брызни в поле пуще –

Станет травка гуще!

Дождик-дождик, поливай —

Будет хлеба каравай! (29 слов)

1.Почему люди радуются дождю?

2.Как ты понимаешь слова: «Брызни в поле пуще»?

Лисица и журавль

Басня

Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, лисица сама всё поела.

На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил один. (56 слов)

Л. Толстой

1.Как лиса решила обмануть журавля?

2.Как журавль перехитрил лису?

 

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и говорит:

- Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька.— Ей на­гибаться не надо, вот и набрала больше.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.

(60 слов)

Э. Шим

1. Как бабушка подсмеивалась над Саней?

2. Из каких строк текста видно, что Саня очень любит маленькую сестрёнку? Прочти их.

 

 

КЛАСС

I ПОЛУГОДИЕ

 

Растолстевшая мышь

Басня

Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь прошла щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда настал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно что она не прошла в щель. (44 слова)

Л. Толстой

Как была наказана мышь за жадность?

 

 

Собака и её тень

Басня

Собака шла по дощечке через речку, а взубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт,— она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём. (49 слов)

Л. Толстой

1. Почему собака осталась без мяса?

2. Как ты понимаешь слова: «И осталась собака ни при чём»?

 

Солнце и радуга

Басня

Разпосле дождя выглянуло солнышко и появилась семицветная дуга — радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк еюлюбуется. Загордилась радуга, да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива— это правда, но ведь без меня и радуги не бывает».А радуга только смеётся да пуще хваста­ется.Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу - ирадуги как не бывало.

(66 слов)

К. Ушинский

Без чего не бывает радуги?

Расскажи басню близко к тексту.

Берёзовый пирожок

Братья с Нюркой пошли в лес по ягоды. К обеду бидоны у ребят были полны. Присели отдохнуть. Ни­кто из них не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.

— Погодите, я сейчас пирожков напеку! — сказала Нюрка.

Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток зем-ля-ни-чин и протянула мне как старшему.

— Что это? — спросил я.

— Берёзовый пирожок. Ешь!

Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. (63 слова)

Ю. Коваль

1. В чём проявилась находчивость маленькой девочки?

2. Какими получились пирожки?

 

Муравейник

Сижуперед муравейником. Смотрю, как бегают муравьи.

— Что делаете, муравьи?

— Дом ставим.

— Как вы его ставите?

— К лесу задом, к солнышку передом.

Ивправду: повёрнут муравейник своей широкой стороной к солнцу. Чтоб теплей было в доме. Вот хитрые!(38 слов)

Э. Шим

Как муравьи ставили свой дом?

Почему именно так?

 

Лев, медведь и лисица

Басня

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться.Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисицаувидала их мясо, подхватила его и убежала.

(35 слов)

Л. Толстой

1. Почему лев и медведь остались без мяса?

Кому помогла их ссора?

Лисичка со скалочкой

Русская сказка (От рывок)

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

Пришла в деревню и стучится в избу:

— Стук-стук!

— Кто там?

— Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

— У нас и без тебя тесно.

— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Её пустили.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку а потом спрашивает:

— Где же моя скалочка? Давайте мне за неё ку­рочку!

Мужик — делать нечего! — отдал ей за скалочку курочку.

Взяла лисичка курочку и пошла в другую деревню.

(96 слов)

1. Какой тебе представляется лисичка, когда она просилась переночевать?

2. Как лисица обманула доверчивого мужика?

 

II ПОЛУГОДИЕ

Для чего руки нужны

Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука:

--А длячего, Петенька, людям руки нужны? — Чтобыв мячик играть,— ответил Петя.

— А ещё?

— Чтобы кошку гладить.

Весь вечеротвечал Петя дедушке. Правильно отве­чал. Толькоон маленький был и обо всех других людях посвоим рукам судил, а не по трудовым, рабочим рукам.(61 слово)

Е. Пермяк

 

1. Почемудедушка так долго задавал Пете один и тот жевопрос?

2. Как ты думаешь, чему учил дедушка своего внука?

Дети в роще

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.

— Знаешь ли что,— сказал брат сестре.— В школу мы ещё успеем, а в роще должно быть очень весело!

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили книжки в траву и скрылись под кудрявыми берёзками.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

— Поиграй же с нами.

— У меня нет времени,— отвечал жук. Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно. (77 слов)

По К. Ушинскому.

1. Куда отправились дети вместо школы?

2. Почему жук не захотел с ними поиграть?

3. Что решили сделать дети? Почему?

 

Сорока

Кого сорока увидит — стрекочет.

Что плохо лежит — она тут как тут.

Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.

И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется .Кричит: «Я вижу! Вижу! Вот он где!»

Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг.Куда он — туда и она.

Он по полю — сорока над ним стрекочет: «Я тебя вижу! Не беги — догоню, не ешь — отниму!»

Вот она какая, сорока! (78 слов)

Е. Чарушин

 





Читайте также:
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.031 с.