Методология введения в психотерапевтический транс




Определение транса

Под трансом (от лат. trans – ​сквозь, передача через что-то) подразумевают измененное состояние сознания. Западная научная мысль трактует его как состояние относительной независимости сознания от его настоящих пространственно-временных координат. Говоря проще, транс – ​это измененное состояние сознания, вызванное частичной утратой привычного контроля окружающей действительности (образа мышления) и себя (своего тела). При этом меняется понимание субъектом реальности, в том числе себя и своего внутреннего мира (в терминах К. Кастанеды – ​американского писателя, антрополога, этнографа, мыслителя эзотерической ориентации и мистика – ​меняется «точка сборки», т.е. позиция, с которой личность видит и осознает окружающий мир, мировосприятие и миро­понимание субъекта).

Классические примеры транса – весь диапазон состояний, начиная от обычной задумчивости с повышенной рассеянностью, вплоть до глубокого гипноза, переходящего в сон. Из этого следует, выражаясь научным языком, что качественные и количественные параметры, определя­ющие границы транса, технически пока не установлены. ***

Непременным условием возникновения любого транса является резкое снижение осознанной физической активности субъекта.

В чем же смысл транса? В определенных ситуациях человек остро нуждается во временном отключении рационально-­логической, аналитической регуляции поведения своим сознанием.

Состояния транса повышают доступ к неосознаваемой информации, прерывают старые и формируют новые условные связи, интенсифицируют интуитивные (ранее неосознаваемые) формы познания мира и переработки информации. Возможности, открываемые трансовыми состояниями сознания, могут использоваться для самопознания (медитация), самовнушения или лечебного внушения психотерапевта, перепрограммирования, активизации саногенных ресурсов пациента (оздоравливающее мышление, направленное на управление эмоциями путем рефлексии. Известны коллективные формы применения Т. м., но в последние десятилетия подчеркивается большая эффективность их применения в индивидуальной психотерапии.

Что касается искусственного (терапев­тического) введения в транс, то его цель – диагностическое извлечение имеющегося, упрятанного в подвалы подсознания опыта и ввод новой установочной информации, которая меняет мировосприятие индивида.

Т. м. показаны при невротических нарушениях, используются при лечении наркомании и алкоголизма и с очень большой осторожностью — при психотических расстройствах.

простые и сложные синдромы определяют различные уровни психических расстройств, традиционно обо­значаемые как невротический уровень расстройств — невроз и психотический уровень расстройств — психоз.

Граница между данными уровнями условна, однако пред­полагается, что грубая, ярко выраженная симптоматика — признак психоза.

На психоз указывают грубые нарушения в восприятии и ос­мыслении реальности (бред, галлюцинации, помрачение созна­ния); отсутствие осознания болезни (нарушение критики); не­правильное, а чаще нелепое и опасное поведение (психомотор­ное возбуждение, склонность к агрессии, стремление к суи­циду, отказ от помощи врача). Появление столь грубой симп­томатики, безусловно, приводит к дезадаптации пациента, а потому служит безусловным признаком болезни.

Невротические (и неврозоподобные) расстройства, напро­тив, отличаются мягкостью и сглаженностью симптоматики. Больные с неврозом воспринимают окружающий мир практи­чески так же, как и здоровые люди. Это позволяет им самим понять, что их недомогание — признак болезни. Если даже странные, необычные мысли возникают в голове у такого че­ловека, он осознает их болезненный характер. Поэтому паци­ент с невротическими расстройствами может, с одной сторо­ны, скрывать от окружающих имеющуюся симптоматику, опа­саясь, что она дискредитирует его, а с другой стороны, стре­миться избавиться от болезни, обращаясь к врачу, когда соб­ственные усилия безуспешны. Невротические расстройства никогда не выражаются в социально опасном поведении. Сле­дует учитывать, что феномены, рассматривающиеся как невро­тические симптомы, нередко встречаются у здо­ровых людей.

Если у здорового человека они возникают эпизодически и никак не влияют на его общую адаптацию, то при психичес­ких заболеваниях приобретают упорный, навязчивый характер, преображают всю жизнь человека, иногда служат причиной инвалидизации.

Понятия невротического и психотического уровня не связа­ны с каким-либо определенным заболеванием. Более того, при одной и той же болезни состояние человека в разные периоды времени описывается иногда как невротическое или психотическое. Так, заболевание только с невротической (неврозоподобной) симптоматикой в дебюте может прогрессиро­вать и переходить в психоз. Своевременное и адекватное лече­ние может оборвать психоз и привести к тому, что невроти­ческая симптоматика станет ведущей. Следует отметить, что при некоторых заболеваниях в течение всей жизни больного симптоматика никогда не выходит за рамки невротического уровня.

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания - экспансии или расширения Я, измененные состояния сознания и религиозный опят, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология:

недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Психотерапевтический подход, возникший на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного состояния сознания (таких, как «мистический опыт», «космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.), а также теоретических представлений, традиционных для западноевропейской психотерапии психоаналитической ориентации.

Термины «трансперсональная психология» и «Т. п.» были предложены в 60-х гг. Грофом (Grof S.), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем (определяемым событиями жизни человека), который использовал Фрейд (Freud S.), а включает в себя и перинатальный уровень (историю рождения человека), а также собственно трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой природы. Т. п. основывается на представлении о возможности использования глубинного потенциал а трансперсонального уровня психики для личностного роста и оздоровления за счет реализации неудовлетворенных и нереализованных «запретных» желаний человека, преодоления негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий, освобождения глубинных потенциалов.

Практически все варианты Т. п. включают 3 основных этапа:

1) обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории;

2) использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, «трансперсональных феноменов». Измененные состояния сознания в практике Т. п. могут быть достигнуты с помощью галлюциногенов (мескалина, ЛСД и ее аналогов, кетамина, эфедрина), специальных дыхательных техник, различных приемов медитации,визуализации абстрактных понятий. Этот этап является основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов;

3) осознание проблем на основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах Т. п., и выбор новых поведенческих паттернов. Этот этап Т. п. реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже — во взаимодействиях группы пациентов, одновременно проходящих Т. п. Разрешение проблем через осознание. Понятие «осознание» в Т. п. эквивалентен термину - «открытие» пациенту сути и смысла его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на «более высоком» уровне, чем обычная аналитическая интерпретация.

Трансперсональный психотерапевтический подход до середины 80-х гг. XX в. сравнительно мало был знаком специалистам в области психотерапии (Колосов В. П., 1995), культивировался узким кругом психотерапевтов при явном неодобрении официальной медицины. Трансперсональные явления большинством психиатров и психологов расценивались либо как психопатологические проявления, либо как специфические эффекты духовной практики в рамках эзотерических религиозных учений (например, в буддизме, даосизме и др.), не имеющих отношения к медицине.

В европейской психотерапии возникновение трансперсонального подхода в большей степени связывается с работами Грофа по ЛСД-терапии (конец 70-х гг.), а после запрета на эксперименты с ЛСД и ее аналогами — с голотропной терапией (середина 80-х гг.). В российской психотерапии опыт использования Т. п. невелик и основывается преимущественно на применении голотропной психотерапии с конца 80-х гг. Из оригинальных методик Т. п., созданных в России, можно указать так называемую аффективную контратрибуцию, применяющуюся в комплексном лечении хронического алкоголизма и неврозов.

Степени транса

Обычно выделяют три уровня транса. Применительно к гипнозу их характеризуют как легкую, среднюю и глубокую стадии. При первых двух стадиях всегда сохраняется контакт сознания пациента с гипнотерапев­том (аудиальный, визуальный или кинес­тетический). В сверхглубокой стадии контакт может прерваться, и тогда транс переходит в обычный сон. В этих случаях клиента следует оставить в покое, в состоянии сна, через некоторое время он проснется сам.

В первой, легкой стадии гипноза (транса), называемой в старых руководствах сонливостью, присутствует мышечная релаксация. Она проявляется расслаблением тела, включая лицевые мышцы, опусканием век, замедлением сглатывания слюны, урежением дыхания, переходом к неподвижности. Сознание полностью контролирует ситуацию, которая неосознанно оценивается индивидом как вполне безопасная. Субъективно ощущается состояние приятного покоя, расслабления, отдыха, легкой дремоты. В этой стадии индивид может по собс­твенному желанию легко прервать транс.

На второй стадии транса (средней – ​гипноза, по-старому – ​гипотаксии) расслаб­ление достигает максимума, пропадает глотательный рефлекс, появляются приз­наки мышечного оцепенения. Вербальным внушением возможно вызвать феномен каталепсии – ​восковой ригидности мышц (телу можно придать любое положение, и оно будет в нем оставаться; наличие каталепсии обычно проверяют поднятием руки индивида, без упора, при этом ему внушают, что поза неподвижна, после чего рука как бы застывает на весу). Элементы воли/безволия индивида и гипнотического влияния находятся в динамическом равновесии. Это означает, что индивид при волевом усилии еще мог бы одолеть сонливость и прервать транс, но ему этого уже не хочется.

Третья (глубокая) стадия транса/гипноза (по-старому – ​сомнамбулизм) отличается выраженным трансом. Рамки окружающей реальности сужаются, ограничиваясь только контактом (раппортом) с гипнотизером. Остальные раздражители, исключая сверхсильные ожоги, не воспринимаются. Если при вхождении в эту стадию глаза индивида оставались открытыми, то взгляд застывает неподвижно, сконцентрированный куда-то вдаль. Окружающего он не видит. Создается впечатление застывшей скульптуры. Именно в этой стадии возможно включение галлюцинаторных переживаний, внушение регрессии личности (представления себя ребенком с соответствующим поведением!), внушение потери чувствительности к болевым и другим раздражителям, наконец, внушение постгипнотических действий. Индивид переживает известные трансовые феномены, например, субъективное искажение времени, возрастную регрессию, анестезию и т.д., причем многие из них возникают нередко спонтанно и бесконтрольно.

Феномены транса

Когда человек погружается в транс, обычно возникают определенные феномены (проявления). Они напрямую зависят от степени погружения, подсознательных проблем личности и внешних направляющих стимулов. При трансе возникает переход в совершенно новую реальность, удачно названную гипнотической; при этом «стопорится» привычное мышление, однако раздвигаются рамки осознания. Болевые точки пережитого опыта, все подавленные установки и проблемы (прежде всего, эмоционально значимые!) всплывают на поверхность и могут быть осознаны заново с позиции условно-стороннего наблюда­теля. Это можно назвать «форматированием жесткого диска психики».

К числу феноменов транса относят наплыв воспоминаний, регрессию личности в прошлое, прогрессию в будущее, искажение и диссоциацию восприятия (позитивные и негативные галлюцинации). Такие феномены всегда глубоко индивидуальны, поскольку характеризуют внутренний психологический опыт, а потому трудно сравнимы между собой.

Едва ли не важнейшим достижением применения транса следует считать переживание отчужденности своих переживаний от реальности окружающего мира, внутренних ощущений и даже собственного рационального сознания. При трансе изменяются вектор и поле внимания. Это сопровождается, в частности, изменением ощущения физического тела, сенсорных ощущений, селективным восприятием. Обостряются отдельные чувства. Если транс сопряжен с использованием наркотических веществ, то искажение вос­приятия доходит до иллюзий и галлюцинаций. Такой процесс приводит к глубокой трансформации психики, иногда с неоднозначными и не всегда предсказуемыми последствиями.

Характерная черта транса – ​парадок­сальная логика дуальности. В обычном состоянии человек привычно делит мир на части: «внутри» и «вне», «субъект» и «объект», «здесь» и «там», целое и его часть, ребенок и взрослый и т.п. В состоянии транса индивид может одновременно идентифицировать себя с двумя сторонами, «понимать» взаимодополняющие час­ти. Такая логика дуальности создает особое состояние ощущаемого единства. Это первичный, всеобщий способ принятия понятий, предшес­твующий расчленяющей логике «и/или», которая характерна для аналитических, сознательных процессов. Другими словами, процессы транса объединяют соотносимые понятия («это» и одновременно «то»), тогда как сознательные дифференцируют их («это» в противоположность «тому»).

Существуют подтверждения того, что отдельные субъекты (в нашем понимании – ​экстрасенсы, в западной литературе – ​«слипперы») могут в состоянии глубокого транса «входить» своим сознанием в иные информационные пространства (собы­тия прошлого или будущего, незнакомые субъекту места).

Полярной противоположностью транса, с его поглощением иррациональными внутренними переживаниями и отрывом от текущей реальности, является состояние бодрствования с «блуждающим» рациональным вниманием.

Суммируя информацию, можно сформулировать изменения сознания в трансовых состояниях в следующих тезисах.

1. При трансе наблюдается переход от всеподавляющего, абсолютно субъективного ментального восприятия себя и реальности к отстраненному чувственно-­эмоциональному (по К. Кастанеде – ​происходит выход на иную «точку сборки»).

2. Информация предстает в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов. Как результат, изменяется эмоциональная окраска отражаемого в сознании внутреннего опыта.

3. Меняются самоосознание, рефлексия. Так, некоторые элементы феноменологии измененных состояний сознания переживаются субъектом не в качестве «своих» (то есть продуктов собственной психичес­кой активности), а как нечто объективное и независимое от него. Например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «мне было видение», «я слышал голос» и т.п.

4. Кардинально меняется восприятие окружающего мира, в том числе пространства и времени. Привычная трехмерная реаль­ность трансформируется в нереально-­иллюзорную и иррационально-фантастическую, где изменяются и ход событий, и их понимание, и даже относительные физические размеры себя и предметов.

После выхода из трансовых состояний нередко наблюдается частичная либо пол­ная амнезия. Гипотетическая причина – ​трудность, а иногда и невозможность перевода нового, абсолютно непривычного (не укладывающегося ни в какие рационально-логические рамки) пережитого внутреннего опыта (переживаний) на понятный сознанию язык привычных форм категоризации. Как сказано поэтом, «…ни пером описать».

Методология введения в психотерапевтический транс

Большинство техник введения в транс прекрасно описаны, поэтому остановимся на наиболее значимых их элементах. С точки зрения психотерапии, все методы наведенного транса полезно рассматривать как некий инициированный и управляемый извне процесс ознакомления индивида с иным состоянием сознания.

Общую задачу введения в транс можно сформулировать так: необходимо незаметно и плавно перегрузить рациональное сознание и привести его в состояние утомления и отключения. При этом привычное сознание сужается, а суженное – легко подчиняется ритму, в который вплетаются, минуя обычную критическую оценку, слова психотерапевта. Вначале он опирается на знакомые для каждого ощущения, завоевывает некую степень доверия. Затем постепенно переходит к описанию возможных ощущений внутреннего мира, забирая на себя лидерство и становясь проводником в новую реальность.

Первичный этап погружения в транс ограничивается самим фактом переживания новых ощущений, пробуждением легкого любопытства к трансу как приятному приключению с перспективой освобождения от проблем, не более того. Психотерапевту предстоит фактически утонченно-­выдержанная, тактичная и предельно корректная работа с ребенком, сидящим внутри каждого взрослого. Ближайшая цель общения – ​привлечь к себе внимание и завоевать доверие этого ребенка. Лишь затем можно приступать к основной задаче – ​индивидуальной коррекции.

Главным инструментом психотерапевта является слово, несущее закодированную информацию (рациональное сознание есть не что иное, как процесс кодирования и перекодирования информации). Направленное воздействие на любое звено переработки информации, превышающее естественный допустимый порог, приводит к замедлению (или остановке) процесса, прообразу транса. Эффект воздействия усиливается, если стимул ритмичен и попадает в резонанс с нервно-­психическими процессами субъекта.

Принципиально психотерапевт может изъясняться на привычном для него культурном уровне понимания. Тем не менее лучше, если язык психотерапевта будет предельно прост и понятен пациенту. Желательно использовать привычный для него набор слов и знакомые обороты речи.

Эмпирически установлено: в гипнотехниках важен не столько смысл сказанного, сколько форма подачи. Семантика слов теряется в ритмическом рисунке речи. Иными словами, гораздо менее значимо, что говорить, чем как сказать. В свете данного факта энергетика личности гипнотерапев­та выступает на первый план, оттесняя назад техники введения в транс. Способность быть хорошим психотерапев­том – ​это прирожденный дар, который может быть отшлифован знанием техники, но не заменяется ею. Главный элемент в гипнотехниках – ​непререкаемая властность и авторитаризм писхотерапевта, пусть даже поданные в смягченной утонченно-интеллегентной форме. Психотерапевт ни на йоту не дол­жен сомневаться в себе и своих действиях – ​только тогда их успех обеспечен.

Универсальным проводником в коммуникации «психотерапевт – ​пациент» выступает тональность речи специалиста. Повышение голоса к концу предложения воспринимается как вопрос. Сохранение тона на постоянном уровне расценивается как утверждение. Снижение тона к концу фразы истолковывается как приказ. Высокие тона первоначально ассоциируются с детскими голосами. Подсознание относится к таким тонам, как взрослый – ​к ребенку. Напротив, низкие тона подсознательно требуют подчинения. Этим удобно пользоваться. К примеру, если психотерапевт обладает высоким тембром голоса, то введение в транс ему лучше делать на фоне негромкого, спокойного басового музыкального сопровождения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: