До начала сеанса идет этап предварительной подготовки и подстройки (последнее в терминологии НЛП означает применение приемов вербального и невербального общения, понятных индивиду, преимущественно тех, которыми он обычно пользуется). Выясняют, как обычно, проблему клиента, мягко подводят его к формулировке запроса, уточняют степень осознания проблемы и перспектив выбора того или иного решения и т.п. Одновременно внимательно наблюдают за реакциями собеседника, запоминая и пытаясь воспроизвести в зеркальном отображении его жесты, мимику, интонации, а также выявить основной канал информации (вербальный, зрительный, кинестетический). По возможности используют приемы:
· предугадывания желаний и опережения мыслей клиента (подчеркивание компетентности);
· создания атмосферы доверия при сохранении тайной загадочности личности психотерапевта;
· мягкого «якорения» (жест, звук, слово) желательного переживания;
· всемерной поддержки личности клиента, поощрения его позитивного поведения.
Затем начинается собственно введение в транс: «Пожалуйста, располагайтесь удобней (лучше полулежа). Постарайтесь немного расслабиться. Можете прикрыть глаза, так вам будет спокойней и приятней. Проверьте, удобно ли вашему телу, рукам и ногам. Снимите напряжение с лица, легко подвигайте мышцами лица и расслабьте их. Вы слышите мой голос, он будет сопровождать вас в приятном путешествии туда, куда вы захотите отправиться». На этом этапе желательно чаще использовать слова, вызывающие приятные ассоциации. Например: «удобно», «приятно», «тепло», «спокойно», «удовольствие», «гармония», «счастье», «радость», «счастливый» и т.п.
Можно попытаться согласовать дыхание психотерапевта с дыханием клиента. Этот компонент подстройки легко реализовать, если выработать привычку говорить на выдохе клиента. Важные (ключевые) слова должны произноситься в конце выдоха. Тщательное наблюдение за дыхательным ритмом помогает лучше отслеживать процесс сопровождения и состояние транса.
|
В дальнейшем рационально направлять монолог психотерапевта в первую очередь на приятные воспоминания детства, так называемое сопровождение в приятном воспоминании. Пример: «вы видите облака, медленно проплывающие по небу, наблюдаете за ними и ощущаете теплые, ласкающие вас солнечные лучи и приятное дуновение легкого ветерка». Этим подходом вызывают архетип детства и связанные с ним чувства безопасности и единства с миром, ощущения любви. Данный момент крайне важен для текущего ощущения безопасности и избавления от внутреннего страха перед чем-либо. Уместно вспомнить и провести аналогию: при занятиях любовью люди явно впадают в чуть измененное состояние сознания. Во время монолога психотерапевт оценивает степень транса, можно с использованием феномена каталепсии (есть/нет).
В техническом плане удобен «дробный» прием введения в транс, так называемый ступенчатый гипноз. Для этого процедуру введения несколько раз останавливают. Индивида выводят из состояния дремоты, выясняют ощущения, а затем погружают в транс вновь. Рекомендуемый интервал каждой «ступени» – 2‑4 минуты.
По достижении любой степени транса наступает этап собственно внушения. Существует два принципиально разных подхода к проведению внушения. Первый, исторически более ранний, называется гипносуггестией. Он предполагает использование императивного тона и императивных формул внушения: «вы станете», «вы будете», «вы сможете» и т.п. При втором подходе, напротив, императив стараются свести к минимуму. Сознанию индивида предоставляют полную (или почти полную) свободу существования. В основу такого подхода легли эмпирические наблюдения и теоретические концепции метода НЛП, в том числе рефрейминга (см. ниже). При любом подходе и избранной технике следует придерживаться принципа позитивной формулировки результата.
|
Выход из транса
Выход из транса рекомендуется осуществлять например, путем обратного счета (5‑4‑3‑2‑1). После каждого числа следует должный словесный комментарий: исчезновение расслабленности в теле, сонливости, появление более глубокого дыхания, нарастание силы в мышцах, ощущения бодрости, активности, оптимизма и т.п. По окончании счета дается указание типа «вы можете подняться, и пусть достигнутый прогресс останется с вами до следующего сеанса». В случае неконтролируемого перехода индивида в состояние сна и потери с ним контакта (раппорта) наилучший путь – оставить клиента в покое. Ничего опасного в этой ситуации нет, по истечении какого-то времени можно попытаться либо возобновить контакт (раппорт), либо индивид проснется сам.
Символдрама
Человек любит быть в безопасности и мечтать. Мечтания являются сильнейшей психологической разрядкой, позволяющей уйти от проблем и страданий. Именно этот феномен с успехом использован в системе мягкого сопроводительного транса, разработанной немецким психологом Ханскарлом Лейнером (визуализации по Лейнеру). Система известна под названиями: кататимный (в переводе с нем. – зависимый от эмоций) психоанализ, символдрама, кататимные переживания образов. Суть метода – в трансовых переживаниях на заданную тему с последующим их анализом. Фактически, это не что иное, как управляемая медитационная практика. Индивиду предлагают расслабиться, вводя его постепенно в мягкий транс, важный критерий которого – полностью свободное дыхание.
|
Введение в транс предполагает зрительные визуализации с закрытыми глазами (например, представить луг, прогулку по нему). При этом психотерапевт дает мягкие подсказки: «вы идете по тропинке, видите колодец, хижину при солнечном свете, вокруг которой растут красивые цветы, вы подходите ближе…» и т.п. В таком состоянии субъект «видит» некие образы, фактически – сновидения наяву, близкие к осознанной полудреме. Он незаметно погружается в легкий транс, при котором получает возможность самостоятельно анализировать свои переживания, переосмыслить опыт, извлеченный из глубин подсознания. Данный психотерапевтический прием построен на теории проективных представлений, уходящих в психоанализ. Вот основные мотивы для визуализации:
опушка леса, луг, берег водоема (ручей, озеро, море) – исходный образ защищенности;
прохождение вдоль ручья вниз или вверх по течению (символическое исследование своей жизни);
подъем на гору, с вершины которой должен открыться вид на окружающий ландшафт (символ жизненной задачи);
осмотр дома, хижины, строения (символ физической защиты);
встреча со значимым лицом (мать, отец, опекуны-воспитатели) в реальном или символическом одеянии (отпечаток прошлой жизни, невыполненной интроекции);
наблюдение за опушкой леса в ожидании появления животного существа, которое покажется из гущи и темноты леса (подсознательные страхи);
яхта под парусом, на которой можно покататься, или ковер-самолет – полетать (мечты, фантазии);
пещера, в которую можно по желанию войти с риском встретить знакомое или необычное существо (исследование собственного подсознания).
По окончании транса происходит беседа с клиентом, психотерапевт дает разъяснения относительно пережитых образов.
Метод легко осуществим, вне зависимости от глубины анализа оценивается практически всеми субъектами положительно. Особенно он эффективен в работе с детьми и лицами «творческой направленности». По моему мнению, метод стоит дополнить визуализациями желаемого будущего и наполнением себя энергией, оптимизмом и зарядом Удачи и Счастья.
Закончить тему трансовых методов хочется рекомендацией: в работе надо отсекать лишнее, всемерно избегать театральности, быть проще, понятней, честней.