При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;
- при рассмотрении первого вопроса плана семинарского занятия, постарайтесь привести примеры современного применения теорий абсолютных и относительных преимуществ, теоремы Хекшера-Олина и парадокса Леонтьева;
- при изучении второго вопроса плана семинарского занятия, следует обратить внимание на структуру мирового рынка и основные критерии, лежащие в основе классификации;
- при рассмотрении четвертого вопроса плана семинарского занятия, укажите, какие факторы производства являются избыточными для России: труд, земля или капитал; и, в этой связи, определите, какие товары должна производить и продавать Россия – трудоемкие, капиталоемкие или обеспеченные землей.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – Гл. 3.
2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – Гл. 2-5.
3. Кочергина Т.Е. – Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. – Часть 1. Мировая экономика: учебник. Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005. – Тема 6.
4. Международные экономические отношения: учебник/ под ред. Смитиенко Б.М. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Гл. 5.
5. Международные экономические отношения: учебник для вузов / Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. и др. / под ред. Жукова Е.Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – Гл. 5, 6.
6. Мировая экономика: учебное пособие для вузов /под ред. Николаевой И.П. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – Гл. 6-7.
Дополнительная литература:
1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
2. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и практика: учебник для вузов / пер. с англ. Под ред. Колесова В.П., Кулакова М.В. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 2002.
3. Международные экономические отношения: учебное пособие / под ред. Сутырина С., Харламовой В. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001.
4. Международные экономические отношения: учебник /под общ. ред. Рыбалкина В.Е. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез». Дипломатическая школа МИД РФ, 2004.
5. Наговицин А.Г. Внешняя торговля: учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 2003.
6. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во «НГПУ», 2000.
7. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб.: Питер, 2002.
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: внешнеторговая политика; протекционизм; либерализация; тарифные методы; экспортные, импортные, транзитные, адвалорные пошлины; паратарифные методы; автоматическое лицензирование.
2. Ответить на следующие вопросы:
- В чем состоит суть стратегии внешнеторговой политики?
- Каковы основные задачи внешнеторговой политики государства?
- Каковы основные нетарифные методы регулирования внешней торговли по классификации ЮНКТАД?
- В чем заключаются различия между адвалорными, специфическими и комбинированными пошлинами?
- Что собой представляют паратарифные методы регулирования?
- Каково содержание импортного таможенного тарифа?
3. Провести сравнительный анализ тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Представьте результаты в табличном виде.
4. Привести примеры скрытого проявления монополистических мер регулирования современной внешней торговли.
5. Внешняя торговля России ни по объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. В чем, на Ваш взгляд, заключаются причины данного явления?
II. План семинарского занятия
1. Международная торговая политика. Национальные внешнеэкономические стратегии.
2. Внешнеэкономическая политика России: сущность, цели, принципы, основные элементы.
3. Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности. Либерализм и протекционизм.
4. Организационно-институциональные формы государственного стимулирования экспорта. Система экспортного контроля.