Органические заболевания головного мозга.
У больных с органическими заболеваниями головного мозга наибольшее влияние на выполнение «пиктограммы» оказывают интеллектуальные нарушения, однако проявляются и эмоциональные характеристики. Признаками интеллектуального снижения являются:
а. Непонимание смысла задания;
б. Невозможность выбора образа на абстрактные понятия.
в. Отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных (ориг. +) образов.
г. Снижение числа атрибутивных и метафорических образов, встречаются лишь самые банальные из них.
д. В структуре конкретных образов преобладание «фотографических», часто — фрагментаризованных.
е. Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации.
ж. Как проявление недостаточного понимания смысла задания — появление «выхолощенных символов» и «недифференцируемых изображений».
з. Изменения графических характеристик — «органический симптомокомплекс».
Проявлением тревожно-депрессивной установки на исследование, которая типична для больных с органическими заболеваниями головного мозга, являются следующие признаки:
а. Выраженные «шоковые» реакции на эмоционально значимые понятия, усугубляющие проявления интеллектуальных нарушений.
б. Спонтанные высказывания испытуемых носят преимущественно интрапунитивный характер — ссылки на собственную несостоятельность, указания на снижение зрения, памяти, дрожание рук.
в. Поиск «оценки» экспериментатора, его совета.
г. Феномены «возврата» и «замены».
Для больных с интеллектуальным снижением и синдромом расторможенности характерно:
а. Низкая дифференцированность изображений.
б. Выраженная дестабилизация графических характеристик.
|
в. Особо низкая продуктивность запоминания.
2. Неврозы.
Нарушения эмоциональной сферы, имеющиеся у невротиков, в силу не только количественного, но и качественного отличия от сходных изменений у здоровых, накладывают на выполнение «пиктограммы» определенный отпечаток.
Для «пиктограмм» больных неврозами характерно:
а. Снижение числа (отсутствие) геометрических символов;
б. Расплывчатость и банальность метафорических образов — «солнце», «цветы», «пейзажи».
в. Снижение числа атрибутивных образов;
г. Повышение числа индивидуально значимых образов, преимущественно за счет образов-стимулов;
д. Связь индивидуально значимых образов с конфликтной ситуацией, демонстрация своего отношения к ней в разъяснениях (для больных истерией).
е. Показатели адекватности, продуктивности запоминания — в нижних границах нормы.
Вышеперечисленные признаки в основном характеризуют относительное, аффективно обусловленное снижение интеллектуальной продуктивности. Если параллельно проводится исследование психометрическими методиками (тесты Векслера, Равена), то последние выполняются на более высоком уровне, чем «пиктограмма».
ж. Наличие «шоковых реакций» на эмоционально значимые понятия. При этом шоковые реакции проявляются открыто, иногда обуславливая отказ от выбора.
з. Спонтанные высказывания по ходу исследования — разъяснения (для больных истерией); критика тестирования, самокритика.
и. Дестабилизированная (незначительно) композиция (для больных истерией и неврастенией), сверхупорядоченная — у больных неврозом навязчивых состояний.
|
Параноидная шизофрения
Данные «пиктограмм» — у больных шизофренией (параноидная форма) значительно отличаются в зависимости от актуального психического состояния больных (обострение, ремиссия А, ремиссия Б с чертами апатико-абулического дефекта), чего нельзя отметить при исследовании другими методами изучения мышления (4-й лишний, классификация, определение и сравнение понятий). Изменения «пиктограммы» обусловлены, таким образом, не только нарушениями мышления, но и аффективными, личностными характеристиками.
Для больных в состоянии обострения характерно:
а. Недостаточное понимание смысла задания.
б. Значительное снижение числа атрибутивных образов.
в. Снижение числа стандартных образов вплоть до их отсутствия.
г. Смещение стереотипизирующей установки (атипическая стереотипия), персеверативные тенденции (прямые персеверации, феномен «единой системы»).
д. Снижение числа адекватных образов.
е. Низкая продуктивность опосредованного запоминания, при этом испытуемый не может вспомнить даже те слова, на которые выбраны адекватные образы.
ж. Употребление букв, часто вычурное.
з. Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков.
и. Значительная диспропорция между данными «пиктограммы» и других методов экспериментально-психологического исследования.
Вышеизложенное не касается больных с депрессивно-параноидным синдромом, «пиктограммы» которых имеют следующие характерные черты:
|
а. Значительное удлинение времени реакции.
б. Снижение уровня «интеллектуальных» факторов «пиктограммы».
в. Высокий показатель адекватности и стандартных образов.
г. Достаточная продуктивность опосредованного запоминания.
д. Выраженные «шоковые реакции» с непреодолимыми отказами на эмоционально значимые понятия.
е. Чрезмерно выраженная типическая стереотипия.
ж. Сверхупорядоченная композиция вплоть до микрографии и «краевого расположения рисунков».
з. Нажим линии — слабый, часто — скупость деталей и фрагментарность рисунка, но иногда, напротив, рисунки повышенно детализированы, нажим линии в этих случаях не обнаруживает особенностей.
Данные изменения характерны для депрессии и неспецифичны для шизофрении как таковой. Следовательно, при наличии депрессии у больного шизофренией, в «пиктограмме» проявляются те изменения, которые характерны для депрессии, шизофренические изменения «маскируются». Другой существенной закономерностью является то обстоятельство, что если шизофрения развивается на органической основе, особенно при наличии черт интеллектуального снижения, в «пиктограмме» проявляются изменения, типичные для «органиков». «Пиктограммы» больных шизофренией в состоянии ремиссии А не всегда возможно отдифференцировать от «пиктограмм» здоровых испытуемых и невротиков. Однако, достаточно часто при исследовании проявляются специфические изменения:
а. снижение количества стандартных образов вплоть до полного их отсутствия на фоне достаточного количества адекватных образов.
б. Персеверации на фоне благополучных «интеллектуальных» характеристик «пиктограммы».
в. Выраженные шоковые реакции с отказами на «легкие» понятия, не вызывающие затруднений у здоровых испытуемых — «парадоксальные отказы».
г. Низкая продуктивность запоминания, неспособность воспроизвести понятия, на которые выбраны адекватные образы.
У больных с легким апатико-абулическим дефектом дополнительно отмечаются:
а. Отказы на последние понятия, входящие в набор, вне зависимости от их интеллектуальной трудности.
б. Выхолощенные символы, также чаще на последние понятия набора. Коррекция при ретестировании не всегда возможна.
в. Весьма специфично сочетание хаотического расположения рисунка со слабым, едва заметным нажимом линии.
г. Иногда встречаются недифференцированные зображения. Дифференциация затруднена из-за скупости деталей рисунка и слабого нажима линии.