ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫ В «ПИКТОГРАММЕ»




Под названием «особые феномены» описываются разнообразные, подчас довольно тонкие и недоступные для поверхностного наблюдателя особенности выполнения метода, в том числе — высказываний испытуемого, эмоциональных и других поведенческих реакций — всего того, что остается за пределами формализованной оценки ответов и анализа основных количественных соотношений.

При изучении «пиктограммы» можно выделить большую группу подобных неформализуемых факторов анализа, как общих для «пиктограммы» и теста Роршаха, так и специфичных для «пиктограммы». Эти факторы, по аналогии с текстом Роршаха, обозначаются как «особые феномены»..

А. Шоковые реакции. Данный тип реакций является общим для многих методик (ассоциативный эксперимент, тест Роршаха, методика незаконченных предложений) и. является проявлением «тормозящего» действия аффекта на интеллектуальные процессы. В «пиктограмме» шоковые реакции проявляются в виде удлинения латентного времени, изменении характера выбранного образа (в сравнении с другими образами в данном протоколе), некоторых графических особенностей — более тщательная отработка рисунка, сильный нажим, реже — резкое уменьшение размера рисунка на «травмирующее» понятие. Крайним проявлением шоковой реакции является отказ от выбора образа — локальный отказ. Причиной последнего могут быть и чисто интеллектуальные затруднения. Парадоксальные отказы (отказы на «легкие понятия») обусловлены убеждением испытуемого, что все понятия имеют непосредственное отношение к нему. Так, испытуемый отказывается выбрать образ на понятие «тяжелая работа», поскольку он «любит всякую работу, никакая работа не тяжела».

Б. Неформализуемые типы образов. Ассоциации по созвучию. Выбранный образ помогает запомнить не смысл понятия, а звучание слова. Примеры многочисленны (автомобиль «Победа», электропила «Дружба» на созвучные понятия, сом на понятие «сомнение»). Более сложны и реже встречаются образы-ребусы, где слово составляется из первых букв изображаемых предметов.

Множественный выбор. Для запоминания понятия изображено несколько предметов, не объединенных в единую композицию. Обычно это набор адекватных атрибутивных образов. Данный феномен не является редкостью и имеет диагностическую ценность лишь тогда, когда в разъяснении имеется нарушение логической связи.

Выхолощенная символика. Эта категория образов рассмотрена выше при описании техники ретестирования.

Недифференцируемые изображения. Испытуемый не в состоянии объяснить, что же именно он хотел нарисовать, по характеру рисунка понять его сюжет совершенно невозможно. От «выхолощенной символики» данный феномен отличается тем, что рисунки не являются геометрическими значками, это крайне неудачные попытки изобразить что-либо конкретное. Недифференцируемые изображения почти абсолютно специфичны для больных с органическим поражением головного мозга, изредка они встречаются у больных шизофренией в состоянии обострения.

Б.Употребление буквенных и словесных обозначений. Употребление букв в «пиктограмме» запрещено инструкцией, появление буквенных обозначений является следствием недостаточности внимания; либо, чаще — негативистических тенденций, что обычно выясняется при репетировании. Здоровые испытуемые, как правило, органично включают надпись в рисунок, например, на понятие.«победа» рисуют календарь с надписью «9 мая». Редко рисунок заменяется надписью. У больных шизофренией употребление букв часто имеет вычурный характер, с деформацией, «сдваиванием» букв, приданием буквам сходства с изображением человека или животного.

Г. Спонтанные разъяснения и высказывания испытуемых. Чаще всего свидетельствуют о состоянии тревоги и внутренней неуверенности, являются также проявлением интеллектуальных затруднений либо эмоциональной «шоковой» реакции. Особняком стоят обстоятельные, авторитарные спонтаннее разъяснения лиц с эпилептоидными чертами.

Замечания испытуемых могут иметь экстрапунитивный либо интрапунитивный характер (типа «критики тестирования» и «самокритики»).

Д. Стереотипи и, персеверации и сходные феномены. Типическая и атипическая стереотипия и персеверации описаны выше. Иногда испытуемые не повторяют рисунка, но указывают тем или иным способом, что один рисунок обозначает два понятия. Так, испытуемая Л., нумеруя рисунки, напротив № 16 (понятие «дружба») ставит № 14 (понятие «справедливость»). Проявлением персеверативных тенденций является феномен единой системы, который заключается в том, что при построении образа на последующее понятие испытуемый использует предыдущий образ. При этом испытуемый может прямо использовать выполненный рисунок, видоизменяя либо дополняя его. Так, испытуемый К. на понятие «печаль» рисует девушку, сидящую у окна, на понятие «счастье» пририсовывает солнце, лучи которого освещают окно, на понятие «любовь» пририсовывает цветы на подоконнике.

Е. Фрагментаризация — испытуемый изображает лишь фрагмент задуманного образа, прямо говоря о своем замысле и подчеркивая невозможность реализации последнего.

Ж. Дублирование — испытуемый рисует на одно понятие несколько идентичных изображений.

З. Замена — выбрав образ для опосредования, испытуемый зачеркивает рисунок и рисует новый. Проявление тревоги, либо невозможности планирования в ситуации эксперимента.

И. Феномен возврата. При предъявлении следующего понятия, испытуемый возвращается к предыдущему рисунку, занимаясь его графической доработкой.

К. Привнесение цвета. Не пользуясь цветными карандашами, испытуемый в разъяснении упоминает о цвете. Например, нарисовав цветок на понятие «разлука» описывает его как «желтый цветок».

Л. Спонтанная нумерация — испытуемый нумерует рисунки.

М. Спонтанная пунктуация — рисунки разделяются запятыми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: