Лекция 2. Связь педагогики с другими науками




Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Педагогика теснейшим образом связана со всеми науками, занимающимися изучением человека: философией, социологией, информатикой, психологией, медициной, анатомией, школьной гигиеной, физиологией высшей нервной деятельности, генетикой, этнологией, экологией личности и др. Раскрыть механизм связи педагогики с другими научными дисциплинами можно на основе анализа целей и способов использования результатов наук в процессе педагогических исследований разного типа по теории воспитания, дидактике, методикам, школоведению и т. д.

Выделяют четыре формы такой связи:

1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. К числу ориентиров этого типа прежде всего относятся философия и социологическая теория, выполняющие методологическую функцию по отношению к педагогике.

2. Использование методов исследования, применяемых в других науках. Фактически любой метод теоретического или эмпирического исследования может найти применение в научной работе по педагогике, поскольку в условиях интеграции наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными. Специфическими для педагогики могут быть сочетание методов, последовательность их применения в соответствии с логикой педагогического исследования.

3. Использование данных других наук, результатов их исследований: психологии, медицины, физиологии высшей нервной деятельности и т. д.

4. Комплексные исследования. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук. Комплексность выступает как объективное свойство современной науки. В силу ряда особенностей образования — массовости, многофакторности, универсальной общественной значимости — необходимость комплексного охвата явлений особенно ясно выступает именно в этой сфере.

При проведении комплексного исследования каждый его участник выделяет собственный предмет — определенный аспект избранного общего для всех объекта, относительно которого он должен получить новое знание. Подлинно научное знание должно быть целостным, системным. Следовательно, необходимо некое системообразующее начало, которое объединяло бы в единое целое фрагменты общей картины объекта, полученные представителями разных научных дисциплин. Роль такого системообразующего начала выполняет интегративная функция педагогики. При этом педагогика не перестает быть единственной специальной наукой об образовании.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной. Философия определяет методологические подходы в объяснении педагогических явлений и процессов, место воспитания в развитии общества, дает знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направление педагогического поиска; определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией проявляется уже на уровне объекта исследования. Объектами психологического познания выступают психика человека, совокупность психологических процессов, свойств и состояний, включая закономерности становления личности. Педагогика же исследует закономерности управления становлением и развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека представляют собой не что иное, как целенаправленное развитие психики человека (его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Психология вырабатывает для педагогики и методологию управления развитием психики (например, принцип деятельности). Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Анатомия, школьная гигиена, физиология высшей нервной деятельности, генетика обогащают педагогику знаниями о физиологии и генетике человека и помогают лучше понять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендациями о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей. Это естественнонаучная база педагогики.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Социология объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений. Социология дает педагогике не только общетеоретические представления о закономерностях социализации личности, но и проводит прикладные исследования проблем семьи, образования и воспитания.

Новые дополнительные возможности для исследования процессов образования и обучения открывает перед педагогикой информатика, которая изучает современные информационные технологии, учит правильно использовать их в педагогическом процессе с помощью компьютеризации.

Этнология позволяет осознавать и учитывать в процессе воспитания и обучения народные, национальные особенности характера воспитанников, использовать традиции и практику народных методов обучения и воспитания.

Экология личности, экология среды — новые научные отрасли, изучающие закономерности и возможности сохранения личности непричинения ей вреда, создания условий для полного раскрытия ее потенциальных сил и возможностей.

Мы отметили наиболее тесные связи педагогики с гуманитарными и естественными науками. Однако спектр междисциплинарных связей педагогики с другими науками гораздо шире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: