Собственные понятия педагогики, основные ее категории.




К ним относятся «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание», «учение», «учебный предмет» «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Базовыми категориями педагогики как науки являются развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс. Рассмотрим подробнее эти категории.

Развитие индивид а — это процесс внутренне последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие человека, становление личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие каждого индивида человечество обеспечивает прежде всего через воспитание.

Воспитание как педагогическое явление имеет много дефиниций, в которых оно определяется:

как целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;

как целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей;

как целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности и др.

В этих определениях подчеркивается главная особенность воспитания как педагогического явления — оно осуществляется в специальных педагогических системах профессионально подготовленными или функционально выступающими (родители) в качестве воспитателей людьми, их воздействие и взаимодействие реализуются в отношении конкретной личности или определенной группы (класс, группа, школа и т. д.), в то же время воспитание как социальное явление осуществляется через влияние макро-, мезо- и микросреды и воздействие его направлено на всех.

Воспитание понимается и как воспитательный процесс, собственно воспитание, чтобы отделить воспитательную деятельность от обучения и других воздействий; как направление воспитательной работы (нравственное, экологическое, гражданское, патриотическое и др.), как оценка уровня культуры человека (он получил хорошее воспитание).

В мировую педагогику вводится и еще одно понятие воспитания — поликулътурное воспитание, которое предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи:

• адаптация человека к ценностям многонациональных культур;

• формирование понимания равноценности культур разных народов и наций;

• обучение взаимодействию между людьми с разными традициями;

• ориентация на диалог культур.

Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике целого ряда аспектов: типы, виды и модели воспитания. Существуют два типа воспитания:

• первый основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи;

• второй возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп. Второй тип воспитания представлен в мировой культуре специфическими вариантами — восточным и западным. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования к выполнению традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности и независимости мышления. Западный тип имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

Виды воспитания классифицируются по характеру воспитательных целей и путей их достижения:

По институциональному признаку различают: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях; в специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, детских домах и др.).

По стилю отношений между воспитателем и воспитанником: авторитарное, демократическое, либеральное. Согласно философской концепции, определяющей принципы и особенности воспитания, выделяют следующие модели воспитания:

1. Технократическая модель основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата прежде всего в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование типа поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений (Б. Скиннер и др.).

2. Социетарная модель базируется на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными. Например, религиозная, коммунистическая, националистическая модель и т. п.

3. Идеалистическая модель — воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи сформировали бы полноценную личность (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.).

4. Прагматическая модель — обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача только полезных в жизни, ориентированных на практическое применение знаний, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.).

5. Гуманистическая модель организуется на основе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, каков он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, К. Ясперс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Основными личностными факторами развития индивида, с точки зрения гуманистической педагогики, являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным его условием являются наличие истинного знания о себе, правильная самооценка, самосознание целей, идеалов, личностных смыслов.

Самообразование — специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом. С категориями «развитие» и «воспитание» тесно связана категория «образование».

Образование — это единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Образование в качестве педагогического явления рассматривается как:

• процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства;

• многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение и самореализацию личности в изменяющейся социокультурной среде;

• становление, развитие, рост самой личности как таковой. По уровню образование делится на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее.

Формы получения образования также различны: стихийное, получаемое в процессе как целенаправленных, так и спонтанных действий; и формальное, организованное, получаемое в специальных образовательных системах. По содержанию оно подразделяется на общее, профессиональное (учитель, врач и т. п.) и специальное (учитель начальных классов, врач-хирург и т. д.). Выделяют типы, модели и виды образования.

Типы образования:

• мифологическое — образование в древних обществах: освоение мира в форме сказок, былин, мифов, песен, эпосов и т. п.;

• схоластическое, с характерной для него культурой текстов и словесной природой знаний о земле и небе, тренировкой памяти и воли, овладением грамотой и риторикой, учением о сущности и смысле человеческого существования;

• просветительское — возникшее в XVII в. в период бурного развития научного знания, становления систем школ.

С начала XX в. в мире наблюдается разнообразие типов, моделей, видов образования. Модели образования:

• образование как государственно-ведомственный институт — система образования создается и контролируется государством;

• образование неинституциональное — организация образования вне социальных институтов: на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и т. п.

Виды образования подразделяются по:

• доминирующему содержанию — гуманитарное и естественнонаучное, теоретическое и прикладное и др.;

•характеру освоения культурных ценностей — религиозное, классическое и др.;

• масштабу освоения культурных ценностей — отечественное, национальное, европейское, международное, глобальное и др.;

• характеру усваиваемых научных знаний — филологическое, биологическое, экономическое и т. п.;

• виду человеческой деятельности — техническое, педагогическое, медицинское, музыкальное, художественное и т. п.;

• характеру образовательной системы — академическое, университетское, гимназическое и т. д.;

• сословному признаку — массовое, элитное. Механизм образовательного процесса осуществляется на основе обучения.

Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Развитие индивида, его воспитание, образование и обучение происходят на основе деятельности педагогов, наставников, преподавателей. Поэтому в педагогике большое значение придается педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность — особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей воспитания и образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством опыта, ценностных ориентации и образцов поведения, знаний, навыков и умений, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

С точки зрения гуманистической педагогики, движущей силой педагогического процесса является не педагогическая деятельность, а педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях

Педагогическое взаимодействие как активный целенаправленный процесс организуется всегда для решения какой-то определенной педагогической задачи. Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Отсюда весь педагогический процесс может быть представлен как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач различного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии педагоги и их воспитанники.

Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Отсюда весь педагогический процесс может быть представлен как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач различного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии педагоги и их воспитанники.

Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся.

Итак, учебные задачи делятся на шесть классификационных групп согласно когнитивным характеристикам:

• первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний;

• вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов);

• третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);

• четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст);

• пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем);

• шестую — рефлексивные задачи.

Педагогическая задача в педагогическом процессе всегда решается с помощью определенных педагогических технологий.

Педагогические технологи и — это последовательная, взаимообусловленная система взаимодействия педагога и воспитанника, связанная с применением тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса, преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов и является системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий. Педагогическая технология конкретизирует методики обучения и воспитания. В ее основе лежит идея управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

Педагогический процесс можно представить как направленное специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания воспитания и образования с использованием средств воспитания и образования (педагогических средств) с целью реализации педагогических задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы — это субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения.

Под педагогическими системами понимаются и различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания. Педагогические системы могут действовать в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, практики отдельного преподавателя. Широко известны авторские педагогические системы А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В.А. Караковского, В.Ф.Шаталова

и др.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: