Документация может быть систематизирована в следующих папках:
· информационно-нормативная (01),
· планирования и анализа (02),
· организации воспитательно-образовательной работы (03).
Рекомендуемая документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:
· Служебные и должностные инструкции:
1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.
1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
2. Общие сведения о группе:
2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).
2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).
2.3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках).
2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
2.5. Сведения о детях и их родителях.
3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
3.1. Основные направления работы и годовые задачи МКДОУ на текущий год.
3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
3.3. Перспективное планирование по разделам программы.
3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
· учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;
· взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
· регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.
Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:
· случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;
· вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
· перегруженность (недогруженность) планов;
· отсутствие дат;
· расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
· отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
· пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;
· календарные планы представлены в виде перспективных;
· нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;
· нет сноски на литературу, страницу;
· не прописывается индивидуальная работа с детьми.
Технология разработки календарных планов
· Общий алгоритм — канва.
· Начинать написание плана с режимных моментов: утро, день, вечер, минимум на две недели.
· Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
· Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной, интеллектуальной, физической.
· Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
· Соответствие программно-методическому обеспечению.
· Включать все виды деятельности.
· Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
· Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
· Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
· Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
· Учтены время года и погодные условия.
· Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
· Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.
· Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
· Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
· Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
· Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
· Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов.
· В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
· Должна быть прослежена работа с родителями.
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
1. Титульный лист
2. Список детей группы
3. План работы с родителями
4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03)
5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
7. Планирование самостоятельной деятельности детей
8. Планирование гимнастик
9. Рекомендации специалистов
Содержание разделов плана воспитательно-образовательного процесса
Рассмотрим их более подробно.
1. Титульный лист
2. Список детей группы
План работы с родителями
Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.
Работа может быть расписана в различных формах проведения:
· родительские собрания,
· консультации (индивидуальные, групповые),
· семинары-практикумы,
· тематические выставки,
· эпизодические беседы с родителями,
· совместные праздники,
· развлечения и досуги,
· анкетирование,
· экскурсии,
· участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.
Занятие планируется в соответствии с сеткой.
Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы).
Например:
Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56;
Конструирование — «Сказочный домик» — Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в д/с» – стр. 112.
На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме («считалки»).
В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами.
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
· Утренний отрезок времени.
· Прогулка.
· Вечерняя прогулка.
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.
Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.
Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).
Перечислим основные «необходимости» каждого дня:
· индивидуальный диалог с каждым ребенком;
· совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
· чтение или рассказывание;
· дидактические упражнения, развивающие игры;
· творческие игры;
· наблюдения (в группе, на воздухе);
· психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
· труд (различные виды);
· художественно-продуктивная деятельность;
· музыка;
· познавательная пятиминутка.
Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Планирование утреннего отрезка времени
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
· игровую деятельность,
· беседы с детьми,
· рассматривание предметов и иллюстраций,
· короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Количество видов деятельности в утренние часы:
· в младшей и средней — 3-4 вида,
· в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны
Планирование прогулки: В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).