активно управлять мышлением, интересом и вниманием зрителей.




Что такое драматургия? Принципы построения драматургии, ее задачи?

Драматургия (от греч. dramaturgein составлять драму) - означает как теоретические принципы создания сценических образов, так и искусство создания эмоционального переживания в литературных, театральных, музыкальных, кинематографических или телевизионных произведениях и постановках.

 

Кроме того драматургия является областью профессиональной деятельности в театре и кино - когда для театрализованной постановки авторского произведения нужно определить его сюжет, создав структуру из определенных элементов. Разработка такого дизайна и является задачей драматурга.

 

Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие осуществляется (а не уже свершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие является известной изменением в известный промежуток времени. Изменении в драматургии соответствует изменение судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, как во французской классической драме, или много лет, как у Шекспира.

 

главные особенности драматургии, главные требования к ней-

Первое. Произведение должно вызывать явно повышенный интерес к себе в

процессе восприятия. Даже если вы читаете роман, от которого невозможно

оторваться, это означает, что в нем использованы автором драматургические

принципы и приемы. Проза может в отдельных случаях обойтись без них, а

драматическое произведение — никогда.

Второе. Такое произведение строго диктует зрителю скорость восприятия

своих событий. Оно всегда ограничено за данным временем. Его нельзя

остановить, в нем нельзя вернуться назад и вдумчиво «прочитать» второй раз то,

что вы не успели понять сразу.

Третье. Содержание кусков, блоков, элементов и частиц произведения

должно быть выбрано и составлено так, чтобы не вызывать у зрителя

сложностей при восприятии и осознании происходящего на сцене или на

экране. Эти составляющие содержания и само содержание должны быть

выдуманы или выбраны с учетом относительной простоты, доходчивости до

сознания, чтобы не вызвать «торможения» и «спотыкания» в понимании

зрителем видимых и слышимых им событий.

Итак, выделены три основных, и только основных, условия драматургического построения содержания произведения.

Произведения строятся не на описании событий, а на самих событиях, самих

Документальных или вымышленных героях, воплощенных артистами, на их

Прямых конфликтах и столкновениях, так или иначе показанных зрителям.

А теперь самое главное.

Все принципы драматургии подчиняются одной задаче и направлены к

достижению одной цели: сделать произведение максимально увлекательным для

зрителя, затянуть его в пучину событий, вызвать сопереживание или

отторжение, всколыхнуть эмоции в душе и сердце человека.

Драматургия — это особый способ выбора (отбора) содержания

Произведения и взаиморасположения его частей, который позволяет автору

активно управлять мышлением, интересом и вниманием зрителей.

 

Главный принцип композиции драматургического произведения – замкнутость действия, законченность драматического сюжета. Действие драмы происходит пять этапов драматургического действия: экспозиция ( Значение термина очень близко к «раскрытию ситуации». В том же литературном словаре написано, что это — «изображение расстановки

персонажей и обстоятельств, непосредственно предшествующее началу

фабульного действия». Следовательно, экспозиция не включает в себя подступы к конфликту, не выявляет расстановку сил в будущем конфликте, ибо эти элементы драматургии начинают проявляться только в момент развертывания событий, в развитии действия.

Завязка ( Завязкой называется событие или действие, с которого начинается развитие

сюжета. С этого момента у героев появляется мотив их будущих поступков, возникает цель, к которой они будут двигаться через препятствия, преодолевая их на пути к ее достижению.

Завязка входит составной частью в раскрытие ситуации. Это — завершающий момент раскрытия ситуации, ее венец. Завязка может быть расположена почти в любом месте произведения. В его

начале, в середине и даже почти в конце. Все зависит от сложности избранного

автором сюжетного построения. Слово «завязка» выбрано в качестве термина потому, что здесь завязывается конфликт. С этого, собственно, и начинается ход сюжета, его развитие. Это —

первый яркий поступок героя или героев. После чего в сюжете идёт Конфликт — основная движущая сила сюжета, его развития. Конфликт—пробный камень характеров всех персонажей. Конфликт—побудитель поступков героев. Конфликт—это противоречие, противостояние двух сил, двух начал, двух устремлений, двух желаний. Конфликт главный возбудитель интереса зрителей к произведению. Если зритель понял суть конфликта, он всегда хочет узнать, чем кончится противоборство, противостояние, чем завершиться борьба, чем увенчается поиск, каков будет результат в ответе на поставленный вопрос, как разрешиться

проблема. Причем, конфликтов в произведении может быть несколько. Они могут быть

параллельными и переплетающимися. Конфликты бывают внешние и внутренние. Конфликт не может стоять на месте. В настоящем произведении онразвивается, обостряется, углубляется и даже трансформируется. Естественно, что подлинных произведений искусства без конфликтов не бывает. Конфликты хорошо известны нам по жизни. Они возникают почтинакаждом шагу. Частью конфликта является Коллизия -Коллизию чаще всего понимают как одну из стадий возникновения иразвития конфликта. Коллизия — это всегда противостояние, противоречие интересов, целей. Ввел в оборот данный термин Г. Гегель. Он происходит отлатинского слова collisio — столкновение. Без коллизий, без столкновений неможет развиваться конфликт. Дальше идёт Перипетия –развитие действия.

Термин «перипетия» возник в древней Греции усилиями Аристотеля. Он применил его для объяснения события, меняющего ход действия в трагедии и вплоть до противоположного. Таким событием может быть приход нового персонажа, неожиданная фраза героя, внезапно сменившаяся погода или случайно выпавший из кармана предмет. Все это способно оказаться событием, которое перевернет ход действия, поменяет решения героев, их

поведение и даже их цели. Кульминация. В жизни каждого бывали случаи, когда, оказавшись в критической ситуации, нужно было делать окончательный выбор. От этого выбора зависела вся дальнейшая жизнь. И вот проблема: рисковать или не рисковать? Наступил критический момент. Хотите или нет, но герой должен сделать выбор. Это — кульминационный момент в его жизни! Термин «кульминация» все трактуют одинаково — как момент наивысшего напряжения действия в произведении, наивысшего накала страстей. Однако не всегда наступает разрешение конфликта в произведениях. Существует такой прием, когда конфликт (полностью или частично) остается неразрешенным до конца. Развязка Если в произведении есть завязка, завязался узел интриги, само собой разумеется, что должна быть и развязка. Развязка-момент завершения, разрешения конфликта в действии, конец интриги. Действие еще может продолжаться некоторое время, но интриги больше нет.

В построении драматургического произвидения по желанию авторов может присутствовать ещё

И Пролог и Эпилог

Пролог - этовступительная часть произведения. Происходит от греческого слова из

двух корней —pro (перед) и logos (слово, речь). Пролог как бы предваряет

основное развитие действия, раскрывает события или обстоятельства,

предшествовавшие началу сюжета. Иногда он даже может быть частично связан с

сюжетом. В фильмах пролог часто выносят перед титрами. В классических

греческих трагедиях в прологе участвовал хор. Пролог может служить и называться предысторией сюжета.

Эпилог

Противоположная часть пролога, заключительный компонент

произведения, послесловие. Тоже имеет греческое происхождение от epilogos —

послесловие. Его еще можно назвать последействием, так он обычно не связан с

сюжетом.

Авторы используют его для пояснения прошедших перед зрителями событий, их

характеристики, рассуждений на тему произведения и выводов. Древние греки

эту часть тоже поручали исполнять хору. Заключительная мораль в басне,

пожалуй, может служить таким же примером эпилога, но только в очень

короткой форме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: