Конструктор сочинений ОГЭ
Как написать сочинение 9.1?
1. Вступление, тезис
Тезис включает в себя собственно цитату и рассуждение на ее основе.
Цель – сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе.
Речевые клише:
Тезис:
· Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…».
Рассуждение на его основе:
· Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом:
· Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…».
· По-моему, в этом высказывании речь идет о…
· Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
Пример:
Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов». Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
2. Аргументация
Цель: привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:
- Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании.
- Найдите примеры данного явления в тексте.
- Выпишите их или укажите номер предложения.
- Укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове.
|
- Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.
Речевые клише:
Аргумент 1
· Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
· Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
· Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
· Рассмотрим предложение…
· Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
Аргумент 2
· Также убедительным аргументом может стать…
· В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения …
· Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
Пример:
Рассмотрим предложение 20. Например, в слове «принесла» (предложение 20) в корне -нес- содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени -л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание -а указывает на форму единственного числа женского рода.
Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня -сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс -ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.
|
3. Вывод
Цель – подвести итог своему рассуждению. Подчеркнуть, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.
Речевые клише:
· Итак, мы смогли доказать, что…
· Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо.
· Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …
· Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста … верно (справедливо, бесспорно).
Пример:
Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А.Н.Тихонова справедливо.
Как написать сочинение 9.2?
1. Вступление, тезис
Тезис – формулировка утверждения о смысле фразы из текста. Развертывание тезиса с помощью комментария к нему.
Цель - процитировать обозначенное в задании 9.2 предложение и тезисно объяснить его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать.
Речевые клише:
· Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так: …
· Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
· Эти строки говорят о том, что …
· Текст (автор) заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что …
· Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: ….
· Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
· Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
· По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: ….
|
· В этом отрывке автор говорит о том, что…
· В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Переходные фразы-связки:
· Докажу своё суждение примерами из текста (автор).
· Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор).
· Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
Пример:
«- Собаки не ошибаются, не ошибаются... - бурчал себе под нос инженер Молчанов». Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: инженер Молчанов считает, что собаки обладают способностью чувствовать человека: хороший он или плохой, можно ему доверять или нет. Докажу своё суждение примерами из текста В.К. Железникова.
2. Основная часть. Аргументация
В основной части сочинения аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны соответствовать тезису; иллюстрировать ваше мнение о смысле цитаты.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.
Цель – доказать свою интерпретацию цитаты, проиллюстрировав ваше понимание.
Речевые клише:
· Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям....
· Своё мнение могу доказать на таком примере из текста: ….
· Во-первых, … Во-вторых, …
Пример:
Во-первых, Молчанов очень удивился тому, как его собака Янка встретила незнакомого человека. Такое поведение, по словам инженера, было несвойственно для Янки (предложения 23-25).
Во-вторых, узнав цель визита непрошеного гостя, Молчанов понял, почему Янка так себя повела: Валерка оказался добрым и неравнодушным человеком, который готов взвалить на свои плечи чужие заботы (предложения 37, 44).
3. Заключение, вывод.
Цель – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Речевые клише:
· Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом
· Мы пришли к выводу, …
· Подводя итог, …
· Делая выводы из вышеизложенного, …
Пример:
Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.