О портфолио обучающихся 5-11 классов
МОУ «Малечкинская школа»
Ввести единую структуру, отменить Положение о портфолио первоклассника
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее – Положение) о портфолио обучающегося (далее – Портфолио) является локальным актом, регулирующим порядок, периодичность и формы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ «Малечкинская школа» (далее – обучающихся) в процессе освоения ими основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных).
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
· Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
· приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
· приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
|
· Уставом образовательной организации (далее – ОО) МОУ «Малечкинская школа»
· основной образовательной программой (далее – ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· локальными нормативными актами ОО;
· положением о ВСОКО?;
· положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
· положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО;
· положением о зачёте результатов, полученных в другой ОО; Вставила –уточнить название
· положением о внутришкольном контроле;
· положением об индивидуальном учебном плане.
1.3. В Положении используются следующие понятия, термины и сокращения:
· портфолио обучающегося – комплексный документ, отражающий совокупность индивидуальных образовательных достижений обучающегося в урочной и (или) внеурочной деятельности;
· технология портфолио – педагогическая технология формирования навыков самооценки учащихся, развития у них рефлексивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий;
· индивидуальное образовательное достижение обучающегося – результат освоения обучающимся основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), имеющий личную значимость для обучающегося;
· единица Портфолио – элемент Портфолио, подвергающийся учету и накоплению (приложение 1 к Положению);
|
· данные Портфолио – информация, основанная на учете единиц Портфолио;
· ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования;
· ВШК – внутришкольный контроль;
· ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;
· УУД – универсальные учебные действия.
1.4. Портфолио – одна из форм аутентичного индивидуального оценивания, ориентирующегося на процесс оценивания и самооценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая итоговую и промежуточную аттестацию.
1.5. Настоящее положение регулирует требования и нормы к построению и действию «портфолио».
1.6. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, способствует развитию осознанного образования учащимися, развитию само- и взаимооценивания.
1.7. Портфолио достижений позволяет обучающемуся адаптироваться при переходе из класса в класс, из школы в школу, принимать участие в конкурсе при зачислении на обучение на рейтинговой основе в другие образовательные учреждения, в профильные классы, позволяет создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха.
1.8. Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поэтому ведение портфолио является обязательным для классов, обучающихся по ФГОС ООО и ФГОС НОО.
|
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, зафиксировать его усилия и достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Решить важные педагогические задачи:
· реализация права обучающихся на удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов в процессе получения образования;
· привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися;
· организация сбора информации о динамике продвижения обучающегося в урочной и внеурочной деятельности;
· содействие процессу ВШК;
· обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение прав и свобод в части содержания образования, его влияния на личностное развитие обучающихся;
· установление степени соответствия фактически достигнутых обучающимися образовательных результатов планируемым результатам образовательных программ;
· оптимизация внутренней системы оценки качества образования и развитие информационной открытости образовательной организации.
· поддержка высокой учебной мотивации обучающихся;
· поощрение их активности, самостоятельности;
· расширение возможности обучения и самообучения;
· содействие индивидуализации (персонализации) обучения;
· развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
· выявление существующего уровня сформированных умений и совершенствование их путём внесения коррекции в учебный процесс;
· формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, делать отчёт об индивидуальных образовательных достижениях;
· создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.
3. Функции портфолио
· диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени,
· целеполагания – поддерживает учебные цели,
· мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей,
· содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ,
· развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году,
· рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Накопление (сбор) Портфолио проводится в три периода:
· начальная школа (согласно Положению о портфолио первоклассника);
· основная школа;
· старшая школа.
4.2. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися, родителями в начале каждой ступени обучения.
4.3. Формирование портфолио обучающимися 5-11 классов ведётся в основном самостоятельно, с помощью родителей. Классный руководитель является консультантом.
4.4. Обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.
4.5. Учет документов, входящих в портфолио осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимся и его родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
4.6. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования является как качественной, так и количественной. Оцениванию не подлежат:
· темп работы ученика;
· личностные качества школьников;
· своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
4.7. Максимальное количество баллов, которое может набрать в портфолио обучающийся школы, не ограничено.
4.8. По итогам учебного года обучающийся проводит анализ портфолио. Организуется школьный конкурс Портфолио по классам, ступеням обучения или возрастным группам с привлечением родительской общественности. Объективность выставления итогового балла проверяется заместителем директора по ВР. Победители, призёры, лауреаты награждаются грамотами, имеют право участвовать в муниципальном конкурсе «Лучший ученик».
4.9. Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется школьной печатью и подписью классного руководителя и представителя администрации.
5. Структура портфолио.
5.1. Портфолио оформляется в виде папки достижений с приложением документов, заверенных образовательным учреждением.
5.2. Перечень обязательных разделов портфолио:
· титульный лист, общие сведения об обучающемся (приложение 1);
· учебная деятельность по предметам (приложение 2);
· внеурочная деятельность по предметам (приложение 3);
· проектная и исследовательская деятельность (приложение 4);
· участие в познавательных мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы и др.) (приложение 5);
· социальная деятельность (участие в организации классного и школьного самоуправления; участие в мероприятиях, играх, конкурсах, акциях; участие в волонтёрской деятельности; участие в мероприятиях на уровне социума; публикации в СМИ) (приложение 6);
· спортивная деятельность с учётом внешкольной (приложение 7)
· внешкольная деятельность (музыкальная школа, художественная школа, кружки внешкольные, участие в мероприятиях вне школы, кроме спортивных) (приложение 8);
· курсы по выбору, факультативы (приложение 9);
· оценка учащегося по материалам портфолио (приложение 10);
· дополнительные сведения: отзывы - набор характеристик учителей, родителей, одноклассников, работников других образовательных учреждений об отношении обучающегося к различным видам деятельности (от 1 до 5 баллов);
· лист самоанализа результатов относительно поставленных целей и запланированных обучающимся результатов, постановка новых целей и задач в свободной форме (от 1 до 5 баллов);
· сводная итоговая ведомость рейтинга достижений (приложение 11);
· рекомендации классного руководителя и психолога (по желанию);
· приложения: документы, подтверждающие достижения, занесённые в таблицы (грамоты, дипломы, сертификаты).
Приложение №1
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малечкинская школа»
Портфолио обучающегося
Фамилия:_____________________________
Имя:______________________
Отчество:_____________________________
Дата рождения:_______________________
Начато: «....»……………….. 20…. г.
Личная подпись:
Место для фотографии
п. Малечкино
Приложение №2
Учебная деятельность
Ведомость фактических отметок на уровне основного среднего образования
5 кл. | 6кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | Экза-мен | 10 кл. | 11 кл. | Экза-мен | Итог | |
Русский язык | ||||||||||
Литература | ||||||||||
Иностранный язык (англ.) | ||||||||||
Второй иностранный язык | ||||||||||
Математика | ||||||||||
Алгебра | ||||||||||
Геометрия | ||||||||||
История | ||||||||||
Обществознание | ||||||||||
География | ||||||||||
Биология | ||||||||||
Музыка | ||||||||||
Изобразительное искусство | ||||||||||
Физкультура | ||||||||||
Технология | ||||||||||
Физика | ||||||||||
Химия | ||||||||||
Информатика | ||||||||||
ОБЖ | ||||||||||
Астрономия | ||||||||||
ККР | ||||||||||
Итоговый проект | ||||||||||
Средний балл | ||||||||||
Подпись классного руководителя |
Приложение №3