Началось это примерно в 1060 году. Посреди большой равнины Хауз, на фоне величественного силуэта Высокого Атласа, где нередко до мая лежат снега, на месте нынешнего Марракеша Абу Бекр, первый великий полководец из Альморавидов, велел разбить огромный палаточный лагерь для своих войск. Эти наездники верблюдов, вдохновлённые жаждой наживы и джихадом (войной против неверных), были родом из племени санхаджа, родственного туарегам, и называли себя аль‑мурабитун, «воины рибата» (укреплённой обители). При султане Юсуфе ибн‑Ташфине, начиная с 1070 года, лагерь постепенно начал превращаться в город. В 1086 году султан разгромил христианские войска испанского короля Альфонса в Андалузии и завладел богатой добычей. После этого город превратился в столицу государства, которое вскоре уже простиралось от Алжира до Атлантики и от Эбро до Сенегала.
Альморавиды построили мечети и дворцы, в которых узнаются андалузские черты, окружили город 12‑километровой стеной и посадили вокруг него большую пальмовую рощу. Все сады этого оазиса орошались при помощи кеттар, хитроумных подземных коллекторов грунтовых вод, которые проложили на глубинах до 50 метров.
В 1222 году в город прибывает фанатичный проповедник Ибн Тумарт. Он обвиняет властвующих Альморавидов в упадочничестве и неверии, после чего оказывается вынужден спасаться отсюда бегством. Прибежище он нашёл в Тинмале в Высоком Атласе, у берберов племени масмуда, которых стал призывать к священной войне против Альморавидов. Их первая попытка взять Марракеш (в 1130 году) не удалась, а Ибн Тумарт, самозваный махди («ведомый по пути Аллаха»), вскоре умер. И лишь спустя 16 лет его любимому ученику Абд эль‑Мумену удалось завоевать город, хотя и с помощью христиан‑предателей из дворцовой стражи.
|
Новые правители назвали себя аль‑муваххидун, «приверженцы единого Бога», и разрушили все сооружения своих предшественников. Альмохад Абд эль‑Мумен принял титул эмира эль‑Мумина, «эмира правоверных», притязая на роль главы всех мусульман. Этот титул король страны носит и по сей день. Во власти Абд эль‑Мумена оказалось государство, вобравшее в себя весь Магриб вплоть до Западной Ливии, ну и ещё половину нынешней Испании в придачу.
Альмохады построили в Марракеше крупные сооружения: мечеть Кутубия, большую Касбу (крепость), городские стены и ворота, глубокие водосборники, обширные парки и новые кварталы. Они пригласили к своему двору известных учёных, таких как знаменитый мавританский врач Аверроэс (Ибн Рушд), переводчик и комментатор сочинений Аристотеля, и освободили врача Авензоара, который томился в тюрьме у Альморавидов.
В XIII веке племенные мятежи и дворцовые интриги привели к гибели династии. В 1269 году Марракеш завоевали Мериниды, берберское племя из восточных степей. Они перенесли резиденцию султана в Фес, и берберский город у Высокого Атласа утратил своё значение.
В 1521 году арабы из династии Саадидов, которые уже успели захватить Фес и земли у реки Сус, без боя вошли в город и объявили Марракеш своей столицей. Так начался новый период расцвета города, о котором до сих пор напоминают руины дворца Эль‑Бади и гробница Саадидов. Ахмад I, самый известный султан этой династии, в 1591 году занял важные центры торговли золотом: города Тимбукту и Гао. Он вернулся с богатой добычей и получил прозвания Эль‑Мансур, «Победоносный», и Эль‑Дехби, «Позолоченный».
|
Следующая арабская династия, Алауиты, правившая в XVII веке, избрала резиденцией уже не Марракеш, а Мекнес, а затем – Фес и Рабат. Несмотря на это, султаны династии Алауитов по‑прежнему содержали дворцы в Марракеше, а их визири возводили новые здания: например, дворцы Бахия и Дар‑Си‑Саид (ныне музей).
Однако в 1907 году город снова оказался в самом центре политических событий. В Марракеше Мулай Абд эль‑Хафиз при поддержке Мадани эль‑Глауи, главы мощного берберского клана глауа из Телуэта, провозгласил себя султаном и сместил с трона своего бездарного брата Абд эль‑Азиза. Но и он вскоре был низложен, после того, как 30 марта 1912 года в Фесе был подписан договор о протекторате. Бунт в Марракеше, поднявшийся в том же году во главе с борцом за веру Эль‑Хибой, стал для французов поводом вступить в город. Преемник Мадани, Тхами эль‑Глауи, городской паша, пополнял французские полицейские отряды своими людьми и в результате стал, по существу, феодальным властителем Юга.
Для Эль‑Глауи всё это ознаменовалось обретением сказочных богатств: в своём шикарном городском дворце он принимал кинозвёзд, знатных особ и власть имущих со всего света, а его необузданные вечеринки взахлёб описывала бульварная пресса того времени. Но когда он в 1953 году подвигнул французов на то, чтобы отправить в ссылку на Мадагаскар султана Мухаммеда V, сторонника независимости, судьба от него отвернулась. В 1956 году, после кровавых беспорядков при Мухаммеде V, Марокко наконец добилось независимости, и Эль‑Глауи потерял и власть, и состояние. Некогда роскошный замок Глауа‑Касба в Телуэте при Алауитах был предан забвению.
|
**Медина
**Джемаа‑эль‑Фна
По вечерам на площади Джемаа‑эль‑Фна открываются уличные рестораны
Площадь **Джемаа‑эль‑Фна (Jemaa el Fna) (1) – это пульсирующее сердце Медины. Поначалу Ахмад эль‑Мансур, султан династии Саадидов, хотел было построить здесь мечеть, джемаа эль‑хана. Однако целая череда несчастных событий помешала султану выполнить своё намерение. Поэтому площадь и назвали джемаа эль‑фна («не построенная мечеть»). Позже здесь выставляли головы казнённых, отчего площадь в то время получила прозвище «сборище мертвецов».
Вокруг площади находится несколько ресторанов с террасами на крышах, откуда открывается вид на пёструю толпу внизу: Джемаа‑эль‑Фна кишит народом в любое время дня.
По утрам здесь занимают свои места мелкие ремесленники: парикмахеры, «холодные» сапожники и дантисты. В компании с ними оказываются чудо‑целители, продавцы фруктов и свежеотжатого апельсинового сока, торговцы‑разносчики. Под вечер ярмарочная толпа становится всё гуще и гуще. Вы погружаетесь в необозримое, непрерывно колышущееся людское море.
С наступлением темноты площадь окутывают ароматы восточных яств, проникающие из уличных ресторанов. Место фокусников и жонглёров занимают повара с целыми протвинями жареной рыбы и суповыми кастрюлями. Они расставляют столы с лавками и зазывают зевак на ужин.
Вся площадь производит впечатление многоцветного цирка под открытым небом, где сменяют друг друга красочные фигуры. Первый зрительский дирхам обычно достаётся фотогеничным разносчикам воды в красных рифских национальных костюмах с широкополыми соломенными шляпами – и чаще всего не за драгоценную влагу из козьих бурдюков, которыми они обвешаны, а за право их сфотографировать.
Другие столь же профессиональные «фотомодели» – это заклинатели змей, которые иногда пускают поползать по своим лбам и скорпионов. Стоит туристу вытащить камеру, как ему уж точно покажут готовую к нападению кобру, а если змея слишком пассивна, то хозяин наступает ей на хвост. Если и после этого зритель не раскошелится, тогда уже сам заклинатель змей вместе с самозваными «ассистентами» начинает угрожающе наступать – а в руках у него очень веский, угрожающе шипящий «аргумент»!
Жёсткий звук железных трещоток сопровождается глухим барабанным боем: это выступают гнауа, чёрные танцоры и музыканты. Темнокожие мужчины одеты в длинные белые гандуры (туники). Их головы украшают расшитые ракушками шапочки со свисающим длинным шнуром и кисточкой, прыгающей в ритме музыки взад‑вперёд. Артисты стремительно движутся по кругу, держа в каждой руке по железной трещотке. Самый старший из них бьёт в барабан, а самый младший, карапуз с доверчивым взглядом, но уже цепкими пальчиками, собирает деньги. Гнауа принадлежат к таинственному братству, члены которого по ночам якобы заклинают духов.
Фотографирование змей бесплатным не бывает!
Но и это ещё далеко не всё, что происходит на площади. Одетые в красное акробаты строят живые пирамиды и крутят сумасшедшие сальто. Они относятся к братству Сиди‑Ахмед‑у‑Муса, которое давно обосновалось возле города Тизнит. Этих талантливых артистов нередко можно встретить даже в цирках Европы.
Короткая лотерея обещает быстрый выигрыш: на картонке лежит шнур с двумя петлями. Победит тот, кто угадает, какая петля затянется. Поддавшись на уговоры, поначалу нерешительный зритель – как правило, европеец – с ходу выигрывает 100 дирхамов, но тут его сразу же подталкивают продолжить игру. Теперь на кону всего 50 дирхамов, и вот искатель счастья уже проигрывает 50 из своих 100. У мошенников, конечно же, нет разменных денег, поэтому ему приходится играть дальше, и снова он проигрывает. Очень скоро он вынужден лезть в собственный карман. Конечно, смекалистые игроки из потенциальных «терпил» мгновенно исчезают с первой выигранной сотней дирхамов. И тогда уж не помогают никакие проклятия, звучащие вслед: ну что ж, проколы бывают и у «лохотронщиков».
Сказочники – это сразу и актёры, и проповедники, и комики
Однако настоящие герои этой площади – сказочники. Они привлекают больше всего зрителей: они актёры, проповедники, мимы, комики и акробаты в одном лице. И у них в запасе есть чудесные истории. Например, сказка о пастухе, который однажды пропал в лесу, а по возвращении рассказывал много странного: как, отправившись на поиски своих потерявшихся коров, он повстречал на пути женщину с маленькими детьми. Когда он спросил её про коров, его тотчас же окружили призраки. Одна из этих женщин‑призраков как раз кормила грудью ребёнка. Она дала пастуху другую грудь и сделала его своим приёмным сыном. Долгое время он оставался в лесу у этих призраков и у своей новой матери, ни в чём не испытывая нужды. Но его тоска по дому становилась всё сильнее. Он хотел назад к людям. И только когда он пообещал духам вернуться к ним позже, они его отпустили. Эти дженуны (джинны) заставили пастуха произнести волшебное заклинание, которое навсегда дало им власть над ним. За это он получил дар совершать благие дела. Вернувшись к людям, он, как и прежде, пас коров и жил у своей матери – но кое‑что всё‑таки изменилось: теперь благодаря своей бараке (благодатной силе) он мог помогать людям. Вскоре многие стали приходить к нему за советом, и он помогал им, записывая на листе бумаги их просьбы и заворачивая в него принесённые людьми монеты. Этот свёрток он закапывал под деревом, а когда приходил туда во второй раз, то денег там уже не было – но вместо этого на листке было написано решение проблемы. Однако когда его мать умерла, он утратил этот свой дар: может быть, духи захотели снова забрать его к себе?
**Базары
К северу от площади находится квартал базаров, **суков, который можно подробно исследовать примерно за три часа пешей прогулки. Недалеко от мечети Уэссабин начинается улица Сук Смарин (Rue Souk Smarine), бывший ряд плетельщиков из камыша. Теперь здесь в основном торгуют одеждой и текстилем. Через 200 м вправо отходит короткая улочка, ведущая к живописной *площади Рагба Кедима (Place Ragba Kedima) (2), старому невольничьему рынку. Здесь продают пряности, ковры и берберскую косметику. В аптеках народной медицины вокруг площади есть такие экзотические лекарства, как сушёные ящерицы‑шипохвосты или повышающая потенцию «шпанская мушка».
После развилки к площади Кедима улица Сук Смарин делится на две: налево *Сук Аттарин (Souk Attarine), а направо *Сук‑эль‑Кебир (Souk el Kebir). Если в начале смешанного базара Аттарин ещё раз повернуть налево, то можно попасть на Сук Тентюрье (Souk Teinturiers), бывшую улицу красильщиков. Кое‑где над этой улицей ещё живописно развешаны разноцветные мотки шерсти. Дальше вдоль Аттарина следует рынок сапожников, шьющих бабуши, а затем медников и кузнецов.
Мавританский дворцовый ресторан в Медине
Повернув направо по одному из переулков киссарии (торгового квартала) с магазинами тканей, вы попадёте на Сук‑эль‑Кебир, ювелирный рынок, где работают золотых и серебряных дел мастера. А рынок Сук Шерратин (Souk Cherratine) заполнен лавками кожаных изделий.
**Медерса Бен‑Юсеф
Рынок заканчивается у мечети Бен‑Юсеф (Mosquee Ben Youssef), заложенной в 1120 году Али, сыном Юсуфа, султаном династии Альморавидов. Перед мечетью с южной стороны стоит постройка *Кубба‑эль‑Баадийин (Koubba el Baadiyin) (3). Это небольшое здание с ребристым куполом, раскопанное археологами в 1960 году, относится к XII веку. Внутри находился источник для религиозных омовений.
Медерса Бен‑Юсеф до 1960 года была школой Корана
Непременно стоит посетить бывшую школу Корана, **медерсу Бен‑Юсеф (Medersa Ben Youssef) (4), основанную султаном Абу эль‑Хасаном из династии Меринидов (1331–1351 гг.) для укрепления суннитского течения в марокканском исламе. В 1564 году султан Эль‑Галиб, уже из Саадидов, расширил её и превратил в крупнейшую кораническую школу Магриба. Во времена её расцвета в этой школе и, конечно, в соседней мечети постигали мусульманскую науку свыше 900 студентов. Вокруг одного большого и семи малых внутренних дворов расположены 150 жилых комнат. Это сооружение смело можно сравнивать с его прообразами в Фесе. Обучение здесь было прекращено лишь в 1960 году, а сама медресе превратилась в музей. Посередине центрального двора школы возвышается большая прямоугольная мраморная чаша. Чрезвычайно богатый декор нижнего этажа состоит из разноцветных геометрических узоров, выложенных мозаичной плиткой. Над ними видны обведённые орнаментом суры из Корана, лепнина в виде стилизованных шишек и раковин, а выше их сменяет резной орнамент из кедрового дерева. Молельный зал перекрыт замечательной красоты куполом, а его михраб украшен подковообразной аркой. Из окон студенческих келий на втором этаже открываются в очень фотогеничных ракурсах стены внутреннего двора, украшенные лепниной и богатым орнаментом.
Если отсюда отправиться на северо‑запад, то можно выйти к старому фундуку (постоялому двору для торговцев). Там стоит роскошный декоративный фонтан, который носит характерное название Айн шроб у шуф, «Пей и боготвори!».
*Музей Марракеша
По соседству с медресе находится *Музей Марракеша (Musee de Marrakech) (5). Фонд Омара Бенджеллуна устроил в бывшем вельможном дворце Дар Менехби в Старом городе музей традиционного народного искусства и современную галерею. Очень хорош в нём большой крытый внутренний двор в андалузском стиле.