ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА




Сочинения по литературе

 

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем пе­тербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А. С. Грибоедов закончил комедию “Горе от ума”, но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Древняя сто­лица всегда отличалась патриархальностью. Так, например, Татьяну встре­чает у тетки седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII веке. Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время. (“ Но в них не видно перемены. Все в них.на старый образец...”). Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо: “К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел...” Но и в Москве все та же суета, “шум, хохот, беготня, поклоны”, которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора.

Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. 1 -я глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-я глава закан­чивается лирическим отступлением — размышлениями автора о возрас­тном рубеже, который он готовится перешагнуть: “Ужель мне скоро трид­цать лет?” И он призывает “младое вдохновенье” спасти “душу поэта” от гибели, не дать... окаменеть В мертвящем упоенье света, В сем омуте, где с вами я ккупаюсь, милые друзья! Итак омут, мертвящий душу. Но вот 8-я глава: и ныне музу я впервые На светский раут привожу.

И что же? Ей нравится порядокстройный Олигархических бесед, И холод Гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет.

Очень верно объясняет это противоречие Ю. Лотман: “Образ света по­лучал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механисти­ческий он оставался объектом осуждения, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллекту­альных и духовных сил. Поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декаб­ристов, Жуковского и самого автора- “Евгения Онегина” — он сохраняет безусловную ценность.

Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нрав­ственные законы малодушного большинства или лучших представителей света”.

 

ПУШКИН — ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Я считаю, что роль Пушкина в романе “Евгений Онегин” ничуть не меньше, чем роль сюжета. Уже в посвящении к роману Пушкин пишет, что его произведение это не только “собранье пестрых глав”, но и собранье пестрых душевных состояний самого поэта. И становится ясно, что Пуш­кин собирается уделить себе не меньше внимания, чем другим героям. Пушкин является особым героем, значение которого трудно переоценить. Как и все действующие лица, Пушкин изменяется на протяжении всего романа. “Евгений Онегин” писался Пушкиным очень долго, и от первой до последней главы поэт меняется. В первой главе Пушкин молод душой, он восхищается балами, весельем, танцами. Но, как бы отдавая дань ро­мантизму, он играет роль молодого человека, разочаровавшегося в жизни, и пишет: “Увы, на разные забавы я много жизни погубил”. Мне кажется, что на самом деле Пушкин так не думает, ведь он пишет: “Люблю я беше­ную младость”. Во второй главе Пушкин жалеет, что пишет свой роман в стихах, ведь он мог бы просто пересказать “преданья русского семейства”. Я думаю, что это ирония, Пушкин шутит, но не надо забывать, что в каж­дой шутке есть доля правды. Дальше от главы к главе поэт устает, вплоть до того, что говорит в пятой главе: “Лета к суровой прозе клонят, лета шальную рифму гонят, и я со вздохом признаюсь, за ней ленивей волочусь”. В этой же главе поэт как бы расстается с молодостью. От первой до последней главы Пушкин физически стареет, у него изменяется представление о жизни:

он уже не так легкомыслен. Поэтому трудно дописывать роман, у него даже есть такие строки: “Вперед, вперед, моя история”, — он как бы из последних сил доканчивает роман, как будто бежит на финишной прямой.

Роман наполнен лирическими отступлениями, занимающими достаточно большой объем в произведении. В них Пушкин охватывает широкий круг про­блем: от житейских до философских. Поэт пытается говорить о смерти, порой даже кажется, что он говорит об этом под впечатлением державинских стихов. Но даже говоря о вещах столь серьезных, поэт все переводит в легкую иронию.

Пушкин много говорит о Москве, он любит ее: “Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Пушкин много говорит о любви, расска­зывает, как вести себя с женщинами: “Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей”. В пятой главе романа Пушкин пишет, что в произ­ведении много отступлений, и это ему мешает описывать то, что он считает нужным (“и эту пятую тетрадь от отступлений очищать”). Лирические от­ступления показывают проблемы, волновавшие поэта. От первой главы к пос­ледней тематика отступлений становится все серьезнее. От балов и веселей до вопросов смысла жизни. Это тоже доказывает приход человеческой зре­лости поэта.

Пушкин детально описывает своих героев, представляя их как хорошо знакомых ему людей. Онегин — давний друг Пушкина. Поэт описывает детство Онегина как человек, все про него знающий. Читатель верит, что Пушкин сравнивает себя с Онегиным: Онегин любит “бордо”, поэт тоже, но возраст не позволяет ему наслаждаться им. Пушкин иронизирует по этому поводу: как бы, мол, читатель не спутал его с Онегиным.

Ленский — это объект пушкинских шуток. Поэт постоянно иронизи­рует и издевается над его “всегда восторженной речью”. Есть момент, где Пушкин пишет, что будто бы завидует возможности Ленского читать свои стихи Ольге, в то же время он пишет, что читает свои стихи только няне. Это чистейшей воды ирония, еще одна издевка над поэтическим талантом Ленского, ведь Пушкин прекрасно знает себе цену.

Единственный герой, над которым не иронизирует Пушкин, — это Татья­на. “Ты в руки модного тирана уж отдала свою судьбу”. Для Пушкина свято то, что связано с Татьяной. “Его я свято берегу”, — говорит он о ее письме. Каждому герою Пушкин отдает какие-то свои качества, а качества Татьяны — это лучшее, чем обладал Пушкин.

Роман читается в форме диалога. Потому что Пушкин-рассказчик на­полнил свое произведение обращениями типа “мой читатель”, “мой друг”. Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

В конце первой главы Пушкин иронизирует: уж не о нем ли самом в действительности этот роман:

Чтобы насмешливый читатель... Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет...

Однако, несмотря на эту иронию, сам Пушкин, его образ, его мысли, его мировоззрение так точно присутствуют на страницах “Евгения Онеги­на”, что, по-моему, смело можно утверждать: действительным главным героем этого романа является именно Пушкин.

 

ОБРАЗ ОНЕГИНА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман —одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует во­прос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворян­ской интеллигенции 20-х годов XIX века. И, конечно, Пушкин недаром на­звал свой роман по имени одного из главных героев.

Евгений Онегин несет в себе все, что Пушкин стремился воплотить в обра­зах кавказского пленника и Алека. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее. Но теперь перед нами предстает не романтический герой, а чисто реалистический тип. Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно рассказьшает о среде, в которой вырос Онегин, о его образовании и воспитании. Онегин получил типичное для того времени образование. Его учителем был француз, который, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью сторогой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. То есть мы видим, что Онегин получил весьма поверхностное образование, которого, од­нако, было достаточно для того, чтобы “свет решил, что он умен и очень мил ”.

'/Онегин ведет типичный для молодежи того времени образ жизни: по­сещает балы, театры, рестораны. Но все это ужасно надоело Онегину, и он “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился— и зевнул, и молвил: “Всех пора смену; бале­ты долго я терпел, но и Дидро мне надоел”. То есть пушкинский герой— дитя этого общества, но в то же время он чужд ему. “Томясь душевной пустотой”, Онегин разочаровывается в жизни, впадает в депрессию. Он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью, в частности — пи­сать, но “ничего не вышло из пера его”. Здесь сказывается как его барское восприятие (“труд упорный ему был тошен”), так и отсутствие призвания к труду (“зевая, за перо взялся”). Забросив это занятие, Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в своем имении. Но, проведя одну реформу, он и это бросает. И я совершенно согласна с Белинским, который сказал: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность ”.

. В Онегине есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга. Онегин убивает Ленского опять же У Пушкина описан пророк совершенно иного типа. Этот пророк должен! будет “глаголом” жечь “сердца людей”. Именно “сердца”, а не умы. В этом его отличие от всех предыдущих пророков. Но оставим на время этот путь размышления и посмотрим, что нового увидел и услышал пророк после своего перерождения:

И внял я неба содроганье, И гоний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.

Вот и все! Кажется, что этого мало, но это впечатление ошибочно. Дей­ствительно, ранее будущий пророк “влачился” в плоском мире “мрачной пустыни”, но после встречи его с серафимом в сознании пророка из пере­путья дорог восставилась вертикаль — как физическая (“и внял я неба содроганье...”, “...и гад морских подводный ход...”), так и метафизичес­кая (“...И горний ангелов полет...”, “...И дольней лозы прозябанье”).

В итоге человек ощутил себя в центре вселенной (своего рода начале системы координат), он познал мироздание и понял, что весь мир — для него, что мир — это Дом для человека (стихотворение “Пророк”, кстати, является кульминацией темы Дома в поэзии Пушкина). Цель пророка, таким образом, — донести до людей, что весь мир — для человека. Эта тайна будет жечь сердца, потому что она обязывает человека отвечать свое­му предназначению.

Это — “вся истина”

Сделанные мной выводы, таким образом, подтверждают то, что цель поэзии Пушкина существует вместе с самой поэзией, а не обособленно, что художественный мир Пушкина гармоничен; наконец, эти выводы замеча­тельно подтверждают авторские слова о цели поэзии, которые я и приведу в заключение (еще раз): “беспристрастный как судьба”, поэт “ недолжен... хитрить и клониться на одну сторону, жертвуя другою... Не его дело оп­равдывать и обвинять, подсказывать речи”; его дело — “глубокое, добро­совестное исследование истины”, именно “во всей... истине” он должен изображать мир и события.

 

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПУШКИНСКОЙ ДУШИ

Великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Но эта оценка критику показалась недостаточной, не охватывающей прояв­ления личности Пушкина в романе, и он добавил: “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”.

Если принять во внимание, что Александр Сергеевич работал над ро­маном с весны 1823 до осени 1831 года, то можно сказать, что “...чувства, понятия, идеалы” автора, отраженные в “Евгении Онегине” в их разви­тии, составляют также энциклопедию пушкинской души.

Поэт с самого начала заявляет о своей причастности к тому, что проис­ходит в его произведении. Пишет он “рукой пристрастной”, лично знаком с главным героем:

Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы.

Пушкин встречается с Онегиным в Петербурге и в Одессе. Письмо лю­бимой героини Татьяны хранится у Пушкина:

Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою и начитаться не могу.

Автор рассказывает читателю, прерывая повествование о ходе собы­тий, эпизоды своей биографии, делится своими размышлениями, чувст­вами, мечтами. В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман много прекрасных стихов.

Современники Пушкина считали, что он в лице Онегина изобразил себя. Однако слова:

Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной

показывают, что поэт не желает слияния образа героя с собой. Но Онегин все-таки очень близок автору. У них много общего в воспитании, привы­чках, у них есть даже общие знакомые. Причем, знакомые Пушкина, его друзья живут и действуют в романе (правда, в эпизодах) наравне с вымыш­ленными героями. Вот гусар Каверин, товарищ Пушкина еще по Царско­му Селу. Но он товарищ и Онегина. Онегин спешит обедать в известный ресторан,

он уверен, • Что там уж ждет его Каверин. Вошел: и пробка в потолок...

А вот П. А. Вяземский — поэт и критик, у него часто бывал Пуш­кин, тоже участвует в действии. Когда Татьяну привозят в Москву, то

У скучной тетки Таню встретя, К ней как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел.

Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А. И. Истомина. Блистает она и в “Евгении Онегине”:

...Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит...

Личные переживания поэта часто связаны с природой. В романе ме­няются времена года, вместе с ними меняется настроение автора.

Вот осень, грустно поэту, какие-то личные причины вдохновили его на такие стихи:

Настала осень золотая... Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана...

А вот зима, совсем другое настроение. Чистота, праздничность:

Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета.

Весна, пора обновления, природа просыпается:

Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса.

Но настроение у поэта, видимо, далеко не весеннее. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!

Стало общепринятым мнение о том, что Пушкин не любил лето. При этом ссылаются на стихи:

О лето красное, любил бы я тебя, Когда б не зной, не пыль, не комары да мухи.

Но, думается, что лето здесь ни при чем. Все дело в том, что было на душе у поэта в момент написания этих строк. Вот другое настроение, другие образы:

Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою И вод веселое стекло.

В следующем стихотворном отрывке прорывается грусть оттого, что лето так коротко:.

Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет...

Здесь же автор признается в любви к Москве:

Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!

А вот деревня, “где скучал Евгений”, у автора вызывает совершенно иные чувства:

Деревня... Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог.

Со страниц “Евгения Онегина” Пушкин приходит к нам ироничным, шутливо подтрунивающим над собой:

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как нибудь...Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.

В “Евгении Онегине” поэт выразил свое страстное стремление к свободе:

Придет ли час моей свободы? Пора, nopa — взываю к ней; Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей.

Таким образом, мы видим, что, по мере написания романа, в нем пос­ледовательно отражалась личность самого Пушкина. Реальные события, переосмысленные поэтом, проявлялись в виде лирических отступлений. В начале мы видим одного Пушкина. Он молод, открыт, доверчив — и в жизни и в творчестве. Первые главы романа написаны с шутливыми ин­тонациями, пестрят веселыми характеристиками персонажей. Но по мере продвижения к последним главам поэт становился старше и все чаще и чаще в его стихах появляются грустные интонации. Горький опыт жизни сделал Пушкина мудрее. Роман заканчивает уже зрелый человек и зрелый мастер.

Поставив точку в последней главе романа, Пушкин пишет к нему по­разительное оглавление, в котором он точно указывает дату и место созда­ния той или иной главы, будто не план составляет, а жизнь пересматривает и как бы оценивает “плод” своих “забав”:

Бессониц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.

Ну а у нас, читателей, остается в памяти гениальная солнечная натура Пушкина, его порывистость, страстность, светлый, глубокий ум, его “тай­ная свобода”. Всю жизнь он сияет над нами, как незаходящее солнце.

 

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дво­рянстве.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, ти­пичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту (“Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар...), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клу­бом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис...

Очень подробно описывает Пушкин кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того вре­мени от национальной почвы, ведь Они с раннего детства находились в атмосфере чужого языка, людей (гувернантки и гувернеры — иностран­цы) и вещей. (“Но панталоны, фрак, жилет, — Всех этих слов на русском нет...”). День молодого франта завершает бал, любимое время провождение столичных дворян.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная “однообразна и пе­стра”, а “света шум очень быстро наскучивает”.

Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татья­ны, Зарецкий.

 

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Где не погибло слово, там и дело еще не погибло.

А. И. Герцен

М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно вьющейся мысли. Так как большинство произведений Лер­монтова Написано в годы реакции, многие из них проникнуты горечью; одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом пишет Лермонтов в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “ иль пусто, иль темно ”, Лермонтов уточняет: Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы — декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие s всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща... вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди — “толпа угрюмая”. Поэт сожалеет, что гибнут лучшие силы современни­ков. Он осуждает их бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков.

Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыс­лящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотво­рение обличительно, это страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей, не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворе­нии перед нами встает во весь рост Лермонтов-бунтарь. премник традиций Пушкина.

Стихотворению “ Смерть поэта ” очень близко по теме и настроению дру­гое — “Как часто, пестрою толпою окружен...”. Беспощадно и презритель­но характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица — это в “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире.

Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и рождает стихотворения-отповеди (“ Безумец я! Вы правы!..”), размышле­ния о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право...” размышляет над ненужностью, неле­постью жертв на земле, где “под небом места много всем”. Это раздумья j образованного, честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаом в стихтворении “Бородино” повествование ведется от лица простого •солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединенные единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” — памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все време­на поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, 'другие — родную природу. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтает увидеть страну цветущей и свободной, народ - сильным. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и ненавидит одновременно. В стихотво­рении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками (“мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”), а потом противопоставляет себя им (“чужды вам страсти и чужды страдания”). У тучек нет Родины, а поэту очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворений “Прощай, немытая Рос­сия...” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый че­ловек, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоян­ным надзором властей. И поэт ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол.

Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины свя­зано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с родной при­родой. Лирический герой Лермонтова счастлив, видеть “степей холодное молчание”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее, подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края.

Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль в передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: