Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития — главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника — недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи — датой или словами “отрывок”, “исповедь”, “монолог”. Лирика Лермонтова — летопись становления души, их исповедальности, абсолютной искренности — истинное художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, становления. Его волнует сам процесс внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все важнейшие конфликты бытия, все, что в жизни автора не случайно, но является знаком Судьбы.
Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — с его культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру — и отторжения от людей.
Тема одиночества очень характерна для всего творчества М. Ю. Лермонтова. “И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: “Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть”.
Лирический герой Лермонтова, анализируя свои чувства и состояние, в стихотворении “Дума” приходит к выводу, что эти настроения характерны для его времени: “Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее — иль пусто, иль темно”.
Размышляет, хоть и несколько иначе, Лермонтов о судьбах своего поколения и в “Герое нашего времени”. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, донимая, что там “мелькают образы бездушных людей, приличьем стянутые маски”.
|
Мотив неразделенной, несчастной любви звучит как в “Герое нашего времени”, так и в лирике поэта:
“Любить? Но кого же? На время — не стоит труда. А вечно любить невозможно”.
Или стихотворение “Я не унижусь пред тобой...”:
Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил, Иль женщин уважать, возможно, Когда мне ангел изменил?
Не то ли же самое случилось однажды с Печориным, сделало его жестоким и по отношению к княжне Мэри и к Бэле? Лишь намек на разгадку видим мы в истории его отношений с Верой...
И лирический герой Лермонтова, и Печорин в своем одиночестве тянутся к природе, умеют видеть ее красоту. И здесь тема одиночества звучит с необыкновенной силой. Природа словно подчеркивает его:
Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит, Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.
Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан из стихотворения “Утес”.
Одинок был сам поэт и в жизни, и в своем творчестве. Еще в юности он словно предсказал свою судьбу и дал свой лирический портрет в стихотворении, которое, по сути, стало программным:
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается им традиционно. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении “Стансы” появляется неожиданная нота:
|
Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом; Я б с ним препровожденный миг Прочел потерянным досугом... На светлый запад удалюсь, Вид моря грусть мою рассеет. Ни с кем в отчизне не прощусь, — Никто о мне не пожалеет!..
| Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но | избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, | ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — ему мученье, но и его единственный путь! | Отсюда начинается новая, именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества. Одиночество странника — особое, ибо oho избрано им добровольно. Непонимание окружающим миром становиться не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества в стихотворении “О, полно извинять разврат!”. К поэту, певшему “...о вольности, когда Тиран гремел, грозили казни”, автор обращает удивительный призыв:
Изгнаньем из страны родной Хвались повсюду, как свободой...
Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.
“И СКУЧНО И ГРУСТНО, И НЕКОМУ РУКУ ПОДАТЬ”