Работа над правильностью и беглостью чтения




Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляци­онного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений прин­ципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описан­ного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюде­ния над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); -вставка произвольных элементов в единицы чтения;

- замена одних единиц чтения другими. Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного

восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Одна­ко причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже извес­тен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чте­ния. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная до­гадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близ­ки к предыдущему типу, однако их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в опера­тивной памяти только что прочитанный компонент. Это необхо­димо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и да­же положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пре­сечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить не­сколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

2) ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что «орфографическое чтение» - обязательный период становле­ния навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все дейст­вия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от «орфографического чтения». Поэтому рабо­та, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способст­вовать и устранению «орфографического чтения»;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой непра­вильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка про­цесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если пони­мает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

3) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) «догадка», вызванная субъективным типом чтения.
Система упражнений должна быть направлена на преодоление

перечисленных трудностей.

Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическими поме­тами:

по \д \с \не \ж \ни \к~

или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напеча­таны разными шрифтами:

по ТруДИлиСЬ.

Интересная система упражнений, тренирующих зрительное вос­приятие, предложена Л.Ф.Климановой. Приведем некоторые из них:

1) пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - ве­чер, трава - травы, вбежал - взбежал;

2) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух - слух; вьют - вьюн - вьюга;

3) слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы вы­полняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, угол - уголь, галка - галька, полка - полька;

4) чтение цепочек родственных слов: труд - трудился - трудя­щийся; бег - бегать - бегство.

(См.: Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьни­ков и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Под ред. М.П.Кашина. -М., 1978.)

Для тренировки артикуляционного аппарата можно привле­кать скороговорки и чистоговорки, при этом детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем - в раз­говорном, потом - в скороговорочном. В тренировке дыхания могут помочь такие задания:

- на одном выдохе произнести четверостишие;

- считать на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5... Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физми-

нуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям.

Допустим, на уроке в I классе должен читаться рассказ Б. Жит­кова «Как слон спас хозяина от тигра» (см.: Голованова М.Г., Горе цк и и В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 1. -М., 1992). В нем есть такие длинные слова со стечением согласных: протаптывал, насторожился, растоптал, повернулся, приготовил. В этих словах смычные взрывные звуки [п], [т] соседствуют со ще­левым [с] и со смычным дрожащим [р]. Чтобы подготовить арти­куляционный аппарат детей к прочтению таких слов, учитель мо­жет заранее предложить им скороговорку: Под деревом, под топо­лем тетерев тетерева встретил. С опорой на нее можно порабо­тать и над дыханием.

Упражнения в чтении слов также должны составляться с ори­ентацией на читаемый текст. В данном случае это могут быть це­почки слов: сторож - сторожил - насторожился; готов - готовил -приготовил; топтать - топтал - топтался -растоптал.

Учитывая то, что причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов, до чтения текста детей следует познакомить со значением и правиль­ным произношением слов: индус, хобот, поднял, на спину, отдал.

Таким образом, в предварительную работу по подготовке де­тей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреж­дению ошибочного чтения. Но важна также и гибкая система ис­правления ошибок.

При этом ведущим учительским правилом должна стать уста­новка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика.

Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного прочтения) и для исправле­ния ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (учитель привлекает ребенка к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на ошибку). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы:

- постановка вопроса, ответ на который требует перечитыва­
ния;

-составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного

слова;

- чтение с, доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно

прочитанное;

- печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;

- перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т. п.

Чем младше и неопытнее чтец, тем более развернутый способ исправления ошибки может быть предложен учителем. Полезно для исправления ошибок привлекать учеников класса, однако при этом учитель должен помнить о доброжелательной и деловой ат­мосфере, которая необходима на уроке в ходе этой работы.

</ Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким обра­зом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ пли радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и дли­тельности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. По ле чтения (или угол чтения)- это такой отрезок тек­ста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация)..Во время этой остановки и про­исходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется за­крепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки тек­ста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномер­ны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од­ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыс­лением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении не­опытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тек­сту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понят­ным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

Вообще, все. упражнения, направленные на отработку правиль­ности чтения, в то же время совершенствуют и беглость. В пос­ледние годы в методике стали описываться и специальные упраж­нения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям, предложенным М.И. Омороковой, И.А. Рапопортом, И.З. Пос-толовским в книге для учителя «Преодоление трудностей» (М., 1990):

- совместные групповые чтения небольших отрезков текста, / когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;

- чтение небольших отрывков текста в разных темпах:

в медленном, с плавным, протяжным произношением глас­
ных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так
как взгляд забегает вперед той единицы чтения, которая озву-
\ чивается);

в среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чте­ния «как говорим»');

в «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший син­тез всех действий чтения; проводится только после медленного чтения);

- чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал данный текст);

- чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (ученик наблюдает, каков объем текста, прочитанного им в определенный отрезок времени).

После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение тек­ста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения. L-* В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтения '^младших школьников» (М.,1997) учителю рекомендуется прово­дить ежедневные практические разминки на уроках чтения:

1) на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту
,. присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;

2) тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а, о, у, и, э; а, и, у, о, э;

3) чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три;

4) после этого - чтение слов и предложений: электрификация, портфель; В январе много снегу во дворе.

5) чтение диалога:

 

- Собака, /что делаешь? \ - Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем, с разными корнями: вода - водный - водяной; чистота - частота; девушка - дедушка; булка - белка, а также упражнения, разви­вающие «оперативное поле чтения», например чтение «пира­мидок»:

бури

ветры

ураганы

разыграйся

заморозить

выхолаживая.

В последнее время в методику работы над беглостью чтения ' стали проникать приемы скорочтения. Действительно, некоторые из них могут быть использованы, однако, прибегая к ним, учитель должен осознавать, что предложить такие приемы можно только чтецу, накопившему определенный читательский опыт. Среди приемов, которые могут быть перенесены в начальную школу, могут быть такие:

- «чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счет);

- «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосочетание);

- чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его оказывается закрыта, чтение протекает с учетом антиципации).

Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых по­степенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.

Известное письменное упражнение, когда дети должны вста­вить в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения.

Работая так или иначе над совершенствованием навыка чте­ния, и в частности над правильностью и беглостью, учитель дол жен помнить, что маленький чтец должен испытывать максималь­ную комфортность при чтении. Поэтому следует обратить внима­ние на использование указки и закладки для слежения строчки, на правильную посадку; если текст читается не по учебнику-хрестоматии, а по детской книге, отбирая ее, нужно учесть тип бумаги (лучше, чтобы текст был напечатан на белой бумаге № 1), размер полей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение текста и иллюстраций (60%: 40%).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: