Доходы и выручка предприятия




Рассмотрим близкие понятия «доходы» и «выручка».

ПБУ 9/99 «Доходы организации» содержат такое определение: «Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества».

НК РФ: «Доходам признается экономическая выгода в (денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить…».

Законодательство не проводит четкого различия между доходом и выручкой, а в экономическом обиходе они зачастую употребляются как равнозначные понятия. Все же доход – более емкая категория и включает выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг (доходы от обычных видов деятельности) и прочие поступления.

Для целей бухгалтерского учета предприятие самостоятельно признает поступления «доходами от обычных видов деятельности» или «прочими поступлениями» исходя из требований законодательства, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее выручка).

Операционными доходами являются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов предприятий;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

· прибыль, полученная предприятиями в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятий, а также проценты за использование банками денежных средств, находящихся на счетах предприятий в этих банках.

Внереал изационными доходами являются:

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных предприятиям убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· курсовые разницы;

· суммы дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

 

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется двумя методами:

· начисления (по мере отгрузки);

· оплаты (по поступлению денежных или иных средств).

 

Выбор метода учета производится предприятием самостоятельно в соответствии с учетной политикой.

Существуют два метода определения плановой выручки.

Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены.

Расчетный метод – метод, в основе которого находится объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки.

При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода.

Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки оплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.

 

Экономическое содержание, функции и виды прибыли предприятия

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

С экономической точки зрения, прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве.

2. Прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

3. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Выделяют следующие виды прибыли:

· валовая прибыль;

· прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

· прибыль от внереализационных операций;

· балансовая прибыль;

· чистая прибыль.

Валовая прибыль – это общий объем прибыли от всех видов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В состав валовой прибыли включают сумму прибыли от реализации товарной продукции (работ, услуг), основных фондов и другого имущества, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим внереализационным операциям. Иначе говоря, валовая прибыль – это сумма выручки от продажи товарной продукции за вычетом налогов и других обязательных платежей (сумма нетто-выручки), уменьшенная на сумму себестоимости проданной продукции. Основная часть валовой прибыли – прибыль от реализации продукции.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между суммой выручки-нетто (т. е. выручка за минусом налогов) от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

Балансовая прибыль трактуется как конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций предприятия и оценки статей бухгалтерского баланса.

Балансовая прибыль состоит из:

· прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

· прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

· внереализационных операций.

Чистая прибыль – это прибыль, которая образуется после уплаты из балансовой прибыли налогов и других обязательных платежей (сборов). Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется на развитие производства, образование денежных фондов предприятия.

В бухгалтерской отчетности конечный финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль.

Налогооблагаемая прибыль – сумма прибыли, с которой уплачивается налог. Она определяется в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом РФ. Для российских организаций налогооблагаемая прибыль – это полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ

К доходам, учитываемым при формировании налогооблагаемой прибыли, относятся доходы от реализации продукции (работ, услуг), внереализационные доходы, выручка от реализации основных фондов и иного имущества, доходы от сдачи имущества в аренду, в виде сальдо штрафных санкций за нарушения договорных обязательств и др.

 

Планирование и распределение прибыли

 

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия составляют сметы расходов, финансируемых за счет частой прибыли, оставшейся после расчета с собственниками.

Резервом увеличения балансовой прибыли, может быть, прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.

Планируется прибыль раздельно по видам:

· от реализации товарной продукции,

· от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера,

· от реализации основных средств и другого имущества,

· от внереализационных доходов и расходов.

 

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них – метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета распространен и наиболее точен. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2. Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

 

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно (как правило, методом прямого счета).

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, услуг непромышленного характера и т.д.) планируется методом прямого счета. При незначительной доле этой продукции прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и др.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: