Понятие логической формы и логического закона




Содержание

 

Введение………………………..……………………………..…………3

1. Определение логики как науки…..………………………..…...4

1.1. Понятие логической формы и логического закона…………...4

2. Основные этапы развития логики ……………………………..7

Заключение………..…………………………..………………………...11

Список литературы…………….……………………………………….12

 

Введение

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить.

Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, метод эксперимента, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ и др.

Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т. е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов. Ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.

Существует мнение, что человек может правильно мыслить и не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне. Однако человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно, помогает отделить главное от второстепенного, критически воспринять данные в разных книгах определения и классификации разнообразных понятий, подобрать формы доказательства своих истинных суждений и формы опровержения ложных. И это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение интереснейшей и древнейшей из наук – логики, т. е. науки о законах и формах правильного мышления.

 

1. Определение логики как науки

Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «рассуждение». Он используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.

Объектом изучениялогики как науки является мышление.

Однако мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, физиологией, кибернетикой, педагогикой и др. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики?

Предметом логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Имеются различные определения этой науки, но большинство из них совпадает в том, что основной ее задачей является отделение правильных способов рассуждения (вывода, умозаключения) от неправильных. Правильные выводы называют также обоснованными, последовательными или логичными.

Логику можно, таким образом, определить как науку о законах и операциях правильного мышления.

Понятие логической формы и логического закона

Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Форму рассуждения можно определить как способ связи входящих в это рассуждение содержательных частей.

Например, следующие суждения: «Все караси – рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки – насекомые» имеют различное содержание, но одну и ту же форму: «Все S суть P». Она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, P (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть», «суть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире.

(Интерес формальной логики только к форме не означает абсолютного отвлечения от всякого содержания. Формальная логика, исследуя логическую форму, анализирует и содержание, с необходимостью присутствующее в ней. Полученная форма «Все S суть P» имеет некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета S есть признак Р. Это является «формальным содержанием»).

Правильным является следующий вывод, использовавшийся в качестве стандартного примера еще в Древней Греции:

Все люди смертны; Сократ – человек; следовательно, Сократ смертен.

Правильным будет и такое рассуждение:

Всякий человек – живое существо; Сократ – человек; значит, Сократ – живое существо.

Первые два утверждения – это посылки вывода, третье – его заключение.

Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т. п. Если же посылки или одна из них являются ложными, правильное рассуждение может давать в итоге как истину, так и ложь. Так же и неправильные рассуждения могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям. Покажем это на примере следующих умозаключений:

1) Все металлы – твердые тела.

Ртуть не является твердым телом.

-----------------------------------------

Ртуть не является металлом.

 

 

2) Все небесные тела – планеты.

Юпитер – небесное тело.

-----------------------------------------

Юпитер – планета.

В первом случае заключение получилось ложным потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение. Во втором же умозаключении, несмотря на первую ложную посылку, заключение является истинным суждением.

3) Все тигры – полосатые.

Это животное полосатое.

--------------------------------

Это животное – тигр.

4) Все ушастые тюлени – ластоногие.

Все ушастые тюлени – водные млекопитающие.

-----------------------------------------------------------

Все водные млекопитающие – ластоногие.

В третьем умозаключении обе посылки – истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истинным потому, что нарушено было одно из правил умозаключения. В четвертом случае обе посылки – истинные суждения, но заключение – ложное, т. к. нарушено правило построения умозаключения (в соответствии с правилом, вместо слова «все» должно стоять слово «некоторые»).

Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями и должны соблюдаться правила логики.

Итак, с точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или неправильным. Истинность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления – соблюдение правил и законов логики.

Основными формально-логическими законами считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия; 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания. Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления.

Логические принципы действуют независимо от воли людей, они не созданы по их воле и желанию, а являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Кроме формально-логических принципов, правильное мышление подчиняется также основным законам диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, закону отрицания отрицания.

2. Этапы развития логики

Развитие логики как науки можно условно разделить на три этапа:

1) Античная логика (около 500 л. до н. э. — нач. н. э.). У истоков античной логики стоит Парменид (540 - 480 гг. до н. э), по мнению которого чувства — источник недостоверного знания, в то время как источником истинного знания является разум. Впервые поставив вопрос о необходимости рационального обоснования действительности, Парменид вошёл в историю философии, как основатель метафизики (учения о первоначалах и основных принципах бытия) м предтеча рационализма (учения о познаваемости мира с помощью разума и о самом разуме как источнике истинного знания).

Его ученик Зенон Элейский (ок. 490 — 430 гг. до. н. э.) известен как автор знаменитых парадоксов “Ахиллес и черепаха”, “Стрела” и др. Они на протяжении столетий стимулировали развитие философской мысли.

Основателем же формальной логики как науки считается древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Он обобщил и развил достигнутое в философии и логике в предшествующий период. Основные сочинения Аристотеля в области логики получили в дальнейшем название “Органон”, куда включены: “Категории”, “Об истолковании”, “Первая аналитика”, “Вторая аналитика”, “Топика”, “О софистических опровержениях”. Аристотель показал, что правильные рассуждения подчиняются небольшому числу законов, независимых от частной природы объектов, о которых идёт речь. Аристотель сформулировал законы тождества, противоречия и исключённого третьего. Ему принадлежит заслуга разработки учения о силлогизме.

Аристотелевская силлогистика была первой логической теорией дедукции, которая положила начало формализации мыслительных процессов и тем самым формальной логике как науке. Разработку дедукции можно считать основным событием первого этапа развития логики.

2) Логика нового времени (кон. VI — нач. XiX вв.). Основные направления развития философской мысли этого времени — рационализм и эмпиризм. Представителем (и основателем) первого направления считается Р.Декарт (1596 — 1650 гг.), который считал, что существуют два достоверных источника знания — интуиция (понимание ясного и внимательного ума) и дедукция. Декарт не писал каких-либо специальных сочинений по логике, но его сочинения “Правила для руководства ума”, “Рассуждения о методе” оказали значительное влияние на развитие этой науки. В частности последователи Р.Декарта А.Арно (1612 — 1694 гг.) и П.Николь (1625 — 1695 гг.) написали книгу “Логика, или Искусство правильно мыслить”, ставшую впоследствии одним из наиболее известных учебников по логике. Логическая концепция, изложенная в этой книге получила название “логика Пор-Рояля”. Согласно этой концепции, логика является методологией всех других наук и как научная дисциплина разделяется на четыре части: учение об идеях (понятиях), учение о суждениях, учение об умозаключениях, учение о правилах и методах доказательства. Такое понимание логики весьма близко к современному.

Представитель (и основатель) второго направления (эмпиризма) английский философ Ф.Бэкон (1561 — 1626 гг.) разработал теорию индукции (получения общих выводов на основе анализа частных фактов). Свое главное философское сочинение он назвал “Новый органон” (как бы противопоставив его органону старому, аристотелевскому).

Идеи Ф.Бэкона развил другой английский философ и логик Джон Стюарт Милль (1806 — 1873 гг.), который сформулировал индуктивные методы установления причинно-следственных связей между явлениями (метод единственного сходства, метод единственного отличия, комбинированный метод сходства и отличия, метод остатков, метод сопутствующих изменений).

3) Современная символическая (математическая логика) (XIX — XX вв.). Математическая логика применяет математический аппарат для исследования мыслительных процессов, то есть является попыткой представить мысли в виде формализованного языка, а рассуждение — в виде исчисления.

Основы математической логики заложил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716 гг.), который указал на необходимость создания универсального формального языка логики. (Кроме того, Г.В. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания.)

Лишь во второй половине XIX века логические идеи Г.В.Лейбница получили широкое признание. В этот период закладываются основы всеобщего универсального формального логического языка. С созданием такого языка логика становится точной наукой и вступает на качественно новый уровень — этап современной математической логики.

Первые практические шаги к созданию формального логического языка сделали Дж. Буль (1815 — 1864), А. де Морган (1804 — 1871 гг.), С.Джевонс (1835 — 1882 гг.), Э.Шрёдер (1841 — 1902), П.С.Порецкий (1846 — 1907 гг.) и другие учёные, разработавшие алгебру логики — таблично-алгебраический вариант логики высказываний.

Немецкий учёный Готлоб Фреге (1848 — 1925) в работе “Исчисление понятий” разработал аксиоматическое исчисление предикатов, а в труде “Основные законы арифметики” предложил вариант логической формализации арифметики.

Английские учёные Б.Рассел (1872 — 1970) и А.Уайтхед (1861 — 1947) в работе “Principia Mathematica” формулируют один из наиболее полных вариантов формального языка современной символической логики.

В первой половине ХХ века немецкий учёный Давид Гильберт (1861 — 1947) положил начало формальной теории доказательств.

Математическая логика даёт возможность алгоритмизировать процесс рассуждения, что даёт возможность использовать вычислительную технику для обработки большого количества информации, недоступного для оперирования одному человеку, со скоростью, также не доступной человеческому мозгу. Появляется возможность создавать экспертные системы, системы принятия решений и другие устройства имитирующие интеллектуальную деятельность человека.

Современная логика включает в себя множество неклассических логик: временная логика, вероятностная логика, многозначная логика, логика вопросов и ответов, логика норм (деонтическая логика), модальная логика.

 

Заключение Изучение логики способствует повышению культуры мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Уровень логической культуры характеризуется совокупностью логических средств (приемов, способов рассуждения и т. д.), которыми человек владеет.Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем усваивать, какие из них правильные, а какие – нет. Затем сами начинаем рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. Наша культура мышления повышается. Однако такой стихийный путь формирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучавшие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию.Изучение логики – наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.

Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.

 

Список литературы 1. Гетманова А. Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Омега – Л, 2006. – 416 с.2. Ивин А. А. Логика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 352 с.3. Ивлев Ю. В. Логика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 304 с.4. Большой философский словарь: https://metromir.ru/voc/phylosofy.php


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: