Административно-правовые акты управления




Акты государственного управления - это особая юридическая форма выражения исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.
По своему правовому содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, с помощью которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.

Основные черты правовых актов Украинского государственного управления.

1. Представляют собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос, возникающий в процессе его деятельности.
2. Издаются только полномочным субъектом исполнительной власти в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами.
3. Правовой акт управления - юридически-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти.
4. Это одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом.
5. Содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата.
6. Определяет правила должного поведения в сфере государственного управления.
7. Может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа.
8. Он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с законом или же другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения.
9. Занимает определенное место в системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти актам вышестоящим звеньев системы исполнительной власти.
10. Представляют собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов.
11. Издается, как правило, в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно.
12. Издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (оформляется соответствующим образом).
13. Административно-правовой акт может быть обжалован или опротестован в установленном порядке.
14. В случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).

Основные черты правовых актов Польского государственного управления.

1. По юридическим свойствам:
- нормативные акты. Нормативные акты государственного управления содержат в себе нормы права. Как правило они рассчитаны на длительное применение.
- индивидуальные (административные) акты. Они не содержат норм права, разрешают конкретный, индивидуальный вопрос управления и принимаются на основе нормативных актов..

2. По сроку действия:
- бессрочные. Это акты с неопределенным сроком действия. Такие акты будут действовать до тех пор, пока их не отменят.
- срочные. В этих актах указан срок их действия. По истечении этого срока акт становится не действительным.
- временные. Временные акты, как правило, действуют в течении неопределенного, но непродолжительного срока.

3. По территории действия:
- акты, действующие на территории всей страны.
- акты, действующие в масштабе административно- территориальной единицы.

4. По компетенции:
- акты гос. управления общей компетенции (постановление Правительства страны).
- акты отраслевой компетенции (разрешают дела в определенной отрасли управления).
- акты межотраслевой компетенции (разрешают дела сразу в нескольких отраслях - решение Министерства финансов).

5. По видам:
- постановления, решения, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.

6. По способу выражения:
- словесные (письменные, устные).
- конклюдентные (жесты, сигналы, движения).

Отличие Украинского от Польского актов государственного управления и других нормативных актов.

- от закона отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и во исполнение закона.
- от судебных актов. Судебный акт есть акт применения нормы права к отдельным фактам нарушения права. Он не содержит норм права. Акты управления же содержат определенные правила поведения.
- от гражданско-правовых актов отличается по своей юридической природе. Гражданско-правовой акт - это акт соглашение, результат взаимного волеизъявления сторон. Акт же государственного управления - одностороннее, властное волеизъявление субъекта управления.
- от документов. Служебные документы являются источником информации и не имеют юридического значения.

Требования, предъявляемые к актам государственного управления.

1. Целесообразность акта.
В основе акта должно лежать общественное благо, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят, должен предусматривать механизм его претворения в жизнь.

2. Законность акта.
Акты государственного управления должны соответствовать существу и цели закона. Должны быть изданы с соблюдением всех процессуальных правил. Должны быть изданы компетентным органом или должностным лицом.
Акты, не соответствующие требованиям законности считаются ничтожными или оспаримыми.
Ничтожные
- если на это есть прямое указание закона;
- если грубо нарушена подведомственность административных дел;
- если нет законного основания для принятия акта;
- если нарушен срок давности и т.д.
Оспоримые - подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке.

3. Должен учитывать разграничение предметов ведения и полномочий между субъектами административного права.

4. Должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти.

5. Должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в рамках закрепленной за ним компетенции.

6. Должен быть юридически обоснован, в нем должны быть четко определены цели его издания, основания и желаемые юридические последствия.

7. Не должен ограничивать или нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

8. Должен быть издан с соблюдением установленных для этого правил (процедур). Акт должен быть понятен каждому, оформлен грамотно и надлежащим образом, своевременно доведен до сведения исполнителей.

Акты государственного управления, как правило, вступают в силу с момента их издания. В некоторых случаях указывается срок вступления данного акта управления в силу. Иногда в актах указывается срок их действия.
Особенностью правовых актов управления является то, что их действие не ограничивается собственно сферой государственного управления. В ряде случаев ими регулируются отдельные стороны общественных отношений, состовляющих предмет других отраслей права (например, финансовых, земельных, экологических). Они служат юридическим фактом для возникновения трудовых, налоговых, предпринимательских, частично и гражданских правоотношений.
Правовые акты управления решают многие вопросы, связанные с детализацией и конкретизацией законодательных актов. Изданные в нарушение принципа подзаконности правовые акты управления могут быть приостановлены либо отменены в установленном порядке. В последнем случае полномочия по отмене противоправных управленческих актов все в большей степени принадлежат органам судебной власти. Исполнительные органы (должностные лица) не могут изменять или отменять судебные акты. Но они нередко играют роль доказательств по жилищным, трудовым, административным делам, рассматриваемым в судебном процессе.
Таким образом, под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.
В последние годы появился новый вид актов, касающихся форм управленческой деятельности, - так называемые административно-правовые договоры (соглашения). К ним относятся:
- договоры, заключаемые в соответствии с законами о разграничении предметов ведения и полномочий между страной и ее субъектами;
- договоры (соглашения) между странами СНГ по различным вопросам управленческой деятельности;
- договоры (контракты) о приеме на государственную (в том числе военную) службу и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: