Вообще, предпринимательство – один из столпов социально-рыночного хозяйства. С созданием новых предприятий сейчас в Германии существуют определенные проблемы. Еще одна проблема – регистрация собственного бизнеса, бюрократия, тыры пыры. Существуют специальные Gründenquote (доля тех, кто создает свой бизнес, среди трудоспособного населения). Если в начале 2000-х этот показатель составлял около 2%, то сейчас - 1,008%. Чем выше занятость, т.е. чем стабильнее ситуация, тем меньше предпринимательской инициативы, т.к. никто не хочет рисковать. В период кризисов – огромное количество «грюндеров», так как просто было нечем больше заниматься и неоткуда зарабатывать деньги. Gründenquote значительно выше среди людей миграционного происхождения.
Германия отстает во многом от других стран ЕС. То есть, сложные процедуры, которые сильно бюрократизированы. Например, по дигитализации госуслуг Германия находится на 21 месте среди 28. Это тоже в какой-то степени тормозит предпринимательскую активность.
Организационно-правовые формы бизнеса в Германии:
Распределение форм бизнеса по популярности/распространенности:
· 1 место – ИП Einzelunternehmer (кол-во занятых в компании – до 10 человек). 1 человек сам принимает управленческие решения, поэтому чтобы создать ИП, нужен 1 человек. Всю ответственность несет он сам, он же самостоятельно распоряжается прибылью компании. Не является юр.лицом, нет компаньнов, нет акционеров, не требует внесения уставного капитала, нет наблюдательных органов. Из-за этого их так много, так как минимальные затраты на учреждение и максимальная свобода. Их экономическая значимость очень существенна. Семейные предприятия – 41%, малые и средние 37%
|
· 2 место – товарищество, 400000шт
- Правовое товарищество - Нужно как минимум два человека, которые заключают договор в вольной форме. Как правило участники такого товарищества – учредители договора. Наблюдательных органов и такой формы товарищества нет. Личное имущество и имущество общества, равные права на долю прибыли и результаты
- Открытое торговое общество – Не менее двух участников. Является юридическим лицом. Уставной капитал для этого предприятия не требуется. Все участники имеют право самостоятельно руководить этим товариществом и представлять его, если что-то иное, конечно, не зафиксировано в договоре. Они несут неограниченную, солидарную ответственность. Участникам общества начисляется прибыль в размере 4% от вложенного капитала, все остальное распределяется в равных долях.
- Коммандитные товарищества - Оно предполагает наличие двух разных видов участников, которые предполагают разную степень ответственности. Один тип – полный товарищ – несет полную ответственность, второй тип – коммандитист – несет риск убытков только в размере своей вложенной доли. Управление осуществляется полным товарищем, а распределение прибыли и убытков как в открытом торговом обществе.
- Негласное товарищество - Не является организационно-правовой формой. Этот тип создан специально для привлечения дополнительного капитала, использование 3 лица – кредитора. Вклад не равно доля, на капитал 3 не претендует.
· 3 место – общество с привлекаемым капиталом (капитальные), например акционерное общество, ООО, ЗАО и т.д.
|
- ООО – нотариально заверенный учредитель. Уставный капитал мин 25 тыс евро, риски ограничиваются имуществом общества, участники не несут ответственности по долгам, отвечают соразмерно внесенной доли капитала. Собрание учредителей + исполнительный директор + Аудит
- Акционерное общество – мин 1 лицо, уставной капитал мин 50 тыс евро и не менее 25% регистрации в торговом реестре. Акции могут быть на бирже по желанию. Акционеры – средства в акции. Право голоса, раскрытия и предоставления информации, требовать дивиденды и участвовать в общем собрании. Собрание акционеров+контролирующий орган+Правление.
- Европейское АО – отражает 4 свободы, страховые агенства
· 4 место – прочие формы бизнеса
- Авторитарная автономия – наемные работники и работодатели заключают согласия без вмешательства государства. Профсоюзы и работодатели(федеральное объединение союзов германских работодателей)
Больше всего компаний с разными формами бизнеса– используют количество занятых ДО 10 человек (!)
Размеры бизнеса:
Определение малого и среднего бизнеса (немецкое) – мельчайшее предприятие – до 9 человек, оборот – до 2 миллионов, малое – до 49 человек, оборот до 10 миллионов, среднее – 499 человек, оборот – до 50 миллионов. KMU (аббревиатура) – малый и средний бизнес.
Определение малого и среднего бизнеса (Еврокомиссия) - мельчайшее предприятие – до 9 человек, малое – до 49 человек, среднее – 249.
Концентрация малого и среднего бизнеса – юг Германии, Бавария, Гессен.
99,5% - доля малых и средних предприятий среди всех предприятий Германии (!)
Помимо KMU в Германии существуют и семейные предприятия (Familienunternehmen), Mittelstand (зачастую также семейные предприятия) – предприятие, в котором собственник и руководитель – один и тот же человек. Понятно, что какие-то предприятия можно отнести сразу к нескольким видам организации бизнеса.
|
Финансовые ресурсы
Традиционно, вся немецкая экономика ориентирована на банки. Банки играю ключевую роль в предоставлении кредитов, при осуществлении, размещении инвестиций.
Размер банковского сектора (совокупные банковские активы) в Германии – 270% ВВП, в США – 70%. Банковский кредит остается основной формой внешнего финансирования бизнеса. Роль банковского финансирования за последние 20 лет уменьшилась. В 1991 году доля банковского кредита составляла 32%, к 2010 – сократилась до 19%. Отчасти это происходило потому, что компании адаптировались к меняющимся условиям: европейской интеграции, уровень интернационализации компаний рос и т.д., Кроме того, это происходило в условиях кризиса, когда был дефицит доверия к банкам. Также, требования банков после мирового финансового кризиса заметно ужесточились, поэтому малый и средний бизнес ищет альтернативные источники финансирования. Однако, заимствование на рынке капиталов по-прежнему остается второстепенным. Тем не менее, экономика так и остается банкоцентричной.
В начале 21 века традиции прочных взаимосвязей банков, государства и промышленности, которые существовали давно, заметно пошатнулись. Уже нет тех разветвленных сетей, которые связывали немецкие банки с финансовыми корпорациями. Мировой кризис и его европейское продолжение стали для немецких банков вызовом. Появились новые стандарты регулирования.
Специфическая структура банковского сектора в Германии. Во главе системы стоит ЦБ ФРГ Deutsche Bundesbank, европейский ЦБ был создан именно по образцу немецкого банка. Функции немецкого Центробанка в законе о немецком Бундесбанке. Выполняет все функции Центробанка, является банком банков, и банком государства, контролирует золотовалютные резервы. Кроме того, разделяет надзорную функцию со специальным ведомством (Федеральное ведомство по надзору за финансовым рынком, BaFin 2002 г.).
Все прочие банки распределяются по признаку организационно-правовой принадлежности, на 3 группы:
· Частные коммерческие банки.
- 4 гроссбанка (Deutsche Bank, Kommerz Bank)
- Региональные банки – банки, чья деятельность ограничена определенным регионом.
- Частные банкиры – индивидуальные коммерсанты, которые являются банком, как правило, это статус ИП.
- Филиалы иностранных банков
- Частные строительные сберегательные кассы (Bausparkasse)
- Direktbanken – у банков нет отделений, по сути, сейчас – это онлайн-банки. Сейчас наблюдается рост этого сектора.
· Публично-правовые институты (фактически, это гос.банки); главная задача – кредитование среднего и малого бизнеса.
- Земельные банки Landesbanken – главные пострадавшие от мирового финансового кризиса L Одновременно, они являются центробанками сберкасс. Как-то сложно, какие-то из них управляются региональными властями, какие-то – сберкассами. Короче, они совместно со сберкассами функционируют, это главное. У земельных банков не было ниши в банковском секторе, и они позволяли себе конкурировать с коммерческими банками, пользовались государственной гарантией до 2005 года. Поэтому, они осуществляли инвестиции в иностранные активы, что совершенно не входило в их обязанности. Когда начался мировой кризис, в первую очередь это ударило именно по ним, и пришлось их спасать. Например, Баварский Банк получил 10 млн евро, другие – по несколько миллиардов. Все банки прошли процесс оптимизации. Их заставили отказаться от инвестиций в иностранный капитал, и вернуться к своему изначально задуманному роду деятельности (как у сберкасс).
- Сберегательные кассы – одно из самых старых звеньев немецкой банковской системы, за минувшие 10 лет их количество сократилось. 37% занятых всей банковской отрасли (250 тыс.работников) работают именно в сберегательных кассах. Являются универсальными кредитными институтами. Характеризуются региональным принципом, этим обусловлено большое количество филиалов сберкасс. Предполагается, что сберкассы не должны конкурировать друг с другом, чтобы всех максимально обеспечить средствами, в каждой земле, в каждом округе, в каждом городе. Цель деятельности немецких сберкасс – обеспечение всеобщего блага, т.е. они не ориентированы на прибыль законодательно (!). DSGV – объединение союзов немецких сберегательных касс.
- Центральный институт сберегательных касс
- DEKA Bank
· Кооперативные банки (кредитные товарищества)
- Кооперативные банки и сельскохозяйственные кредитные товарищества Volksbanken und Reiffeisenbanken представляют одну из самых важных групп банковского сектора. Эта группа банков в период кризиса оказалась самой устойчивой и надежной. Очень консервативные и доступные территориально, поэтому к ним пошли люди. В 2008 – 300 тыс.клиентов, в 2012 – 3,3 млн клиентов. Переориентация клиентов. Около 55% всех институтов банковского сектора входит в кооперативный сектор. На них тоже распространяется тенденция консолидации, т.е. они сокращаются в последние годы. Около 16% кредитов выдают предприятиям, и, по-моему, около 20% - частным лицам. Запрет на транссекторальные слияния. Частные банки не имеют права приобретать кооперативные банки и правовые институты. Поэтому, доля государственного банковского сектора в Германии сохраняется неизменно большой.
- Центральные институты
Второй тип классификации банков по выполняемым функциям:
· универсальные (весь ассортимент банковских услуг)
- 4 гроссбанка (Deutsche Bank, Kommerz Bank)
- региональные банки – банки, чья деятельность ограничена определенным регионом.
- частные банкиры – индивидуальные коммерсанты, которые являются банком, как правило, это статус ИП.
- филиалы иностранных банков
· специализированные
- частные строительные сберегательные кассы (Bausparkasse)
- Direktbanken – у банков нет отделений, по сути, сейчас – это онлайн-банки. Сейчас наблюдается рост этого сектора.
Количество кредитных институтов, которые есть в Германии, продолжает существенно превышать другие страны ЕС. В Германии на миллион граждан – 20 с чем-то банков (но я не уверена, прослушала), в Великобритании – 6.
У немецких банков – низкая процентная ставка, по сравнению с другими банками в Европе, что является проблемой для банковского сектора. Расцвет немецких банков – 70-е годы, тогда рентабельность немецких банков была в 4 раза выше, чем сегодня. Доход немецких банков с одного клиента – 550 с чем-то евро, у других европейских банков – 600 с чем-то евро.
Банки как-то пытаются реагировать на современные проблемы и вызовы, чаще всего – сокращают филиалы и количество сотрудников. При этом, концентрация в банковском секторе – традиционно ниже среднеевропейского уровня. Сейчас – 30% в Германии, в Европе – 40%.
Европейский Банковский Союз
На европейском уровне, за этим следит европейская система по финансовому надзору. ESFS
+ Система по надзору, во главе в Европейским ЦБ. Это стало на пути создания европейского банковского союза. Пока не начался кризис, это было 1 из главных тем. (ступень евроинтеграции, + профилактика мирового финансового кризиса)
В Европе продолжением кризиса стал европейский кризис суверенного долга, он переходил из банковской сферы к государственным финансам и так по кругу. В чем проблема? Надо было разомкнуть круг зависимости: спасение банков за счет государственных финансов. Спасая банки, начался долговой кризис. В 2011 году была 2 волна. Банки ужесточили требования, повысили долю капитала 2 уровня, но у европейцев уже был большой долг. Рейтинги облигаций государственных снижались, ограничивалась возможность выдачи кредитов и возможность рефинансирования банков. Когда РЕЙТИНГ кредитоспособности падает, это – отражается на кредитоспособности нац банков, влияет на настроения на рынке. Чтобы отделить ком банки и их процедуры спасения от гос финансов, была создана новая финансовая архитектура: банковские и государственные риски отдельно. Так возник Европейский банковский союз. Суть: исключить схемы спасения банков за гос счет, спасать только за счет акционеров банков и за счет кредиторов банков. Германия отстаивала свои позиции, поскольку традиционно за все они платят. В конце концов пришли к варианту каскадной ответственности, когда акционеры и кредиторы банков платят за сами банки.
Чтобы Германия не платила за всех.
1. Единый свод правил: европейские банковские нормы, для всех. Это ступень к унификации. Немцы были против таких вещей, из-за их региональной специфики. Есть единый свод правил (директивы, схемы гарантий по депозитам и нормы: как банкротить банк, если его уже не вернуть и не отягощать государство). Все вкладчики в европе долдны находиться в 1 условиях, должна быть одинаковая безопасность у всех.
2. Единый надзорный механизм. Чтобы единые нормы везде одинаково соблюдались.
2. Единый механизм регулирования банкротств. С 2015 г.
Германия начала воплащать и приобрела нормативную базу для таких инструментов еще до того. В 2012 году потребовали у банков планы санации, финансовые завещания. Как они будут банкротиться и отделять важные направления деятельности и откуда будут браться деньги на спасение этих направленеий. Германия 1 страна, которая внедрила это вслед за США. Там такой режим был принят в законе Додо Франко, 2010.
Создан Комитет по фин стабильности, фин агенство по стабилизации фин рынка. Итог: в германии посткризисные укрепления надзорных механизмов заметно опережело европейские тенденции. В 2010 году был принят закон о реструктуризации(институты отчисления делают в фонды, этими деньгами они могут воспользоваться при такой необходимости).
Вопрос о существовании универсальных банков.
Работала группа Ликонена. (министр финансов Финки) Рекомендации о том, как увеличить прозрачность фин сектора: увеличение кол-ва банков специализрованных, универсализированные банки надо сокращать. Немцам не понравились, тк универсальная система – суть немецкой эокномики, на нее она опирается. Универсальные банки предоставляют клиентам широкий спектор услуг и гораздо большее кол-во кредитов, чем специализированные. (Это позиция федерального банковского союза Германии, Банкен Фербанд). Из-за того, что универсальные банки такие, они синергируют эффект масштаба и им удается предоставлять более дешевые услуги клиентам. Если их разделить, произойдет удородение банковского продукта для населения. Кроме того, немцы полагают, что такие банки более устойчивы. Разделение банков связано с их уязвимостью. В Германии такая дискуссия шла долго. Нечто среднее было в Германии отчасти сделано. Не только сам кризис, но то ужесточение мер к деятельности банков несомненно имело отражение на немецком банковском секторе.
Германия учла все те недочеты, которые привели к значительным трудностям во время мирового финансового кризиса в 2008. Низка доля плохих кредитов, которого все опасались.
Требования для банков:
· Коэффициент кого-то (отношение собственного капитала к собственным активам) – банки стремятся сократить собственные активы, чтобы увеличить этот показатель
За выполнением требований следит также и Европейская система финансового надзора. Также был учрежден механизм банковского надзора во главе с Европейским Центробанком.
Дигитализация
Строительство – 8%, финансовый сектор – 13,9%
Увеличивается финансовый сектор, сокращается доля промышленности
Большая экспортная квота, почти 50%
Несмотря на цифровую ориентацию, Германия остается индустриальной страной. Все ориентировано на индустрию.
Специфика германских услуг стоит, что большая часть сферы услуг ориентирована на обслуживание индустрии. Роль промышленности в экономики не ограничивается только созданием ВВП, развитие третичного сектора в Германии определяется тоже промышленностью, которая испытывает большой спрос на новые услуги.
Взаимозависимость промышленности, материального производства и сферы услуг является отличительной чертой немецкой экономики.
Разветвленная система кластеров, кластерная модель, которая очень эффективно работает, и является конкурентным преимуществом Германии. Кластеры объединяют малый и средний бизнес, и другие компоненты
Большинство расходов на НИОКР приходятся на промышленность (63 млрд из 93)
Положительное сальдо торгового баланса обеспечивается тоже в основном за счет обрабатывающей промышленности
Способность Германии нишевые высокотехнологичные товары с конкурентным преимуществом.
Программы возникли еще в 2000-х.
Это автоматизация процессов, 3 пром революция, но автоматизация осущ-ся с помощью информационных технологий. Фернетцунг – цифровизация цифровой техники. Под дигитализацией более широко понимают цифровую трансформацию. Новые подходы к производству, менеджменту, отсюда изменение глобальных цепочек стоимости. Германия говорит давно о дигитализации, считает, что это рост производительности труда, важный фактор конкурентноспособных преимуществах стандорта. Это нужно, чтобы повысилось кол-во жизни. Они давно начали публиковать амбициозные планы, хотели быть мировым лидров, минимум европейским. Но что происходит с дигитализацией, вызывает удивление.
Стратегии дигитализации:
1/2010: Первая стратегия была предствлена в 2010 году, тогда называлось это ИКТ, стратегия информационная, Цифровая Германия 2015. К тому времени все должно было быть реализовано. (внедрение технологий). К концу 2010 года, 8 лет назад планировалось обеспечить широкополосный доступ на скорости 1 мб/сек. А после этого более 50 мб/сек. Это до конца 14 года.
2/2013: След повестка 2014-2017. Тут упоминалось о стратегии индустрия 4.0.
Развитие инфраструктуры, поддержание цифровизации гос услуг, цифровизация науки и образования, цифровая безопасность и упоминается интернет 50 мб/сек, и уже отложили до 2017)) Но только 5% населения имели нормальный доступ, а планировали 75% населения.
Средний европейский уровень был 6,5 % населения с интернетом в 2014, а в Германии было от силы 5%.
Единственный источник финансирования: цифровой дивидент, проводились аукционы, где продаются ради частотные спектры, Переходят на аудио вещание, спект освобождается, их продают и так появляются деньги. Но этого был ничтожно мало, чтобы построить соответствующую структуру, которая заявлялась. Кредит анштальт и виедер ауфбау занимается обычно финансированием таких проектов.
Самый крупный телекоммуникационный концерн в Германии это Дойч Телеком. Он должен строить сети, запрашивает десятки миллиардов евро у государства, он не заинтересован в строительстве новых сетей. ОН монополист и наследник прежних сетей – они все медные и ему не выгодно отказываться от старой инфраструктуры и за большие деньги прокладывает это. Он настаивал на продвижении очень дорогих тенологий, улучшающие связь по старым медным сетям. Но прошло 5 лет прежде чем немцы от этого отказались.
3/ Цифровая стратегия 2025. Переход к г битному обеству: это общество, которое всецело пронизаци ИКТ технологиями (Фернетцунг) когда все интегрировано в 1 сеть.
В 2016 германия по доле оптический подключений занимала 1 из последних мест, были подключения – но они шли через старые медные сети, а не через опто волокно. Дойче телеком тормозил процесс. Его правительственные лоббисты подвергаются критике
Без быстрого интернета, где речь идет о машинном общении без быстрого интернета, невозможно.
Цель ЕС к 2020 году – 100 мб/сек
Статистика:
По ОЭСР, из 38 подключений на 100 жителей германий только 2,7 выше 100 мб/сек
В Щвеции 100 мб у 17
Эстория/Латвия/Литва – лидеры в интернет подключении
Подключний много, но скорость отбрасывает Германию далеко. Ср показатель по ОЭСР 22% (ОПТОВОЛОКОННЫЕ СЕТИ). У Германии 2,1%.
Есть доклад и цифровой конкурентноспособности. Германия на 18 месте по уровню готовности страны использовать цифровую трансформацию. В стране, где провозглашена стратегия индустрия 4.0, по опросам бизнеса малого и ср, 29% компаний не видят в необходимости дигитализации. Для 62% пром предприятий не видят смысла в индустрии 4.0. 62% не видят смысла в биг дэйта, и в роботизации.
индес, отражающий степень дигитализации DESI. 5 ИЗМЕРЕНИЕ СВОБОДЫЕС
В целом, 11 из 28 позиций занимает Германия. Но это комплексный индект (инфраструктура, возм подключения, гос услуги электронные). Но по отдельным позициям: по 4 ж покрытию – 19 место, по покрытию 30/мб германии на 21 месте. По гос услугам электронным 20 место! Хотя есть дигитель фервандунг 2020.
17 место по индикатору дигитализации, 16 по уровню исследований и технологий. 15 по соответствию бизнес моделей жтим процессам
17 место по развитию цифрового образования Из 35 СТРАН.
Школьное и высшее образование нуждаются в концепции, тк приобретение ноутов невозможно сделать школу нацеленной на цифровое общество. От 20 до 50% средств выделяют земли на цифровое обеспечение школ. В начале 2017 года начались переговоры о цифровом пакте для школ, которые предусматривают большую финансовую поддержку.
НИОКР
Специфика: О расходах на НИОКР – компании поставляющие осн отраслевые товары(автомобили)
Есть штитцентехнологиен – передовые, высокие технологии, есть хохвертигетехнологие(передовые, но не высокие)
Как понять, где высокие, а где передовые технологии?
Общество Франгофера – институт системных и инновационных исследований ввел кол-венное определение: от 3,5 до8% расходов на ниокр в обороте – это хохвертигетехнологиен.В рамках оборота потрачено на ниокр для этого товара 3,5 до8% это хохвертигетехнологиен, а если больше – это шпитцен. Тут речь идет о космических технологиях, фармацевтика, биоинженерия, генная инженерия.
5 крупнейших исследовательских секторов:
Германия: автомобильная промышленность, фармацевтика – больше всего
телекоммуникации и космомс и авиастроение – меньше.
В Швейцарии 66% на фармаиндустрию, также много в вб, во франции и в дании
Финляндия – телекоммуникации
Голландия – авиа
Италия – 32% автомобилестроения и много космоса и авиации
Расходы от ввп на ниокр: 39 США, 27 ЕС, 7,2 Китай (bpb.de)
по европе больше всего инвестируют в ниокр – швейцарская компания фарма roche, дальше фолксваген и тд
Кто больше вкладывает в ниокр?: wirtschaft, хохшулен, государство
Вложения в Шпитцентехнологие: США-ЕС-Китай
· Хай-тек: В сша 74% шпитцен, в ес 39, в китае 45 (Доля фарматехнологии – сша ес китай 18(ЕС) -23(сша)-3
СОФТ – 4(ЕС)-23-11)
· Миндтехнолгие – 21/45/31 (автомобили – 27(ЕС)-6(сша)-9)
· МИДЛОУТЕК – 4/5/2 (5(ЕС)-4(сша)-2)
· Лоу тек – самые простые технологии – 1/11/23 (11(ЕС)-1(сша)-23)
Германия свои корпорации пытается встроить в новую среду и сделать их конкурентноспособными. (там нет IT компаний, как в сша)
Китай пока в промышленных никор ну такое
а смотря на товары хохвертиген технологиен, он серьезный конкурент. Тем более, способы получения технологий другие: в основном это копирование и догоняющая модернизация. КИТАЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ РАЗНЫЕ УСЛОВИЯ на рынке для китайских и не китайских компаний, пропуск на китайский рынок – создание совместного предприятия+ они должны поделиться технологией. Кто попал к китай, он будет клонирован. Копировать то, что понравилось – это знак почета. Это вызывает разбирательства в рамках ВТО.
Угроза со стороны Китая, (10 лет назад он разгромил рынок немецкий солнечных батарей – ошибки в базнес стратегии и другая цена – и все в германии банкроты). Каждая 2 батарея солнечная произведена в китае. ИКТ товары которые связанные с обработкой данных. В 2009 году доля китая в импорте составила 33 процента (немецкий испорт). 1/3 датенверанвальтенсгерете везется из китая.
Развитие отношений германии с китаем – молниеносный рост
В экспорте телекоммуникаионное оборудование 1,7%. Германия сама на них не специализируется. Доля шпитцентехнологиен в экспортных товаров стагнирует, оставаясб на 1 уровне. Хохвертигентехнологиен – конек германии пока
Что касается услуг, и по экспорту их, (информационно коммуникацоннеы услуги) – германия традиционно ниже стран ОЭСР. (в отличие от товаров).
Доля наукоемких товаров 65-66%. Но высокотехнологичных из них – 15
Внутренний спрос на высокотехнологичные товары в германии удовлетворяется за счет импорта.
Расходы приходятся на крупные транснациональные концерны. Это автомобильные каонцерны, фарма.
Расходы велики, но 1 позиции занимают американские компании (софт, фарма, здравоохранение) в то время как 60% виртшафт – юазнеса приходится на минд технологи (автомобилестроение)
Занятость в наукоемких услугах в германии снижается. Для германии не характерны институты, которые обычно обеспечивают финансирование ниокр. НЕт частных пенсионных фондов, которые исп венчерных капитал, показатели по инвестициям в венчерный капитал тоже имеют отрицательную динамику. И сокаращается доля инвестиций в венчурный капитал в отношении к ввп. Такое положение вещей не способствует созданию новых высокотехнологичных компаний.
2016: доля инвестиций венчурного капитала в доле от ввп// Доля инвестиций в рисковый капитал. (Wagniskapitalinvestitionen)
США Канада, Израиль – лидеры, самые большие инвестиции там (близится к 5% расходы на ниокр)
А В Германии – мало
Чего еще нет в Германии? Отсутствует система поддержки бизнеса посредством налоговой системы, хотя бы.
ИНститут макса планка, госсерса – это есть
Но нет поддержки со стороны государства, нр в налоговой сфере. По статистике ОЭСР германия не может похвастаться хорошим положением. Государственных вложений в сферу НИОКР, Бизнеса НЕТ ВООБЩЕ.
У Германии есть перспективы, но также много проблем, есть к чему стремиться.
Энергетика
Каменный уголь – 40% (дестатис.де).
12% - атомная энергия, 13% природный газ.
Возобновляемая: 33%: она состоит из 16% ветер, 7% биомасса, 6% солнечный батареи, гидроэнергетика, хаусмюл.
Быстрее всего развивалась ветроэнергетика.
Энергиевенде – это отказ от атомной энергетики и вопрос о возобновляемой энергии. Атомаусштиг – выход из ядерной энергетики. Энерг политика германии – плозадка для экспериментов.
Промышленность –локомотив Германии, все очень энергоемко. Поэтому как одновременно сохранить обороты энергоемкой промышленности и сохранить энергобезопасность? И при этом сократить со2, стать зеленой экономикой. Масштабную реформу, называют Энергиевенде (energy transition) ТРАНСФОРМАЦИЯ экономики и общества к устойчивому энергопотреблению. За счет возобновляемых источников энергии.
В это время были введены (зеленая энергетика не была окупаема, а они идут к тому чтобы она была окупаема и вписалась в рынок)
Были введены фиид- ин тарифы: ты ставишь батареи, а гос-во по фиксированному тарифу 15-20 лет покупает у тебя остаточную энергию. Только недавно это было отменено для новых подключений. Тогда солнечные батареи росли как грибы, началось хаотичное разбрасывание энергией.
В 2014 году были приняты законы, которые начали энергивенде 2.0
Стоимость электроэнергии для конечного потребителя неуклонно роста, стоимость эл в германии очень высока – это выходит боком промышленности. Если крупняки выторговали льготы, малый и ср бизнес платил в тридорого.
Почему энергия подорожала? ЕЕГ парадокс. Мощностей становилось больше, энергии было больше Зеленая энергия поступала на биржу, ее было много, цена падала. Был уровень фиид ин тарифа огромный, и рахницу надо компенсирвоать, потому что она обязательство государства на 20 лет. Появилась ЕЕГ умлаге – сбор, который вошел в конечную стоимость энергии, и это легло на конечного потребителя. Таким образом – чем больше энергии, тем она дороже. Вот с этим надо было боротсья, но когда очнулись было поздно.
Инициатива – новое социальное хозяйство,
520 млрд евро – стоит трансформаци энергии. и это ЕЕГ умлаге от этого составляет 407 млрд евро. В связи с озеленением энергетики, возникло много налогов.
На киловат /час энергии с 3,6 центов в 2012 до 6,88 центов в 2017. – это умлаге (еег реформ).
70% населения говорят, что ЕЕГ УМлаге высок, но они не хотят отменять этот закон, просто надо пересмотреть. Энергия дороже только в Дании, потом германия. 29 центов в германии, во франции 16 центов
В стратегию входит статься о повышении энергоэффективности5 сказано о том как строить дома, чтобы они были энергоэффективны. Гланые отрасли это успешно реализуют. Самой энергоемкой отраслю германии является фарма.
Если раньше делали ставки на ветрогенераторы, поняли что это невыгодно и сконцентрировались на солнечной энергетике – это выгоднее.
Налоговая система
Разные виды налогов: ПРЯМЫЕ(1.связаны с получением дохода и обладанием имущества. Но могут быть личные обстоятельства при исчислении налога-дети, инвалидность. Фокус делается на субъект налогообложения) (2.ориентация на объект налогообложения, обстоятельства выше не учитываются(Это реальные налоги: промысловый и поземельный налог в Германии)
И КОСВЕННЫЕ налоги (облагается налогом процесс использования дохода. Просемм передачт имущества. Они объектные, не касаются субъекта/налог на добавленную стоимость. Werbesteuer(так никто не говорит) говорят: Umsatzsteuer – налог с оборта – НДС)
НДС - -1/3 налогов всего ФРГ.
Что касается прямых это с конктерного имущества или собственности: подоходный налог, (2 основной налог после налога ндс, на него тоже 1/3 поступлений)
Он регулируется отдельным законом. В Конституции ФРГ 10 глава посвящена финансам(называют финансовая конституция). В законе по подоходном написано, что он модет быть разных видов (доход от с/х деятельностью, предпринимательской, доход от аренды имущества). Про макс ставка: в 2005 году она была 42 и 45 с добавкой для богатых. Есть планки необлагаемые, есть зоны с разной ставкой. И Макс ставка-42 и 45 для богатых (больше 265 000 евро в год!!!). Штоербератер-самая популярная и оплачиваемая профессия германии, очень сложно.
Шкала подоходного налога реформировалась в 1998 году была 53 % макс ставка. После 2005 года 42%. Подоходный налог на юр лица – корпоративный налог. (керпершафтштоер). Платят предприятия, которые имеют организационно правовую форму, основанную на объединении капиталов, но не товарищества.
Доля налогов и сборов к ВВП. Германия из ЕС на 2 месте – 39,9%, Бельгия на первом 40,5%.
Аотом Автрия - 32%, Италия, Франция. Сша -26,6%
Уровня бюджетов
Федеральный
Земельный
Местные налоги
Объем 1 триллион 367 миллионов евро – это расходная статья
Федералка – 376 миллиардов евро
20 миллиардов идет в бюджет ес идет
383 миллиарда – земли
расходы общин – 247 миллиардов евро.
И обязательная статья (оффентлище гесамтхаусхальт) – это внебюджетные фонды соц страхования – 624,9 миллиардов евро.
В 2019 году правила, определяющие принципы выравнивания истекут и германии придется принимать новое решение. Что происходит сегодня? Финансовое выравнивание происходит в 4 стадии
1. вертикальное выравнивание. (между федерацией и землями, немного общинам)
2. горизонтальное. Налоговые поступления распределяются между землями
3. далее самый болезненный. Выравнивание между финансово сильными и слабыми землями. Лендерфинанс аусгляйх. (сейчас по нему дискуссия)
4. вертикальное выравнивание с горизональным эффектом. С уровня федерации еще раз спускаются Zuschusse. Средства федерации бундес эргенцунген – добавки.
Федеративный бюджет: 42% подоходного налога, 50% корпоративного налога, 52% НДС
Земли: 42,5% подоходного налога, 50% корпоративного налога, 45,5% НДС
Коммунны: 15,5% подоходного налога, 0% корпоративного налога, 2% НДС
Для третьего выравнивания:
Формула по которой счиатем сколько должно быть выплачено: мы берем налоговй потенциал, финанцкрафт, и делим его на среднезвешенный уровень выравнивания.
понедциал – все доходы земли и 64 % всех местных налогов. Знаменатель – доходы змель населения умножаем на численность и к этому прибавляем среднее по германии доходы умноженные на численность населения земли и с коэффициентом 1,35
Вычисляем показатель и начинается процесс выравнивания.
Для сильных земель – 110 потенциал – снижается до 104.
у кого было 70, получают 90.
Самое болезненное это вторая ступень горизонтального выравнивания.
История
1871-1913 – промышленный переворот, лучшие показатели
Первая мировая – Германия терпела поражения => экономика ослабевала, флот бесполезен. Главные внешнеэкономические связи со странами Антанты прерваны (до войны – 80% импорта, 60% - экспорта). Цель военно-экономической политики – поиск ресурсов для производства вооружений, распределение рабочей силы между производством и фронтом, поддержание социальной стабильности, обеспечение продовольственной безопасности.
Создан отдел военного сырья – занимался распределением ресурсов. Этот отдел возглавили представители банков. Цель – обеспечение частных хозяйств необходимым сырьем, регулировка цен.
1914-1916 – такая экономическая мобилизация дала результат, увеличилось производство вооружения. Искусственная интенсификация потребовала затрат, налогами это не компенсировалось => государство прибегло к заимствованиям (160 млрд марок)
Продовольственная проблема => возникновение черного рынка, производительность труда упала и упало качество продукции
«Программа тотальной войны» - максимум мобилизации всех ресурсов, максимальная милитаризация экономики
Экономикой руководили главы крупных банков и концернов => организованный капитализм (связка государства и крупного промышленного и финансового капитала). Необходимость функционировать в экстремальных условиях военной экономики укрепила модель организованного капитализма
Внутренние заимствования => крах финансовой системы, инфляция
1919 – Версальский договор: флот – странам Антанты, репарации, в течение 10 лет Германия должна была поставить 10 т угля (главный ресурс), односторонний режим наибольшего благоприятствования странам-победительницам, разоружение, отдали Лотарингию Франции, важнейшие районы, богатые углем, передавались Лиге Наций + в стране происходит революция
Период Веймарской Республики – политическая, экономическая, социальная нестабильность, делится на 3 этапа: кризис, «золотые 20-е», великая депрессия
Восстановление экономических отношений с Советской Россией (Рапальский договор, 1922)