Экономика восстановлена, идет рост, однако за счет чего идет рост экономики?
Социально-рыночное хоз-во – не статичная модель, она должна адаптироваться к условиям
Система Deutschland AG – неформальная форма институциональная форма устройства экономики, которая предполагает концентрацию капитала и концентрацию производства, переплетение бизнеса и государства, финансовых компаний, это поддерживает ориентацию на рост.
В Эпоху Веймарской республики, банки являлись одновременно акционерами и кредиторами промышленных компаний + представители банка входят в наблюдателей совет концернов. Когда плохо работали рыночные механизмы (ввиду кризиса или плохо действующих законов), они заменялись механизмами организованного капитализма (собираются и договариваются).
Эпоха национал-социализма - переплетение промышленного и финансового капитала только усиливается, количество картельных объединений возрастает.
После Войны нео-либералы всячески протестовали против картелей, концентрации экономической власти, однако такая система не исчезла. Банки оберегали компании от банкротства, так как сами являлись и акционерами, и кредиторами.
Механизмы трудовой демократии были направлены на сглаживание рыночных конфликтов, противоречий между трудом и капиталов. Все это было направлено на защиту от внешних угроз. Немецкий бизнес негативно воспринимал глобализацию.
Такая система породила новые нормы бизнес-этики в Германии, устойчивое поведение. Однако, в новых условиях глобализации и интернационализации, началась эрозия этой системы. В 90-е годы один сталелитейный концерн Круп поглощает концерн Тиссен с участием Немецкого Банка (Deutsche Bank), на деле же инвестиционные интересы банков вступили в противоречие с промышленными партнерами.
|
Только в 2002 году был отменен налог на прибыль от долевого участия, связь перекрестного владения активами ослабла. В этих условиях немецкие банки и промышленные корпорации прибегли к концепции Shareholder value.
Изначально, социальное государство было включено в модель социально-рыночного хозяйства, но впоследствии уже не социальное государство помогало рыночной экономике, а наоборот, рыночная экономика обслуживала социальное государство.
2018 – доля гос.расходов в ВВП – 44%, 19,1% из них - социальное страхование
965,5 млрд евро тратится на социальные нужды
Накопительная система пенсионного страхования.
Показатель: Штатскуотэ: сейчас она довольно низкая. 2018 – 44%, прогноз 2019 – 43,9%. Это хорошо для г. В 1995 это было 54,7%. В Бельгии 51,4%, во Франции 55,7% (страна Рейнского капитализма). Дания 51,9%. Доля гос расходов в ВВП.
Динамика гос. расходов и доля соц страхования в этих расходах в 1960: 32,9 % ВВП. Из них на социалку 11,2% Сейчас 44% гос расходы, 19% это социальверзищерунг.
Средний уровень по Европе 47,1%, Еврозоне – 45,8%. Но что отягощает? Увеличение доли социалки в ВВП = Sozialleistungsquote. В 50м году 17% от ВВП, 1975- 33,7. Сейчас это 30% ВВП. 3,3 трлн Евро – ВВП ФРГ.
Социальный бюджет – это доклад, который публикует федеральное министерство труда и социалки (BMAS = Sozialbudget). Разные секторы диаграммы отражают расходы на соц нужды. Социальляейстунген 29,6% ВВП. 965,5 МИИЛИАРДОВ ЕВРО. (30% – пенсионное страхование; 25,2% медицинское. От безработицы тоже поборолись, раньше она тоже составляла 1/4). Социальляйстунгсквоте очень высока, но самые высокие показатели были в конце 1960-1970. (эксперименты с гос вмешательством) и после объединения, когда система была внедрена в Восточных землях 31%.
|
При этом, на 34% это финансируется за счет взносов работодателей, на 30% за счет взносов застрахованных, немцев работающих, (социальверзищерунгспфлищтиж) а другие 33,4% это доплаты государства. Если бы система соц гос-ва работала как должна с 50-х, это было бы 50 арбейтгебер и 50 работающие. Эти 33% бюджетных тран – свидетельство того, как все неэффективно работает.
Рыночная экономика обслуживает социальное государство.
Около 22% дотаци гос-в идут из федерального бюджета и 18% от земель. Теперь не загадка, почему он был дефицитным – все, что поступало налогов (а страхование не финансируется за счет них) и они направляются на обеспечение социального государства. Чем больше соц государство, тем больше нагрузка на федеральный бюджет. Налоговые доплаты в пенсионный фонд в 57 году составляли 3,4 млрда марок, в 2013 – рекорд 81,2, в 17 году – 90 млрд евро было доплачено госдуарством только в пенсионный фонд. Почему это происходит? Система не меняется, но в 50 годах соотношение работающих 5 приходилось на 1 пенсионера, сегодня 3 к 1. А через 10 лет это будет 2 к 1!!! Это произошло из-за демографического развития ФРГ.
Коэффициент рождаемости в 1965: 2,6%, а в 2014 – 1,4. Сейчас 1,7
Продолжительность жизни м 78, ж 82 года и идет старение населения. А пенсионный возраст 67, он скользящий, чем позже родился, тем позже выйдешь на пенсию. Это экстенсивный способ обеспечивать всех пенсией. Принцип солидарности поколения делает для молодых эту ношу непосильной и делает соц госдураство неэффективным.
|
Пенсионная система
Переход к накопительной системе пенсионного страхования. Кроме обязательного пенсионного страхования (GRV), есть добровольное страхование на предприятии. В ходе реформы 2010 были, но не сильно помогло. Привычка полагаться на государство есть, бороться трудно. В Германии это не пошло- обеспечьте себя сами. Только в 2002 году появились частные пенсионные фонды. Они так и не стали крупными инвесторами, а это важно. Доля средств пенсионных фондов, отнесенных к ВВП. В Германии это 6% ВВП. В Нидерландах – это 160% ВВП. В ВБ 95, В США – 75% ВВП!! Во многих странах они важный источник денег для инновационных стратапов. Зависимость между уровнем дохода и размеров взносов, как в пенсионном и в медицинском страховании оно фактически теряет всякий экономический смысл. Несмотря на немецкое медицинское страхование, кто то болеет на их деньги и старее, и сильнее чем они работают. Солидарность поколений так плохо работает. Социальное хозяйство зижделось на личной ответственности, сейчас не видно этого.
Институт финансового федерализма. В Германии есть система бюджетного выравнивания, до 90 это сглаживали диспропорции между севером и югом. После присоединения восточных земель это стало работать в направлении В З, но плохо справляется. Объем средств вырос, и самый проблемный уровень выравнивания – земли между собой когда выравниваются. 3 из 16 доноры, а 13 реципиенты. И говорят давайте –давайте деньги. Бавария – 3,9 млрд. В 2012 году Бавария и Гессен подавали в суд, они не хотят делиться своим же заработанным. И В 19 году закон и финансовом выравнивании и пакт солидарности 2ой истекает и немцы могут принять новое решение – хотят ли они изменить эту структуру и адаптировать систему к новым вызовам? Эта система выравнивания – главная угроза экономики немецкой. Поскольку в конституции зафиксирован принцип равных условий жизни. 2 путь перейти к вертикальному выравниванию, когда создается конкуренция между землями: четкое разграничение задач между землями и наличие налоговой автономии. Изменение эк поведения: привычка огосударствления, оно проникло в самого человека. Германия: справедливость-это перераспределение, чем ответственность и конкуренция.
Представления о социальном рыночном хозяйстве меняются.