Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредствам линейного календаря.




Знакомство с календарём поможет детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения. У детей старшего дошкольного возраста развивается познавательный интерес к различным особенностям понятия времени. Ребёнка 6-7 лет интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Знание календаря облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем помогает осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. Наконец, знакомство с календарём необходимо в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку знаний по часам и по дням недели.

Знакомство детей с календарем должно проводиться в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе можно дать знания о календарном годе.

Для знакомства ребенка с календарем можно использовать следующий материал:

- игры: «Незнайкина неделя» (ребенку предлагают помочь Незнайке назвать по порядку дни недели, начиная с понедельника); «А ну-ка угадай» (взрослый называет себя определенным днем недели, предлагая ребенку назвать следующий, или предыдущий дни);

- упражнения с числовыми карточками, где количество кружков обозначает порядковый счет дня недели;

- использование разнообразных загадок, задачек, считалок, стишков.

Для ознакомления детей со временами года предлагается использовать следующий материал:

- сказки («Двенадцать месяцев», «Четыре художника» и др.);

- стихи Маршака «Круглый год», Бунина «Листопад,» Есенина «Поет зима аукает», и мн.др.

- загадки, пословицы, поговорки о временах года (напр.: Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает?; Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос и др.);

- разнообразные игры «Времена года», «Какая бывает осень» (дети по очереди называют осенние характеристики);

- картинки с изображением того или иного времени года, иногда с допущенными ошибками художника, где ребёнок должен указать на неё и др.

Также можно использовать наглядное пособие, привлекающее внимание детей, которые задают вопросы и с удовольствием играют в игру «Что такое год?» здесь обращается внимание на самые яркие, понятные детям признаки времени года и сделаны соответствующие макеты. Здесь же используются разноцветные круги-жетоны, соответствующие цвету времён года, разделенные на три сектора, символизирующие три месяца. Зимние месяцы:

декабрь –фиолетовый,

январь – синий,

февраль – голубой.

Весенние месяцы: март - светло-голубой,

апрель- зеленый,

май – салатовый.

Летние месяцы: июнь – розовый,

июль- красный,

август – бордовый.

Осенние месяца: сентябрь – желтый,

октябрь – оранжевый,

ноябрь – серый.

Использование жетонов не только знакомит ребенка с понятием «год», но и обращает внимание ребенка на цикличность смены времен года, учить разгадывать загадки, развивают память и самостоятельность.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Ф.Н.Блехер рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, нужно ждать целые сутки. Ею разработано наглядная модель календаря.

Представленный обзор свидетельствует о немалом значении формирования у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, повторяемости, необратимости. Мы установили, что знание календаря облегчает ориентировку ребенка в работе ДОУ, так как она четко связана с днями недели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: