Вариант 4
Задание
1. В соответствии со схемой, приведенной ниже, дайте сравнительный постатейный анализ положений (в плане отличий, т.е. идентичные статьи источников приводить не следует) Венской Конвенции 1969 г. о праве международных договоров и Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Положения Венской конвенции 1969 года «О праве международных договоров | Положения ФЗ от 15 июля 1995 «О международных договорах РФ» | Выводы |
Ст. 7. Полномочия 1. Лицо считается пред-ставляющим государство либо в целях принятия текста договора или установления его аутентичности, либо в целях выражения согласия государства на обязательность для него договора, если: a) оно предъявит соот-ветствующие полномочия или b) из практики соот-ветствующих государств или из иных обстоятельств явствует, что они были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для этих целей и не требовать предъявления полномочий. | Статья 13. Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются: а) в отношении дого-воров, заключаемых от имени РФ, - Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, - Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента РФ либо от имени Прави-тельства РФ Министерством иностранных дел РФ; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, - Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства РФ Министерством иностранных дел РФ; в) в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации. | В ст.13 ФЗ от 15 июля 1995 г N 101-ФЗ конкретизируется порядок предоставления полномочий на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ. |
Статья 14. Согласие на обязательность договора, выраженное ратификацией, принятием или утверждением 1. Согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: a) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; c) представитель государства подписал договор под условием ратификации; или d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. 2. Согласие государства на обязательность для него договора выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации. | Статья 15. Международные договоры РФ, подлежащие ратификации 1. Ратификации подлежат международные договоры РФ: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ. 2. Равным образом подлежат ратификации международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации. | В ст.14 Венской конвенции перечислены условия применения ратификации как способа согласия государства на обязательность для него договора. А в ст.15 ФЗ от 15 июля 1995 г N 101-ФЗ указано какие международные договоры подлежат ратификации в РФ. |
Ст. 15. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением Согласие государства на обязательность для него договора выражается присоединением, если: a) договор предусматривает, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения; b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения; или c) все участники впоследствии договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения. | Ст. 21. Присоединение РФ к международным договорам. 1. Решения о присоединении РФ к международным договорам принимаются: а) в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени РФ, по вопросам, указанным в п.1 ст. 15 Федерального закона, - в форме федерального закона в порядке, установленном ст.17 Федерального закона для ратификации международных договоров; б) в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени РФ (за исключением договоров, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта), - Президентом РФ, а в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, - Правительством РФ; в) в отношении договоров, присоединение к которым производится от имени Правительства РФ, - Правительством РФ. 2. Президент РФ принимает решения о присоединении к международным договорам по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, если это вызывается необходимостью. 3. Присоединение к международным договорам межведомственного характера осуществляется в порядке, установленном пп.3 и 4 ст.11 ФЗ-а. 4. Предложения о присоединении к международным договорам, осуществляемом в форме федерального закона, представляются в порядке, установленном ст.16 Федерального закона, в остальных случаях - в порядке, предусмотренном ст.9 Федерального закона. | В ст.15 Венской конвенции перечислены условия применения присоединения как способа согласия государства на обязательность для него договора. А в ст.21 ФЗ от 15 июля 1995 г N 101-ФЗ указан порядок принятие решения о присоединении РФ к международным договорам. |
Часть III. Раздел 3: Толкование договоров. Ст. 31. Общее правило толкования 1. Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. 2. Для целей толкования договора контекст охватывает, кроме текста, включая преамбулу и приложения: a) любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора; b) любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору. 3. Наряду с контекстом учитываются: a) любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений; b) последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования; c) любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками. 4. Специальное значение придается термину в том случае, если установлено, что участники имели такое намерение. | В Венской конвенции, в отличие от ФЗ «О международных договорах РФ», содержится раздел, посвящённый толкованию договоров. | |
Ст.24. Вступление в силу.1. Договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. 2. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора. 3. Если согласие государства на обязательность для него договора выражается в какую-либо дату после вступления договора в силу, то договор вступает в силу для этого государства в эту дату, если в договоре не предусматривается иное. 4. Положения договора, регулирующие установление аутентичности его текста, выражение согласия государства на обязательность для них договора, порядок или дату вступления договора в силу, оговорки, функции депозитария и прочие вопросы, неизбежно возникающие до вступления договора в силу, применяются с момента принятия текста договора. | Статья 24. Вступление в силу международных договоров РФ. 1. Международные договоры вступают в силу для РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. 2. Официальные сообщения Министерства иностранных дел РФ о вступлении в силу международных договоров РФ, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ, опубликовываются в порядке, предусмотренном ст.30 Федерального закона. | В п.2 ст.24 ФЗ описывается порядок опубликования официальных сообщений Министерства иностранных дел РФ о вступлении в силу международных договоров РФ, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ. |
Ст. 22. Особый порядок выражения согласия на обязательность для РФ международных договоров.Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для РФ возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра её положений в установленном порядке. | В ФЗ описывается особый порядок выражения согласия на обязательность для РФ международных договоров, который предполагает внесение поправок в Конституцию РФ. | |
Ст.18. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления договора в силу. Государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если: a) оно подписало договор или обменялось документами, образующими договор, под условием ратификации, принятия или утверждения, до тех пор пока оно не выразит ясно своего намерения не становиться участником этого договора; или b) оно выразило согласие на обязательность для него договора, до вступления договора в силу и при условии, что такое вступление в силу не будет чрезмерно задерживаться. | Раздел IV. Выполнение международных договоров РФ. Ст. 31. Выполнение международных договоров РФ. 1. Международные договоры РФ подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства РФ. 2. РФ до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. 3. Международный договор подлежит выполнению РФ с момента вступления его в силу для РФ. Статья 32. Обеспечение выполнения международных договоров РФ.1. Президент РФ и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров РФ. 2. Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами РФ, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств. 3. Органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ. 4. Общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ осуществляет Министерство иностранных дел РФ. Статья 33. Меры, принимаемые в случае нарушения международного договора РФ другими его участниками. В случае нарушения обязательств по международному договору РФ другими его участниками Министерство иностранных дел РФ либо другие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные организации совместно с Министерством иностранных дел РФ представляют в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором, Президенту РФ или в Правительство РФ предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора. Статья 34. Соответствие международных договоров Конституции РФ. 1. Конституционный Суд РФ в порядке, определяемом федеральным конституционным законом, разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу для РФ международных договоров либо отдельных их положений, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в связи с заключением международных договоров РФ. 2. Не вступившие в силу для РФ международные договоры, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению. | В ст.18 Конвенции устанавливается обязанность государств не лишать договор его объективной силу до его вступления в законную силу. Раздел IV ФЗ описывает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров РФ; меры, принимаемые в случае нарушения международного договора РФ другими его участниками. Международные договоры, не вступившие в законную силу, должны соответствовать Конституции РФ. |
Ст. 25. Временное применение. 1. Договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если: a) это предусматривается самим договором; или b) участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом. 2. Если в договоре не предусматривается иное или участвовавшие в переговорах государства не договорились об ином, временное применение договора или части договора в отношении государства прекращается, если это государство уведомит другие государства, между которыми временно применяется договор, о своем намерении не становиться участником договора. | Статья 23. Временное применение РФ-ей международного договора. 1. Международный договор или часть договора до его вступления в силу могут применяться РФ временно, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор. 2. Решения о временном применении РФ международного договора или его части принимаются органом, принявшим решение о подписании международного договора, в порядке, установленном ст. 11 ФЗ-а. Если международный договор, решение о согласии на обязательность которого для РФ подлежит в соответствии с настоящим Федеральным законом принятию в форме федерального закона, предусматривает временное применение договора или его части либо договоренность об этом достигнута со сторонами каким-либо иным образом, то он представляется в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его временного применения. По решению, принятому в форме федерального закона, в порядке, установленном ст. 17 Федерального закона для ратификации международных договоров, срок временного применения может быть продлен. 3. Если в международном договоре не предусматривается иное либо соответствующие государства не договорились об ином, временное применение РФ договора или его части прекращается по уведомлении других государств, которые временно применяют договор, о намерении РФ не стать участником договора. | В п.2 ст.23 ФЗ конкретизирована процедура принятия решения о временном применении Российской Федерацией международного договора. |
Раздел III. Регистрация и официальное опубликование международных договоров РФ. Статья 26. Единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ.Единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ находится в ведении Министерства иностранных дел РФ. Статья 27. Регистрация международных договоров РФ в международных организациях.Регистрация международных договоров РФ в Секретариате Организации Объединенных Наций и в соответствующих органах других международных организаций осуществляется Министерством иностранных дел РФ. Статья 28. Хранение текстов международных договоров РФ.1. Подлинники (заверенные копии, официальные переводы) международных договоров РФ заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ сдаются на хранение в Министерство иностранных дел РФ в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов), а копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их вступления в силу рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным организациям и органам государственной власти соответствующих субъектов РФ. 2. Подлинники международных договоров РФ межведомственного характера хранятся в архивах соответствующих федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, а заверенные копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов) направляются в Министерство иностранных дел РФ. Статья 29. Осуществление функций депозитария. 1. Министерство иностранных дел РФ осуществляет функции депозитария многосторонних международных договоров, если в соответствии с условиями этих договоров такие функции возложены на РФ. 2. Переписка с органами иностранных государств, международными организациями или их главными исполнительными должностными лицами, выполняющими функции депозитария многосторонних международных договоров, осуществляется Министерством иностранных дел РФ. Статья 30. Официальное опубликование международных договоров РФ. 1. Вступившие в силу для РФ международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для РФ приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел РФ в Собрании законодательства РФ. 2. Вступившие в силу для РФ международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) по представлению Министерства иностранных дел РФ также официально опубликовываются в Бюллетене международных договоров и размещаются (опубликовываются) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). 2.1. Международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение РФ всего договора или его части либо договоренность о временном применении которых достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера), незамедлительно подлежит по представлению Министерства иностранных дел РФ официальному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). 3. Международные договоры РФ межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов. | В разделе III ФЗ описывается процесс регистрации, хранения и официального опубликования международных договоров РФ. | |
Ч. V. Раздел 2: Недействительность договоров. Ст. 46. Положения внутреннего права, касающиеся компетенции заключать договоры. 1. Государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушении того или иного положения его внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры, как на основание недействительности его согласия, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения. 2. Нарушение является явным, если оно будет объективно очевидным для любого государства, действующего в этом вопросе добросовестно и в соответствии с обычной практикой. Ст. 47. Специальные ограничения правомочия на выражение согласия государства. Если правомочие представителя на выражение согласия государства на обязательность для него конкретного договора обусловлено специальным ограничением, то на несоблюдение представителем такого ограничения нельзя ссылаться как на основание недействительности выраженного им согласия, если только другие участвовавшие в переговорах государства не были уведомлены об ограничении до выражения представителем такого согласия. Ст. 48. Ошибка. 1. Государство вправе ссылаться на ошибку в договоре как на основание недействительности его согласия на обязательность для него этого договора, если ошибка касается факта или ситуации, которые, по предположению этого государства, существовали при заключении договора и представляли собой существенную основу для его согласия на обязательность для него данного договора. 2. Пункт 1 не применяется, если названное государство своим поведением способствовало возникновению этой ошибки или обстоятельства были таковы, что это государство должно было обратить внимание на возможную ошибку. 3. Ошибка, относящаяся только к формулировке текста договора, не влияет на его действительность; в этом случае применяется статья 79. Ст. 49. Обман. Если государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвовавшего в переговорах государства, то оно вправе ссылаться на обман как на основание недействительности своего согласия на обязательность для него договора. Ст. 50. Подкуп представителя государства. Если согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвовавшим в переговорах государством, то первое государство вправе ссылаться на такой подкуп как на основание недействительности его согласия на обязательность для него такого договора. Ст.51. Принуждение представителя государства Согласие государства на обязательность для него договора, которое было выражено в результате принуждения его представителя действиями или угрозами, направленными против него, не имеет никакого юридического значения. Ст. 52. Принуждение государства посредством угрозы силой или ее применения.Договор является ничтожным, если его заключение явилось результатом угрозы силой ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций. Ст. 53. Договоры, противоречащие императивной норме общего международного права (jus cogens).Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. | В данном разделе Венской конвенции указаны основания признания договоров недействительными. | |
Часть 5. Раздел 4: Процедура. Ст. 65. Процедура, которой следует придерживаться в отношении недействительности договора, прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия.1. Участник, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции ссылается на порок в своем согласии на обязательность для него договора или на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем требовании. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора, а также их обоснования. 2. Если по истечении определенного периода, который, за исключением случаев особой срочности, должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право в порядке, установленном статьей 67, осуществить предусмотренные им меры. 3. Если, однако, последует возражение со стороны любого другого участника, то участники должны добиваться урегулирования с помощью средств, указанных в статье 33 Устава Организации Объединенных Наций. 4. Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает прав или обязательств участников в рамках любых действующих положений, являющихся обязательными для участников в отношении урегулирования споров. 5. Без ущерба для ст. 45 то обстоятельство, что государство не направило ранее уведомления, предписанного в п. 1, не мешает ему направить такое уведомление в ответ другому участнику, требующему выполнения договора или заявляющему об его нарушении. Ст. 66. Процедура судебного разбирательства, арбитража и примирения. Если в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, не было достигнуто никакого решения в соответствии с п. 3 ст. 65, то применяется следующая процедура: a) любая из сторон в споре о применении или толковании ст. 53 или 64 может передать его путем письменного заявления на решение Международного Суда, если только стороны не договорятся с общего согласия передать этот спор на арбитраж; b) любая из сторон в споре о применении или толковании любой другой ст. ч. V Конвенции может начать процедуру, указанную в Приложении к настоящей Конвенции, обратившись с соответствующей просьбой к Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций. | Раздел V. Прекращение и приостановления действия международных договоров РФ. Статья 37. Прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации. 1. Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для РФ. 2. Президент РФ принимает, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ давалось Правительством РФ. 3. Государственная Дума рассматривает предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения. Принятые Государственной Думой федеральные законы о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международных договоров РФ подлежат в соответствии с Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятый Федеральным Собранием РФ федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора РФ направляется в соответствии с Конституцией РФ Президенту РФ для подписания и обнародования. 4. Действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона. В случае отклонения Государственной Думой проекта федерального закона о приостановлении действия международного договора РФ действие договора подлежит незамедлительному возобновлению. 5. Прекращение и приостановление действия международных договоров РФ межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ и с разрешения Правительства РФ. 6. Правительство РФ принимает решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов РФ. 7. Решения о прекращении (в том числе о денонсации) и приостановлении действия международных договоров, в которых РФ является стороной в качестве государства - продолжателя СССР, принимаются органами государственной власти РФ или уполномоченными организациями в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства РФ. Внесение соответствующих предложений и законопроектов осуществляется применительно к порядку, установленному ст. 36 настоящего Федерального закона. | В разделе 4 части 5 Конвенции описывается процедура, которой следует придерживаться в отношении недействительности договора, прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия. В ст.66 Конвенции описывается процедура судебного разбирательства, арбитража и примирения,которая применяется если в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, не было достигнуто никакого решения в соответствии с п. 3 ст. 65. В разделе 5 ФЗ устанавливается процедура прекращения и приостановления действия международных договоров РФ. В ст.35 и 36 ФЗ содержится информация о том, кто обладает полномочиями на внесение рекомендаций и предложений о прекращении и приостановлении действия международных договоров РФ, а в ст.37 ФЗ - сама процедура прекращения и приостановления действия международных договоров РФ. |
Имеют ли право субъекты федеративных государств заключать международные договоры. Если – да, то в каких источниках закреплено это право? Приведите конкретные примеры заключения субъектами федераций международных договоров.
|
|
|
Международное право не содержит нормы, которая бы давала решение вопроса о международно-правовом статусе политико-территориальных образований, являющихся составными частями федеративного государства. Не провозглашая международной правосубъектности таких образований, оно вместе с тем её и не отрицает.
Есть основания для суждения о косвенном признании определённого международно-правового статуса субъектов федерации как предпосылки их международной правосубъектности.
Известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, в той или иной форме констатирующих право составных частей этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения и заключать международные договоры как с подобными себе образованиями в других государствах, так и непосредственно с зарубежными федеративными государствами. Самый наглядный пример — Соглашение между СССР и Канадой от 20 ноября 1989 г. о сотрудничестве между союзными республиками СССР и провинциями Канады.
Право субъектов федеративных государств заключать международные договоры закреплено в Конституциях данных государств и иных внутригосударственных нормативных актах, принятых на основе конституционных норм.
Основной закон ФРГ предоставляет возможность землям в той мере, в какой они обладают законодательной компетенцией, и с согласия Федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (ч. 3 ст. 32). Формулировка Конституции США выглядит иначе: ни один штат не может без согласия Конгресса заключать договоры с другим штатом или иностранной властью (разд. 10 ст. 1), — однако из этого следует возможность договорных отношений штата при согласии Конгресса. Принципиально иное решение содержится в Конституции Бельгии в редакции 1993 г., установившей в этой стране новую, федеративную форму государственного устройства: субъекты бельгийской федерации — сообщества и регионы — обладают в пределах своих полномочий правом заключения международных договоров, которое не обусловлено согласием федеральных органов (§ 1 ст. 127 и § 1 ст. 130). Такое конституционное решение уже получило признание в ст. 9 Договора между Российской Федерацией и Королевством Бельгия о согласии и сотрудничестве от 8 декабря 1993 г.
За многие годы существования таких зарубежных федераций, как США, Канада, Австрия, Швейцария, Австралия, сложилась система вступления их субъектов — штатов, провинций, земель, кантонов — в непосредственные договорные отношения друг с другом на межгосударственной основе, а в отдельных случаях — договорные отношения субъекта одного государства с другим государством (например, провинции Квебек в Канаде с Францией).
3. Какие международные договоры Российской Федерации, затрагивающие полномочия субъекта Федерации, выделяются в ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В ст. 4 данного федерального закона указаны следующие международные договоры, затрагивающие полномочия субъекта Федерации:
1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации. Данный международный договор заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция (п.1).
2. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые направляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями органам государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора (п.2).
Процедура согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации описана в п.3 данной статьи:
«При осуществлении согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями о предельных сроках направления предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о заключении международного договора Российской Федерации».
В соответствии с п.4 ст.4 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации": «Вопросы участия представителей органов государственной власти субъекта РФ в подготовке проекта международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также в переговорах и процедуре его подписания решаются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по согласованию с органами государственной власти заинтересованног