О ПРИЧИНАХ БУЛЛИНГА В ЭМИГРАЦИИ МОЖНО УЗНАТЬ ИЗ НОВОЙ КНИГИ АЛЛЫБАРКАН "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СЕМЕЙНОЙ ЭМИГРАЦИИ С ОБРАТНЫМ БИЛЕТОМ. РУССКОЯЗЫЧНЫЙ - ДВУЯЗЫЧНЫЙ РЕБЁНОК". ЗАКАЗАТЬ КНИГУ МОЖНО ТОЛЬКО ПО АДРЕСУ unionrod2010@yandex.ru ИЛИ ЧЕРЕЗ РАЗДЕЛ " ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ" ЭТОГО САЙТА. АНОНС НА КНИГУ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ САЙТА. ДЕДОВЩИНА В ШКОЛЕ ИЛИ ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ. О насилии в школе и даже в детских садах было известно уже давно. Начиная с 1905 года, в печати стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме, пик которых пришелся на конец сороковых годов прошлого века. На сегодняшний день проблема школьного, и даже детсадовского буллинга,волнует весь мир. В переводе с английского слово буллинг означает хулиган, драчун, насильник… А под самим термином «буллинг», как правило, подразумевают запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей по отношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв. Короче говоря, речь идет о преследователях и жертве, о насильниках и изгоях. Но какие насильники и изгои могут быть в современной школе, а тем более в детском саду, да еще во всех странах. Тем не менее, все это имеет место. И в последние десятилетия школьная дедовщина или же школьный буллинг стали международным термином, подразумевающим под собой совокупность педагогических и социально-психологических проблем. Наиболее распространены два типа буллинга – «непосредственный, физический» и «косвенный» - социальная агрессия. Непосредственный, физический буллинг – это агрессия с физическим насилием. Если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неё и унижающие её чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге. Когда ребенка унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая издевательские ярлыки, мы имеем дело с словесным буллингом. Поведенческий буллинг тоже может быть основан на различных нюансах вербальной агрессии – от сплетен и интриг до вымогательств и шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве и на фоне моральных издевательств, совершая различные «пакости», вплоть до похищения тетрадей с домашними заданиями. Как правило, типы буллинга тесно связаны с социальным статусом ученика – жертвы. Однако отверженность ребенка в школе проявляется не только актами насилия или травли, но также и неприятием и игнорированием его. Причем, это неприятие бывает активное и пассивное. И неприятие, и игнорирование лишний раз служат для ребёнка доказательством того, что он лишний в этом детском коллективе, а если даже и нужен ему, то только в роли козла отпущения. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, так называемый кибербуллинг, когда жертва получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или через другие электронные устройства. Эти насмешки и издевательства одноклассников в виде писем, видео и фотографий влияют на ребёнка-изгоя не меньше, чем при традиционном школьном буллинге, и нередко могут стать достоянием не только узкого круга людей, но и огромной «аудитории», заглядывающей на различные ссылки на всевозможных сайтах. Поэтому и проблема современного кибербуллинга, появившегося в эру информационных технологий, не менее актуальна, чем проблема обычной школьной дедовщины. Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередко возникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному ребенку властвовать над другим. В связи с этим появились и новые термины – «буллирование» и «виктимизация». При этом «виктимизация» подразумевает под собой всевозможные способы, применяемые одним ребенком для превращения в жертву другого ребенка. Однако в буллинг вовлечены помимо жертвы и булли (преследователя), как правило, и сторонние наблюдатели, неподверженные физической или вербальной агрессии КАКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯМИ ИЛИ БУЛЛИ. Знаменитый норвежский психолог Дан Ольвеус отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети? Это дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя себе других одноклассников, им гораздо легче будет добиваться своих целей; Легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением; Не умеющие сочувствовать своим жертвам; Физически сильные мальчики. Инициаторами травли могут быть также дети: Желающие быть в центре внимания; Уверенные в своем превосходстве над жертвой; С высоким уровнем притязания; Мечтающие быть лидерами в классе; Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве; Дети, не признающие компромиссы; Со слабым самоконтролем; Интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивления. КАКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ БУЛЛИ. Как правило, «булли» или зачинщики травли – это один- два ребенка. И если бы инициатор травли и его жертва встретились бы один на один, не известно - кто кого победил бы. К сожалению, в школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. И если лидер группировки – типичный «булли», то остальные члены таких группировок – это последователи инициаторов травли ровесников. Чаще всего «союзниками» зачинщиков школьного буллинга бывают дети: «Дорожащие» своим отношением с лидером насилия; Боящиеся быть на месте жертвы; Поддающиеся влиянию «сильных мира сего» в своем классе; Не желающие выделяться из «толпы» одноклассников; Не умеющие сочувствовать и сопереживать другим детям; Принимающие травлю за развлечение; Без собственной инициативы; Из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания; Дети жестоких родителей; Озлобленные ровесники, мечтающие взять хоть какой-то реванш за свои «унижения». КАКИЕ ДЕТИ МОГУТ БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО КАК ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯМИ, ТАК И ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ. В школьном буллинге бывает и такое. Гиперактивный или агрессивный ребенок, предчувствуя ситуацию, в которой он способен оказаться жертвой школьной дедовщины, сам становится инициатором ее. Или же подобные дети, уже ставшие жертвами, берут «реванш», нападая на своих преследователей, и выбирая для этого подходящие ситуации. КАКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА. Исследователи утверждают, что типичных жертв школьного буллинга нет. Любой ребенок в определенных ситуациях может быть изгоем. Тем не менее, по мнению норвежского психолога Дана Ольвеуса, автора книги «Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать» (1993), жертвами буллинга чаще всего становятся дети: Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые; Тревожные, не уверенные в себе, с низким самоуважением, несчастные; Склонные к депрессии, и чаще своих сверстников думающие о самоубийстве; Не имеющие даже одного близкого друга, предпочитающие общение с взрослыми людьми общению со сверстниками; Мальчики, физически более слабые, чем их ровесники. Помимо этих детей, жертвами школьного буллинга становятся также дети: Страдающие от одиночества; Имеющие негативный опыт жизни; Из социально-неблагополучных семей; Подвергаемые физическим насилиям дома; Имеющие комплекс неполноценности; Предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах; Не верящие в защиту их педагогами; Не считающие себя значимой частью своего детского коллектива; Верящие, что заслуживают быть жертвой, и пассивно ожидающие насилие преследователей; Смирившиеся с этим насилием, как со своей долью. Ученые выявили также особенности детей, являющихся провокативными жертвами. Как правило, это дети, поведение которых вызывает раздражение у одноклассников и учителей из-за их: Гиперактивности и повышенной возбудимости; Синдрома дефицита внимания; Плохой успеваемости. Это дети: С трудом усваивающие чтение и письмо; Любимчики учителей; Гиперопекаемые родителями; Ябеды; Воображалы… Словом, своеобразные «белые вороны». Причем, подобная «беловоронность» их способна проявляться как в особенностях поведения, так и внешности. К сожалению, необычная внешность Вашего ребенка, вплоть до огненно-рыжих волос, а также дефекты внешности могут превратить его в ребенка - изгоя и жертву школьного буллинга. В ребёнка – мишень… Отдавая детей в организованные детские коллективы, помните, что Ваш ребенок может войти в группу риска по буллингу, если у него: Заикание; Косоглазие; Тики; Энурез; Заячья губа; Необычная форма ушей; Сколиоз; Шрамы; Если он носит очки; Необычные родинки и т.д. Короче говоря, любая особенность внешности Вашего ребёнка, любое отличие его от своих сверстников, бросающееся в глаза во время общения с ним, может превратить его в жертву школьной дедовщины. Одноклассники недолюбливают также детей: Неопрятно одетых или же суперодетых; Не имеющих электронных новинок современного прогресса или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям; Кичащихся достижениями своих родителей; Одаренных детей; Вундеркиндов… В группу риска по школьному буллингу могут попасть: Часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе; Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей; Интроверты с затрудненной коммуникацией; Дети «другой национальности», непопулярной в данное время в стране. Исследователи выделяют три главных фактора, позволяющих выявить детей группы риска по буллингу. 1. «Множественный стресс», подразумевающий под собой то, что дети – изгои и жертвы имеют множество проблем: от социального неблагополучия и конфликтов в семье, вплоть до плохого здоровья, затрудненной коммуникации со сверстниками и несовершенства компенсаторных возможностей. 2. «Провоцирующие особенности жертвы». Помимо того, что уже говорилось выше, под такими особенностями подразумеваются даже «необычная» манера речи, умение держать себя в детском коллективе, и вообще все «необычное» в ровеснике с точки зрения его одноклассников. 3. «Стигматизация - расовые (национальные) и физические особенности ребенка». Так как дети изгои и жертвы школьного буллинга чаще всего скрывают свои проблемы от собственных родителей, и об этом их мамы и папы в основном узнают лишь во время экстремальных и кризисных ситуаций, завершающихся даже суицидальными попытками ребенка, родителям необходимо знать, какие особенности поведения детей должны заставить задуматься их о том - не является ли их ребенок жертвой школьной дедовщины. По мнению председателя Национальной ассоциации школьных психологов США доктора Тэда Фейнберга, на эти мысли родителей ребенка должны навести приблизительно такие особенности его поведения, как: «Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда; Возвращается из школы подавленным; Часто плачет без очевидных причин; Никогда не вспоминает никого из одноклассников; Очень мало говорит о своей школьной жизни; Одинок; Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе». Помимо этого, родители должны обратить также внимание и на изменения в поведении их ребенка, ставшего вдруг агрессивным, обидчивым, раздражительным и даже нелюдимым, не желающим поддерживать разговоры о дедовщине в школе. Нежелание поддерживать подобные разговоры объясняется нежеланием воскрешения воспоминаний о насилии, которому подвергается ребенок. К сожалению, ужас, перенесенный таким ребенком, может преследовать его многие годы, выявляясь во всевозможных постстрессовых расстройствах. СТОРОННИЕ НАБЛЮДАТЕЛИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА. Это дети и взрослые, свидетели школьного буллинга, боящиеся вмешиваться в происходящее, тем самым высказывая свое собственное бессилие или же демонстрирующее свое безразличие. К сожалению, сторонними наблюдателями бывают и педагоги, проповедующие принципы «невмешательства», и считающие, что школьная дедовщина - это только лишь один из этапов взросления ребенка и приобретения им опыта мужественности. В то же время их позиция к происходящему один из самых важнейших факторов наличия или отсутствия школьного буллинга. При политике невмешательства – он расцветает, при политике предотвращения уже в зачатке – вянет на корню или же чахнет после единичной попытки. Говоря о буллинге в школе, необходимо помнить также о том, что этот буллинг может быть осуществлён и самими учителями детей. К сожалению, насилие педагогов над учениками – это тоже нередкое явление, однако его всё-таки желательно рассматривать в несколько ином аспекте, и это несколько иная тема, также заслуживающая пристального внимания. Итак, школьная дедовщина – это коллективное явление, в которое вовлечена целая группа людей – детей и взрослых, насильников и их жертв, последователей насильников и сторонних наблюдателей. В то же время оставленные без внимания проявления школьного буллинга увеличивают его масштабы до безграничности. И прекратить школьную дедовщину можно только всеобщим «нет». «Нет» учителей, родителей и самих учеников. «Нет» школьному насилию, «нет» школьной дедовщине! ПОЧЕМУ ШКОЛЬНОМУ БУЛЛИНГУ НЕОБХОДИМО РЕШИТЕЛЬНОЕ «НЕТ. Потому что он является не только причиной трагедий, происходящих с его жертвами, но и меняет личность всех тех, кто участвовал в нем, или же оказался бессильным наблюдателем. Причем, меняет личность ребенка и взрослого не в лучшую сторону, оставляя свои следы на всю жизнь. ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА. К сожалению, последствия буллинга иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. Эти дети-изгои потом могут стать также жертвами и армейской дедовщины, и буллинга на работе. В то же время, если буллинг был прерван в самом начале, следовая реакция на него может быть совсем незначительная в виде слабой интенсивности негативных эмоций. В тех же случаях, когда ученик подвергался школьному буллингу неоднократно и на протяжении длительного времени, у него может развиться серьёзное постстрессовое расстройства, так называемое посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР. По мнению большинства исследователей, занимающихся этой проблемой, посттравматическое стрессовое расстройство включает пять фаз своего развития. Первая фаза – это фаза отчаяния, выражающаяся в повышенном уровне тревожности, когда ребенок еще плохо осознает все происходящее с ним. Вторая фаза – фаза отрицания. Попытки вытеснить из памяти происшедшее с ним. Во время этой фазы у жертвы могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и даже бессонница. Третья фаза – это фаза депрессии или навязчивости. Фаза смирения с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения. Четвертая фаза – фаза прорабатывания того, что произошло с осознанием причины происшедшего. И, наконец, пятая фаза – фаза завершения, когда появляется лучик надежды на лучшее будущее. КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА. Прежде всего, родителям надо знать: 1.Что их ребенок может быть подвержен школьной и даже детсадовской дедовщине. 2. Что дедовщина процветает не только в армии. 3.Что никакой гарантии, что их ребенок не попадет в группу риска по дедовщине, у них нет. Поэтому любого ребенка, начиная с первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать одноклассники, и не только дразнить, но и даже бить. Если же в самом деле что-либо из этого с ним вдруг произойдёт, он тут же, немедленно, должен рассказать об этом учителю и родителям. Для того чтобы как-то предотвратить попадание ребенка в группу риска по школьному буллингу, посоветуйте ему: Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода. Не хвастаться - не своими успехами, не своими родителями, не своими электронными игрушками. Не зазнаваться. Не задираться. Не показывать свое превосходство над другими. Не демонстрировать свою элитарность. Не ябедничать. Не подлизываться к учителям. Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным нормам человека, короче говоря, не плыть против течения своего «коллектива». Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства. Не демонстрировать свою физическую силу. Не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или какими-то физическими дефектами. Не показывать свою слабость. Посоветуйте еще также ему: Найти общий язык с каждым учеником в своём классе. Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу несколько настоящих друзей. Приглашать одноклассников в гости. Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками. Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав. Научиться уважать мнение своих одноклассников. Если у Вашего ребенка есть какие-то физические дефекты или хронические заболевания, а также комплексы, необходимо: Стараться «вылечить» их по мере возможности. Предупредить ребенка, что, если даже эти «особенности» и станут причиной неприятия его в классе, то вины его в этом нет, и Вы сделаете все от Вас возможное, чтобы «вылечить» эти комплексы и «дефекты». Предупредить учителей и директора школы об этих «особенностях» ребенка, чтобы они «защищали» его от нападок одноклассников. Рассказать школьному психологу об этих особенностях ребенка. Любыми способами повышать самооценку своего ребенка. Если Ваш ребенок выделяется среди других детей в классе своей одержимостью, объяснить ему, что: Даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими. Своим даром надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать их от себя. Одаренность Вашего ребенка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с ним, а не завидовали бы ему (он должен, благодаря ей, защищать честь школы на олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, а не отказываться от участия в этом, мотивируя свой отказ постоянной занятостью). Для того чтобы Ваш ребенок не попал в группу риска по школьному буллингу, Вам желательно:. Не настраивать его против школьных мероприятий, даже в тех случаях, когда они Вам кажутся неинтересными и ненужными. Не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью. Учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры. КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ, СТАВШЕМУ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА. Если профилактические меры для попадания Вашего ребенка в группу риска по школьному буллингу не помогли, и школьник оказался жертвой дедовщины, Вы должны: Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним. Убедиться, что Ваш ребенок стал действительно жертвой школьного буллинга. Сообщить об этом учителю и школьному психологу. Сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации. Если ребенок был сильно напуган и потрясен случившимся, не отправлять его на следующий день в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу. При посттравматическом стрессовом синдроме немедленно обратиться к специалистам. Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребенком и не пускать все на самотек. ЧТО МОГУТ ПРЕДПРИНЯТЬ РОДИТЕЛИ РЕБЁНКА-ИЗГОЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО АВТОРИТЕТА В КРУГУ РОВЕСНИКОВ. Научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него. Попытаться наладить контакты с учителями и одноклассниками ребенка. Участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители. Если у Вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, рассказывать о нем сверстникам ребенка, заражая им их. Ведь если Вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть Вам в рот, и после этого навряд ли уже тронут пальцем Вашего ребенка. Приглашать одноклассников ребенка, и особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости. Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами, это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у педагогов в классе, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях. Повышать самооценку ребенка. В случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо демонстрировать окружающим, что у любого человека есть ахиллесова пята, и если даже он преуспевает, к примеру, в математике, то это вовсе не обязательно, чтобы он преуспевал также и в физкультуре. А если его одноклассник победитель в соревнованиях по лёгкой атлетике, но с трудом справляется с математикой, то это тоже не означает, что этот ровесник хуже его. Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу «за знаниями» или же по принуждению родителей. Не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей. Не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками, и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, хотя бы не ожидаемыми ими вопросами,или же озадачивать их своим знанием не самого лестного досье на них, которое желательно собрать ребенку. КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ, УЗНАВШИМ, ЧТО ИХ РЕБЁНОК ЗАЧИНЩИК ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ. Как и родителям ребенка-жертвы, понять причину – почему он стал насильником. Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности. Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях. Если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности. Если ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом. Если ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный плеер, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребенку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения - что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные плееры есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребенка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы ещё просто не было. ПОЧЕМУ ВСЁ – ТАКИ ДЕТИ БЫВАЮТ ЖЕРТВАМИ ИЛИ НАСИЛЬНИКАМИ? И в том, и в другом случае главное - это из-за дефицита родительской любви или неумения мамы и папы показать её должным образом. Кроме этого: Это может быть результат семейных междоусобиц и семейных конфликтов. Это чаще всего дети из семей разведенных родителей или где назревает развод. Это дети одиноких матерей. Безусловно, все вышеперечисленные особенности семей – это не клеймо для ребенка, и не обязательная ступень к состоянию жертвы или насильника в школьном буллинге. Просто вероятность появления детей с вышеперечисленными ролями в таких семьях гораздо выше, чем в благоприятных. Помните, что ребенок подражает Вам, перенимает Ваш стиль жизни и невольно копирует его. Но в других условиях и при других обстоятельствах эти «копии» выглядят по- иному, и как к роли жертвы, так и к роли насильника, может привести ребенка также Ваше жестокое обращение с ним, Ваш гиперконтроль, или же, наоборот, безнадзорность ребенка. И особенно «безнадзорность» при просиживании детей сутками перед телевизором, где агрессия с жестокостью - главные элитные квартиранты, перед которыми все снимают шапки, словно зомби. Ведь они и, в самом деле, «заворожено» зомбируют нас страхом, вызывающим оцепенение души. Ситуация для родителей. Уже третий день Костя не хочет идти в школу, объясняя это тем, что у него болит голова. Но мама не верит ему, потому что в последнее время он всё время приходит домой в синяках, говоря, что упал, что нечаянно ударился… В общем, все синяки у него без особых причин. Ну, а мама считает, что Костя почему-то вдруг начал обманывать и, наверное, просто дерётся со сверстниками, хотя раньше был скромным тихоней. И поэтому вместо того, чтоб его пожалеть, расспросить поподробнее что с ним случилось, лишь ругает его, называя обманщиком, когда он ей твердит, что болит голова. И конечно же требует, чтобы шёл в школу. Как бы на месте мамы Кости повели бы себя Вы? |