Бизнес стратегия
Это – план управления одним подразделением.
Содержит следующие элементы:
1. Реакция на изменения в отрасли и экономике в целом, в юридической, политической и иных значимых сферах.
2. Разработка конкурентной стратегии и рыночной политики, обеспечивающих устойчивое преимущество на рынке.
3. Накопление необходимых знаний и средств производства.
4. Координация стратегических инициатив функциональных подразделений.
5. Решение конкретных стратегических проблем предприятия.
Ключевые функциональные стратегии для создания значимых ресурсов и возможностей:
1. С НИОКР и инжиниринга
2. С управления цепочкой поставок
3. Производственная С
4. С продаж, маркетинга, распространения
5. Кадровая С
6. Финансовая С
Разработка стратегии
• Стратегия компании – это методы конкуренции и ведения бизнеса, которые выбирает менеджмент для удовлетворения клиентов, успешной конкуренции и достижения глобальных целей организации.
• Цели – это «место назначения», а стратегия – средство достижения его
Для достижения цели требуется:
1. Продуманные и целенаправленные действия
2. При необходимости реакция на непредвиденные события, изменившиеся условия рынка и усиление конкуренции
3. Непрерывное коллективное обучение организации
Стратегия одновременно активна и адаптивна.
Составляющие стратегии компании
В стратегии всегда есть:
• открытая часть (стоит на сайте и рекламируется)
• закрытая – на случай необходимой реакции на изменившиеся условия внешней среды.
Описание стратегии должно быть подробным и отражать специфику компании. Это индивидуальный продукт.
Составляющие стратегии компании:
|
• Плановые конкурентные инициативы
• Реакция на изменение внешней среды
• Изменение географии рынков
• Слияние или приобретение компаний для укрепления положения в отрасли
• Создание стратегических союзов и партнерств
• Реализация новых возможностей и защита от угроз
• Деятельность ключевых подразделений:НИОК, производств, сбыт, маркетинг, финансов и пр.
• Укрепление ресурсной базы и конкурентных возможностей
• Диверсификация доходной базы и освоение новых направлений бизнеса
4. Функции стратегического менеджмента по формированию конкурентных преимуществ. Типовые стратегии конкурентной борьбы по Майклу Портеру.
Основа успешной бизнес-стратегии – устойчивое конкурентное преимущество, выражаемое в превосходстве над конкурентами по количеству клиентов и в возможности противодействовать влиянию конкурентных сред. Для этого компания организует свою деятельность и создает цепочку ценностей отличным от конкурентов способом и создает компетенции и ресурсы, которые конкурентам сложно или невозможно воспроизвести.
Цель конкурентной стратегии – достижение превосходства над конкурентами в предложении товаров и услуг.
Конкурентные стратегии
• Стратегия лидерства по издержкам – привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства товаров и услуг
• Стратегия широкой дифференциации товаров (По качеству, дополнительным преимуществам, уровню обслуживания, технологическому превосходству, высокой ценности для покупателей) – привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов.
|
• Стратегия оптимальных издержек – повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов и ниже. (Избрав эту стратегию компания должна снизить издержки и соответственно цены, сохранив либо повысив качество продукции)
• Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек. Ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства.
• Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции. Ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более полного удовлетворения специфических нужд и вкусов покупателей.
5. Анализ внутренней среды компании. Основные аналитические инструменты. Сущность SWOT-анализа. Анализ цепочки ценности. Стратегический анализ издержек.
SWOT-анализ позволяет быстро оценить стратегическое положение компании.
При разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутренних возможностей компании (баланса ее сильных и слабых сторон) внешней ситуации (условиям отрасли и конкуренции, возможностям компании на рынке, специфическим внешним угрозам прибыльности и доли рынка).
Сущность SWOT-анализ – это оценка фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемая в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ показывает,насколько стратегия компании соответствует ее внутренним ресурсам и рыночным возможностям и не пора ли компании пересмотреть заключение о слабости того или иного ресурса или опасности той или иной угрозы. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем для реагирования на новые условия внешней среды и обеспечения удовлетворительной прибыли, останутся ли сегодняшние сильные стороны компании таковыми и в будущем, есть ли в ресурсной базе компании пробелы, которые необходимо заполнить, надо ли компании рассмотреть новые конкурентные возможности, какие виды ресурсов и возможностей играют главную роль, а какие второстепенную.