Экономические последствия безработицы




Отрицательные

Обесценивание последствий обучения.

Сокращение производства.

Затраты на помощь безработным.

Утрата квалификации.

Снижение жизненного уровня.

Недопроизводство национального дохода.

Снижение налоговых поступлений.

Положительные

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

4. Отличительные черты и особенности развития занятости и формирования рынка труда в РФ на современном этапе.

Отличительными чертами и особенностями развития занятости и формирования рынка труда в РФ на современном этапе являются:

абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту (см. табл.1);

Таблица1: Динамика численности экономически активного населения за 1992 - 2000 гг.(млн. чел.).

Наименование показателей                  
Экономически активное население                  
Занятые                  
Безработные                  

 

Из таблицы 1 видно, что с 1992 по 1998годы численность экономически активного населения уменьшилась. Численность занятых увеличилась /впервые за 9 лет/ в прошлом году на 1,6 млн. чел. Начиная с 1998г. идет также постепенное снижение безработицы.

Внешне, казалось бы, это позитивная тенденция. Однако не секрет, что в условиях тяжелейшего кризиса видимость занятости в нашей экономике, особенно в первоначальный период реформ, в основном поддерживалась за счет колоссального снижения заработной платы, административных отпусков без зарплаты.

Невысокий уровень безработицы в России 90-х г. /сравнительно с другими странами/ - это оборотная сторона значительного сокращения оплаты труда.

 

Таблица2: Показатели максимальных уровней снижения общественного производства, роста безработицы и падения

реальной зарплаты в России и странах ЦВЕ в 90-е годы.

Страны Индекс обьема ВВП /1989г = 100/ Доля безр-ых в ЭАН в % Индекс реальной зарплаты/1989=100/
Страны с умеренной безработицей и очень большим снижением реальных заработков
Россия 57 /1998г./ 11-12ь/1998г./ 43*/1998г./
Румыния 79 /1992г./ 10-11/1994г./ 55 /1993г./
Страны со значительной безработицей и умеренным понижением заработков
Польша 83 /1991г./ 16-17 /1993г./ 80 /1993г./
Венгрия 85 /1993г./ 12-13 /1992г./ 80 /1993г./
Словакия 78 /1993г./ 15 /1993г./ 67 /1991г./
Страны с умеренным снижением заработков и небольшой безработицей
Чехия 80 /1993г./ 6 /1991г./ 72 /1991г./
Страны с очень большим снижением заработков и значительной безработицей
Болгария 67 /1996г./ 17 /1996г./ 35 /1996г./

 

Иными словами, падение реальной оплаты труда «заместило» в России примерно 2/3 потенциальной безработицы и, так сказать, «погасило» процесс расширения ее масштабов.

Сомнительно, что когда-либо удастся однозначно оценить итоговое социально-экономическое значение такого «замещения». Как и во всей социальной ситуации переходного времени, тут переплетаются негативные и позитивные моменты. Очевидно, что избыточная занятость мешает рациональному хозяйствованию, затрудняет адаптацию к рынку, разлагает трудовую мораль и препятствует формированию эффективного рыночного работника. Тем самым вялотекущая безработица создает дополнительные факторы, продлевающие кризис, способствующие росту массового неверия в реформы и демократию. Но одновременно эта же избыточная занятость в конкретно-исторических условиях России 90-х годов предотвращает непомерное разбухание безработицы, грозящее социальным и социально-психологическим перенапряжением, которое может сбросить страну с пути модернизации и демократизации.

активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего (табл.3);

Таблица3: Использование рабочей силы по секторам экономики (в %).

Сектор экономики        
Занято в экономике всего: 100,0 100,0 100,0 100,0
Государственный сектор 82,6 68,9 41,0 30,0
Негосударственный сектор 17,4 31,1 59,0 70,0

процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании; рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др.;

Таблица4: Сектора экономики, в которых произошло сокращение работников с 1992 по 1999г.

Сектора Кол-во сокращенных безработных
Промышленность 7млн. чел
Сельское и лесное хозяйство 1 млн. чел.
Транспорт и связь 400 тыс. чел.
Строительство 23 млн. чел.
Культура и искусство, наука и научное обслуживание 900 тыс. чел.

Всего с 1992 по 1999г количество занятых сократилось с 74 до 65 млн. чел.

Налицо несоответствие профессиональной структуре спроса на рабочую силу потребностями населения. Предприятиям требуются в основном рабочие профессии, тогда как среди обратившихся в Службу занятости около трети составляют специалисты и служащие. К тому же большая часть вакансий – это самые низкооплачиваемые рабочие места, зачастую с тяжелыми и вредными условиями труда.

Самым большим дефицитом российской экономики стали высококвалифицированные рабочие кадры. А без них конкурентоспособную экономику не построить. По некоторым выборочным оценкам, в российской промышленности остались сейчас лишь 5% рабочих высшей квалификации, а в США их 43, в ФРГ – 56, Франции - 38%. Причины этого хорошо известны – кто-то в силу сложившихся обстоятельств потерял былое мастерство, кто-то ушел в теневые структуры, кто-то эмигрировал. Молодежь же, как правило, не хочет осваивать престижные рабочие профессии, для некоторых все более привлекательной становится потребительская модель жизни.

глубокое изменение структуры занятости в промышленности: ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях, и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении;

 

возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня; расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);

легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу (табл.5);

Таблица5: Динамика численности безработных и уровня официально зарегистрированной безработицы в России.

Годы                
Численность безработных тыс. чел. в% 61,4 577,7 835,5 1635,7 2326,9 2506,0 2274,0 1866,0
Уровень безработицы тыс. чел. в% 0,08 0,76 1,11 2,21 3,15 3,4 3,1 2,6

Уровень безработицы в 1991-1996г. повышался: с 0,08% экономически активного населения до 3,4%. До середины 1998г. наблюдалось устойчивое снижение официальной безработицы. В условиях обострения финансового кризиса в России увеличилась численность официально зарегистрированных безработных до 1,93 млн. чел., /2,7%/.

усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм. Так, за период 1993-1997 гг. среднегодовой коэффициент найма рабочей силы колебался в пределах 16-19%, среднегодовой коэффициент ее выбытия- 24-32%, среднегодовой темп сокращения занятости - 8-15%.

 

активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике. С начала 90-х годов в российской экономике сложился неформальный сектор, который оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда.

Вполне очевидно, что инициатором создания этого сегмента рынка были работодатели, которые либо прямо навязывали работнику систему скрытой оплаты, либо вытесняли его в сферу неофициальных приработков невыносимыми условиями труда. В страну хлынул поток дешевой малоквалифицированной рабочей силы из стран ближнего зарубежья, что очень устраивало как некоторых хозяйственников, так и многие местные органы власти.

Эта ситуация в экономике практически не изменилась. В ее сохранении по-прежнему заинтересован большой круг лиц. А теневая занятость и скрытые формы оплаты труда стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Сказать, что это совершенно новое для российской экономики, нельзя. Поскольку, отдельные формы неформальной занятости существовали и в советские времена. Это - портные, няни, репетиторы и т.п. Однако, в процессе перехода к рыночным отношениям состав, масштабы и характер такой занятости, ее роль в экономике резко изменились. За несколько лет она достигла значительный масштабов, к ее услугам прибегает в той или иной мере большинство населения. По самым общим расчетам, на долю неформального сектора приходится около =3/4 всех неучтенных доходов населения, а неформально занято примерно 30% взрослого населения, или около 30 млн. человек (в возрасте 15-69 лет).

 

"Неконкурентная " молодежь. На начало 2000г. в России насчитывалось около 33млн. чел. в возрасте от 14 до 29лет. Из них экономически активными считались 17,5млн. чел. В общественном производстве были заняты 14,2млн., не работали и не учились более 3млн. юношей и девушек.

Проблема занятости особенно остро стоит перед выпускниками школ, колледжей, вузов, молодежью, демобилизованной из рядов Вооруженных Сил. Численность официальных безработных юношей и девушек в возрасте 16-29лет составила 403,9тыс. человек.

Доля безработной молодежи в общей численности незанятых граждан не снижается и составляет более 32%. Возросла и средняя продолжительность молодежной безработицы, которая превысила 6 месяцев.

Острота ситуации с молодежью обусловлена многими факторами. В частности, сохраняется профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В последние годы в органах службы занятости в среднем регистрировались в качестве безработных 150-160тыс. выпускников образовательных учреждений всех уровней.

 

Таблица6: Структура безработных по уровню образования, в%

 

  Всего Высш. Проф.обр. Неполн.высш. Проф. Обр. Средн. Проф.обр. Начальн. Образ-е Среднее общее
Всего            
    10,0 3,5 27,3 - 38,1
    9,2 2,2 28,6 - 41,8
    9,0 2,3 27,7 8,7 32,8
    10,3 2,4 28,1 10,2 31,7
    10,8 2,7 27,0 11,1 31,2
Мужчины            
    7,7 3,9 22,8 - 41,2
    8,0 2,5 23,4 - 44,3
    7,7 2,4 23,0 9,4 34,5
    9,5 2,4 24,0 1,1 32,2
    9,0 2,6 22,6 12,1 33,5
Женщины            
    12,5 3,1 32,3 - 34,7
    10,5 1,9 34,7 - 38,9
    10,6 2,1 33,2 7,8 30,7
    11,2 2,5 32,9 9,1 31,0
    12,7 2,8 31,9 9,9 28,8

 

С момента возникновения в России безработицы характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 1,5 раза меньше, чем среди общей численности безработных. Проблема женской безработицы прежде всего связана с предоставлением женщинам неравных возможностей при приеме на работу и увольнении. В России около 53% населения составляют женщины, это более 78млн. чел. В экономике занято около 31млн. женщин /47% общей численности занятых/.

В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам.

И наконец, особенностью настоящего периода является то, что Российская Федерация встала на путь реформирования всей системы социальных гарантий.

Создание российского эффективного цивилизованного рынка труда означает прежде всего ликвидацию всех этих негативных явлений, возвращение трудоспособных в легальную экономику. Очень вероятно, что осуществление намеченных правительством мер в сфере трудовых отношений, а также модернизация и структурная перестройка приведут к всплеску регистрируемой безработицы. Появятся реальные свободные руки. Поэтому нужны такие экономические условия, чтобы они были востребованы, нашли себе применение.

 

5. Методы борьбы с безработицей. Государственная

политика.

Сегодня многие предприятия столкнулись с основательно подзабытой проблемой – дефицитом рабочих кадров. «Новый» дефицит существенно отличается от «старого». Полтора десятилетия назад формальной нехватки рабочей силы в стране насчитывался многочисленный контингент квалифицированных промышленных рабочих. Сегодня же найти за воротами предприятия готовых квалифицированных рабочих стало трудно. Многие из них перешли в торговлю, бытовое обслуживание, сферу бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя в стране по-прежнему мало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка труда при котором соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может болеть одновременно двумя, казалось бы несовместимыми недугами – дефицитом кадров и безработицей.

В создавшейся ситуации многое зависит от того, как поведут себя профессиональные училища, колледжи, ВУЗы, другие учреждения профессионального образования. Но далеко не факт, что они легко найдут общий язык с предприятиями. Связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования изрядно ослабленные вначале реформы, сейчас понемногу восстанавливаются, но по-прежнему не имеют достаточно прочной институциональной основы. Пытаться сегодня реанимировать существовавшую в советский период систему государственного управления трудовыми ресурсами – дело безнадежное и вредное, но государству не пристало и становиться в позу стороннего наблюдателя, безучастного к тому, что происходит в сфере занятости. Стратегия государства в сфере занятости абсолютно необходима, вопрос в том, какой быть этой стратегии.

 

5.1.Негодные альтернативы

Существующие подходы к регулированию занятости и безработицы могут быть сведены к нескольким отличным друг от друга моделям.

Первая из них – модель внегосударственного обеспечения избыточных работников. Суть этой модели, наиболее характерной для беднейших стран, состоит в полном устранении государства от проблемы занятости. Бремя содержания «лишних» людей целиком перекладывается на семьи, родственные планы. Да и само общество, как правило, устроено таким образом, что работа, пусть и с ущербом для производительности труда, делится между возможно большим числом работников. Огромную роль играет натуральное хозяйство, заработки внеформальном секторе. Описанная картина, пусть и не полностью, характерна для самых неблагополучных регионов России.

Следующая модель смягчения последствий безработицы. Безработица признается вредным, но, увы, неизбежным побочным эффектом современной экономики, таким же, как, например, загрязнение окружающей среды. Государство ограничивает свою роль компенсацией пострадавшим материального ущерба. Применительно к безработным в качестве такой компенсации выступает пособие именно к этой модели, заимствованной из опыта Западной Европы, тяготело государственное регулирование занятости в России в начале 90-х годов. Подобный подход вначале обычно бывает мил и работающим, т.к. обеспечивает им высокие заработки /в обмен, конечно, на высокую производительность труда/, безработным, т.к. гарантирует выплату пособий. Однако вскоре недовольными оказываются и те и другие. Первые – высокими ставками налогов, с которых в конечном счете и черпаются пособия, вторые – слишком малыми пособиями и фактическим поражением в социальных права. Этот хорошо известный на Западе цикл пореформенная Россия прошла особенно быстро.

В модели создания рабочих мест лежит иллюзорное убеждение в том, что проблемы занятости можно решить простым увеличением инвестиций в создании рабочих мест. Однако не все так просто. Увеличение числа рабочих мест само по себе еще не гарантирует улучшение ситуации даже в сфере занятости, не говоря уже об экономике или обществе в целом. Этому имеется немало свидетельств.

Важна, например, не только численность, но и структура рабочих мест. Увеличение числа рабочих мест, малопривлекательных для жителей крупных городов, неизбежно ведет к притоку в них иммигрантов из более бедных регионов страны или зарубежных государств. Это порождает непростые социальные проблемы, влечет за собой бурное развитие теневой занятости и самых жестоких форм эксплуатации. Приток работников в одни регионы может приводить к непоправимому упадку других.
Кроме того, на смену увеличению числа рабочих мест, вызванному временным улучшением конъюнктуры, всегда может прийти к их сокращению. Количественные флуктуации не перерастают качественные сдвиги до тех пор, пока не удается достигнуть необходимого уровня развития институтов и механизмов регулирования занятости. Эта модель, как и модель безработицы, не может служить основой государственной политики занятости в ближайшее десятилетие.

 

5.2. Государство – стратег и координатор

Альтернативой вышеописанным и, как представляется, изрядно устаревшим подходам к регулированию рынка труда является комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере занятости, - подготовки кадров, создания рабочих мест, помощи в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграции и т.д. Реализация этой модели затрагивает интересы всего населения, а потому должна обеспечиваться и контролироваться обществом в целом. Государству нельзя оттеснять население, предприятия, учебные заведения от саморегулирования сферы занятости. Но только государство может осуществлять координацию действий населения, органов госуправления, негосударственных предприятий и общественных организаций для решения общих задач. Только государство может выработать институциональную политику – создание системы механизмов, правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.

Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию – безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

В чем же конкретно должно проявляться участие государства в регулировании занятости? Прежде всего именно государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости. Федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг. Региональные приоритеты – учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и т.д.

Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки федеральных и региональных программ создания и обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, т.к. нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает миграционные потоки. Если региональные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему мигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь – запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.

Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиями.

Важной целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждения профессионального образования и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально - квалифицированных стандартов, тогда как учебным заведениям – в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, на сколько полно удовлетворяются эти потребности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного следует по крайней мере два вывода. Первый вывод состоит в том, что у нас появилась массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, но служит причиной ухудшения материального положения народного большинства. Согласно второму выводу, расширение сферы безработицы в России оказалось весьма сложным и противоречивым процессом с неоднозначными последствиями. С одной стороны, она, как и везде в обществах с рыночной экономикой стала своеобразной "резервацией", куда попадают те, кто в силу объективных причин /работники производств и предприятий, плохо адаптирующихся к рынку, жители депрессивных регионов и т.д./ или по субъективным обстоятельствам оказались лишними в трансформирующемся хозяйстве. Часть, по мере возрастания потребности в рабочей силе, возвращается в производство, другие окончательно выбывают из него. С другой стороны, безработица играет роль специфической школы приспособления к новым условиям, в особенности для молодежи, отчасти для среднего поколения. Роль "резервации" берет на себя само производство, с его избыточной занятостью. Наоборот, многие из тех, кто проходит подобную школу именно в составе безработных, в особенности тех, кого безработица заставляет активизироваться, овладевать навыками трудовой деятельности рыночного типа, нередко остаются невостребованными производством, реструктуризация которого задерживается. В результате безработные и занятые живут, так сказать, в едином социально-экономическом и социально-психологическом пространстве.

 


* Без учета скрытых заработков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: