Антропный принцип и диалектическая концепция взаимопревращения материи и сознания.




Попытка связать основные особенности того мира, в ко­тором мы живем, с самим фактом существования человека, познающего этот Мир, привела к формулированию принципа, который вряд ли можно назвать строго физическим прин­ципом, но который, тем не менее, основывается на неоспо­римом факте существования человека в нашей Вселенной. Этот принцип был назван антропным.

Антропный принцип в физике впервые был сформулиро­ван в 1961 г. Д. Дикке, а в дальнейшем развит Б. Картером, которому и принадлежит сам термин «антропный принцип». Антропный принцип утверждает, что мир таков, каков он есть потому, что в противном случае некому было бы спра­шивать о том, почему мир таков. Можно сказать, что наука со времен Коперника развивалась таким образом, что на­блюдателю-человеку в ней отводилась весьма скромная роль. Человек не занимал какого-либо привилегированного цент­рального положения в науке о Вселенной. Как бы без вни­мания оставался и тот факт, что необходимой предпосыл­кой нашего существования являются специально благопри­ятные условия (температура, химический состав окружаю­щей среды и т.д.), возникновение которых оказалось воз­можным благодаря именно тонкой подстройке значений физических величин во Вселенной. Некоторые ученые обра­тили внимание на ограниченность такого подхода, считая, что строение физического мира неотделимо от обитателей, наблюдающих его в самом фундаментальном смысле. Наше положение в мире, если и не является центральным, то неизбежно является привилегированным. И можно заранее до наблюдений предсказать ряд астрофизических и других фак­торов по той причине, что то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Основанием для таких предсказаний и служит антропный принцип, как принцип, отражающий невероятно тонкую подстройку Вселен­ной.

Антропный принцип концентрирует внимание на следу­ющем обстоятельстве: свойства окружающего нас мира яви­лись результатом определенной согласованности соответству­ющих фундаментальных констант, интервал возможных значений которых, обеспечивающий нам мир, пригодный для жизни, очень мал.

Корни его имеют начало на самих ранних этапах исто­рии человеческой культуры. Однако «переоткрытие» антропного принципа в современной космологии имеет важное значение в становлении нового постнеклассического типа на­учной рациональности. Существуют различные версии антропного принципа: слабый антропный принцип, сильный антропный принцип, финалистский антропный принцип, ан­тропный принцип, включающий соучастника-наблюдателя. Появляются и теологические нотки при обсуждении антропного принципа. Все это повлияло на то, что многие фи­зики-ученые с настороженностью относятся к этому прин­ципу, рассматривая его как ненаучный. Однако положение резко меняется, если антропный принцип рассматривать в контексте синергетического самоорганизующегося процесса эволюции Вселенной. Здесь на первый план выдвигается идея о корреляции свойств наблюдателя и свойств мира. То есть речь идет о вероятности того, что мир имеет наблюдаемые нами свойства. А это значит, что можно сравнивать вероят­ности оказаться в разных мирах с разными свойствами. То есть антропный принцип получает нетеологическое объяс­нение при условии существования множества миров. Следу­ет сказать, что инфляционные сценарии раздувания Вселен­ной содержат в себе результаты, предсказывающие разбие­ние Вселенной на неограниченно большое число мини-Все­ленных — огромных областей, внутри которых реализуется свои типы физических вакуумов, размерностей простран­ства-времени, цепочек спонтанного нарушения симметрии. Так что вероятность возникновения из этого огромного чис­ла разных мини-Вселенных таких, которые подобны нашей, в которых возможна жизнь, подобная нашей, существует.

Современная физика с использованием антропного прин­ципа как бы расширяет границы своего традиционного рас­смотрения вопросов. Человек, рассматриваемый ранее лишь в качестве непосредственного потомка прогрессивной эво­люции жизни в биосферных условиях, предстает уже в ка­честве непосредственного продукта космологической эволю­ции Вселенной. И, как считают многие физики, трудности в построении единой теории поля могут быть связаны как раз с тем фактом, что такое свойство материи, присущее ей на всех уровнях организации, как отражение и высшая форма его развития — сознание, остаются вне рамок исследования. Не окажется ли, что поставленная современной физикой задача принципиально неразрешима вне исследования тех факторов, которые привносит с собой в ход мирового про­цесса мыслящий дух? Иными словами, антропный принцип с методологической точки зрения является предвестником более глубокого диалектического понимания взаимопревра­щения материи и сознания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: