Говорит имам Ибну Кудама аль-Макдиси: «А что касается сунны, то это слова Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) где он сказал: «Нисходит Наш Господь, Благословен Он и Велик, каждую ночь на ближнее небо». (Аль-Бухари 1145, Муслим 758. Хадис мутавватир передается от 29 сподвижников).
Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:
Десятый атрибут: «ан-Нузуль» ( Нисхождение Аллаха к земному небу).
Нисхождение Аллаха к земному небу — также является одним из атрибутов утвержденных Сунной и единогласным мнением саляфов.
(Пояснение Руслана):
Почему не сказал Кораном, потому что в Коране нет довода на то, что Всевышний Нисходит на ближнее небо. Абу Хасан аль-Аш’ари, тот за кем следуют аш’ариты, но затем он отошел от этой идеологии, и перешел на идеологию ахлю сунна уаль джама’а.
Аль-Аш’ари в своем послании «Рисаля иля ахли Сагъар» передал единогласное мнение праведных предков о том, что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо. Поэтому шейх ‘Усаймин говорит, что этот Атрибут установлен сунной, а также единогласным мнение саляфов.
(Конец слов Руслана).
Сказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Наш Господь Нисходит на ближнее небо когда остается от ночи последняя ее треть и говорит: «кто взывает ко Мне – Я отвечу ему, кто просит у Меня прощения – Я прощу ему…» (Согласованный хадис, Аль-Бухари 1145, Муслим (758)).
Праведные предки сошлись на мнении, что Нисхождение Всевышнего Аллаха на ближнее небо является установленным Ему Атрибутом, и также мы обязаны его утвердить без искажения, без аннулирования, без задавания вопроса «как», без уподобления этого творениям, и это Нисхождение настоящее истинное, существующее, а не просто воображаемое так, как оно надлежит Величию Всевышнего Аллаха Субхана уа Та’аля.
|
Сторонники толкования сказали, что под этим атрибутом подразумевается нисхождение повелений Аллаха, на что мы также отвечаем четвертым правилом. А также тем, что в хадисе сказано, что когда Он спускается, Он спрашивает: «Взывает ли ко Мне кто-либо..?» Так если мы истолкуем это тем, что спускается повеление Аллаха, разве эти повеления разговаривают и говорят: «Взывает ли ко Мне кто-либо?».
(Пояснение Руслана):
Мы отвечали на эти шубухаты, когда проходили «Иктисад филь и’ктикад».
Говорили «нисхождение Милости или ангела или приказа Всевышнего Аллаха не ограничивается последней третью ночи», приказ Всевышнего Аллаха ниспосылается день и ночь, в каждый момент существования этого бытия, также не ограничивается ближним небом. Нельзя сказать что Приказ Всевышнего Аллаха нисходит до ближнего неба и на этом останавливаетс.
Так же ангелы или Милость или Приказ не говорят: «кто будет просить у Меня прощения – Я его прощу», если бы это спукался ангел то он говорил бы: «Кто просит у Всевышнего прощения – Всевышний Простит его».
(Конец слов Руслана).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:
После того, как ибн Къудама поставил тебе общую основу мазхаба ахли Сунна уаль Джама'а, которая нам рассказывает о том, что Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха саляфы оставляли в таком виде, как они приходили. Т.е., верили в слова, верили в смысл и верили в то, на что указывает этот смысл, и не переходили границы Корана и Сунны, он начал говорить подробно о некоторых Атрибутах. Он привёл некоторые доказательства из Корана на некоторые Атрибуты, как мы об этом говорили выше. Потом он привёл хадисы, говорящие об Атрибутах Всевышнего Аллаха. И привел этот хадис, в котором говорится о снисхождении Всевышнего Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?” » Аль-Бухари (1145), Муслим (758).
|
Это снисхождение, такое, как подобает Всевышнему Аллаху и Его Величию. И оно не подобно снисхождению созданий. Однако, это такое снисхождение, как оно подобает только Всевышнему Аллаху, как и все другие Атрибуты. Мы подтверждаем смысл и отказываемся от знания образа. Потому что Всевышнего Аллаха не могут представить разумы и не могут представить Его сердца, не могут предать Ему форму, потому что: «Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11).
Мы подтверждаем то, что Аллах снисходит каждую третью часть ночи, в соответствии с акъидой ахли Сунна уаль Джама'а.
Что касается бида'атчиков из куллябитов, аш'аритов, матуридитов и тех, кто был до них, му'тазилитов и подобных им, они искажают эти хадисы. Они искажают и говорят, что здесь подразумевается, что снисходит Его Милость.
|
Мы ответим им на это искажение, следующими ответами:
1 - Это противоречит основе и Всевышний Аллах обязал нас верить во внешний смысл аятов и хадисов.
2 - Милость Всевышнего Аллаха постоянно нисходит на Его рабов, и поэтому, если кто-то говорит, что здесь подразумевается то, что каждую третью часть ночи спускается Милость Аллаха, нет в этом никакого смысла. Это бессмысленно, так как Милость Всевышнего Аллаха снисходит каждое время, и рабы никогда не лишаются Милости Всевышнего Аллаха. Если б они были лишены хоть на момент Милости Аллаха, то испортилась бы их жизнь, и они погибли бы. Поэтому считается ложным искажением, искажение тех, кто искажает атрибут "снисхождение" тем, что здесь подразумевается "милость". Этим Атрибутом Его описал пророк (мир ему и благословение Аллаха) и никто не может описать Всевышнего Аллаха лучше, чем это сделал пророк (мир ему и благословение Аллаха). И никто не очищает Всевышнего Аллаха, и не возвеличивает Всевышнего Аллаха больше, чем Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Конец слов шейха о этом атрибуте.
Вопрос: «…Когда наступает последняя треть ночи, Аллах спускается на нижнее небо и говорит: «Ни кто не спрашивает о Моих рабах больше, чем это делаю я. Кто просит меня, чтобы Я дал? Кто взывает ко мне, чтобы я ответил? Кто ищет прощения, чтобы я простил?» Насколько достоверен этот хадис? И каково значение этого хадиса?
Ответ шейха Усеймина:
Вся хвала Аллаху.
Ваш вопрос затрагивает две проблемы:
1 Насколько достоверен этот хадис.
Это сахих хадис, который подтвержден двумя наиболее достоверными книгами, после Корана. Он передан у Бухари в Сахих (1145) и у Муслима (1261) от Абу Хурайры, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Господь спускается каждую ночь на нижнее небо, когда наступает последняя треть ночи и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал? Кто ищет моего прощения, чтобы Я простил»
Этот хадис передан от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) примерно 28 сахабами, и Ахли сунна единогласна относительно него и принимает его.
Что имеется ввиду под спусканием на нижнее небо:
Необходимо отметить, что спуск Господа на нижнее небо – это одно из действий которое приписывается Ему и соответствует Его желанию и мудрости. Его спуск реален, так как подобает Его Величию и Мощи. Аллах спускается на нижнее небо, как Он пожелает, когда Он пожелает. Преславен Он, нет ничего подобного Ему, и Он Всеслышащий, Всевидящий. Не возможно изменить смысл этого хадиса, сказав, что имеется ввиду Его приказ или Его милость, или что Его ангелы спускаются. Это является ложью по следующим причинам:
а. Это объяснение идет в разрез с внешним смыслом хадиса. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) приписал нисхождение или спуск Аллаху, и основным принципом является то, что действие приписывается тому, кто его делает. И если оно приписывается другому, то это идет в разрез со здравым разумом. Мы знаем, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) самый знающий из людей об Аллахе, и что он наиболее красноречивый из людей и наиболее правдивый в том, что он говорит. В его речи нет лжи и не возможно, чтобы он приписал Аллаху то, что к Нему не относится из Имен, Атрибутов или действий. Аллах сказал (перевод смысла): «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту » (39:44-47)
Более того, единственным желанием Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) было наставление человечества, поэтому если он сказал: «Наш Господь спускается» и кто-то скажет, что противоречит внешнему смыслу этих слов, например, что это Его приказ спускается, то мы скажем: «Вы знаете об Аллахе больше, чем Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наш Господь спускается», а вы говорите, что Его приказ спускается. Или вы более искренне к умме чем он, так как вы говорите, что он должен был сказать им одно, а сказал другое. Вне всяких сомнений, человек который говорит людям одно, а имеет ввиду другое, не является искренним по отношению к ним.
Или вы думаете, что вы красноречивее чем Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует)?! Эта трактовка похожа на обвинение Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) в недостатках, что ни один мусульманин не может принять.
Б. Снисхождение Его приказа и милости не ограничено этой частью ночи, напротив Его приказ и милость снисходят всегда, все время. Если сказать, что имеется ввиду определенный приказ или определенная милость, которая не бывает в другое время, то ответом будет: если предположить, что эта трактовка верна, то хадис указывает на то, что этот спуск останавливается на нижнем небе, и какая нам польза от этого, если милость осталась на нижнем небе не достигнув нас? Почему Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) никогда об этом не говорил?
В. Хадис указывает, что Тот Кто нисходит говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил Ему? Кто просит Меня, чтобы Я дал? Кто ищет моего прощения, чтобы Я простил?» А этого не может сказать никто кроме Аллаха, Субханаху ва Тааля.