Кто такой автор познавательного фильма и что такое режиссура кинопознания.




Кто же такой режиссёр?

Если вас спросят, кто такой вообще режиссёр и чем он занимается, то один из ответов может быть такой – он как дирижёр оркестра. И правильный интерпретатор произведения композитора, достигающий гармонии всего оркестра и доносящий это произведение до слушателя. Это одно из определений нашей профессии, которую даёт классик отечественного кино Михаил Ромм - режиссёр и педагог, воспитавший не одно поколение российской режиссуры (в том числе Василия Шукшина и Андрея Тарковского). Конечно, здесь имеется в виду, что сценарий, театральную пьесу (музыкальную партитуру) пишет не режиссёр.

Ромм определяет эту профессию шире, включая сюда и театральную режиссуру.

Есть энциклопедическое определение режиссёра фильмов.

Например, в Википедии. Вот оно:

Режиссёр (фр.. régisseur, от лат. rego — управляю) — постановщик спектакля, кинофильма, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радио программ, циркового представления, оперы.

Главная задача режиссёра — поставить данный ему сценарий, будь то сценарий кинофильма, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм, циркового представления, оперы. От таланта режиссёра зависит успех, например, фильма. Если режиссёр опытный, умный, своеобразно мыслит, то это позволит ему точно передать идею, атмосферу сценария, также он может добавить что-либо своё, так называемый авторский почерк.

В авторских фильмах режиссёру абсолютно ничто не мешает снять фильм так, как ему хочется, показать своё видение того или иного действия, проблемы. В коммерческих фильмах за результатом деятельности режиссёра следит продюсер. Тут режиссёр немного ограничен в своей фантазии. Для того чтобы стать режиссёром, человеку требуется умение легко сходиться с людьми, умение идти на компромисс и самое главное – ему требуется творческое, креативное мышление.

Кинорежиссёр — одна из основных профессий в искусстве кино, руководящий участник процесса создания фильма, отвечающий за художественную и сценическую составляющие картины.

В типичном случае в обязанности режиссёра входит:

· определение общего художественного стиля фильма;

· реализация сценария фильма;

· руководство актёрами и неактёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств;

· руководство работой оператора;

· руководство монтажом и звуковым решением фильма.

В конечном итоге режиссёр с помощью помощников – работников других кинематографических профессий – создаёт целостное художественное кинопроизведение.

Кто же эти соратники-единомышленники, помощники режиссёра? Кроме автора сценария (драматурга), это оператор, художник-постановщик, художник по костюмам, монтажёр, звукорежиссёр, композитор, режиссёр компьютерной анимации и спецэффектов. И, конечно же, актёры. Кроме этих главнейших помощников и реализаторов замысла режиссёра, есть ещё десятки «узкоспециальных» профессий в кино и на телевидении. Иногда съёмочная группа достигает сотни человек.

 

Кто такой автор познавательного фильма и что такое режиссура кинопознания.

 

Мы не пытаемся вводить новые киноведческие термины типа «режиссура кинопознания» Звучит коряво. Скорее уж, «режиссура киноисследования». Просто порассуждаем, как нам, режиссёрам этого вида кино, работать. И зачем.

Великий физик Альберт Эйнштейн писал и говорил о важности того, чтобы «широкие массы имели возможность убедиться в проделанной работе и результатах, достигнутых научными исследованиями». Он считал, что доходчивое объяснение новых открытий даёт людям правильную картину мира и помогает ориентироваться в жизни как таковой.

А какие инструменты у нас? Всё те же, классические. Сценарная драматургия. Постановка, воспроизведение нужных для повествования событий (с актёрами, неактёрами или предметами, анимационными объектами). Наблюдение за персонажами, героями, явлениями как съёмочный метод. Монтаж как способ построения архитектуры фильма. Звуковая палитра: комментарии (в кадре и за кадром), музыка и реальные звуки.

Многие научные фильмы рассчитаны на обычного зрителя. Интересен такой классический факт: научный интернет-журнал, где публикуются ясные и содержательные статьи, читают десятки тысяч. Ну, сотни тысяч. А «заглянуть» в науку через ТВ или фильм в Интернете предпочитают миллионы.

Фильмы, которые создаются для массового зрителя, могут быть сделаны только профессионалами, способными использовать художественные инструменты и личный интеллектуальный ресурс.

Классические научные и художественные произведения, в большинстве случаев, были созданы учёными или мыслителями, которые сами владели пером. Передача мыслей на экране в виде зрительных и звуковых образов в сочетании с логическим комментарием несравнимо более сложная задача. И учёный (в более широком смысле любой исследователь) при создании фильма нуждается не только в помощи кинематографического ремесла, но и в том, чтобы режиссёр глубоко и творчески понимал суть вопроса. Это возможно только при содружестве и единомыслии.

Тут вновь нам хочется подчеркнуть, что «режиссёр-киноисследователь» должен иметь и постоянно пополнять собственный багаж знаний. Ведь кто же доверит ему себя из серьёзных учёных или деятелей культуры, если он не будет понимать суть проблем?

Какими же ещё качествами должен обладать молодой человек, решивший посвятить себя профессии режиссёра познавательного фильма?

В первую очередь - настоящей жаждой знаний, трудолюбием и самоотверженностью. Быть готовым погружаться в ранее неизвестные ему области науки и культуры. Без этого невозможно двигаться в профессии, заканчивая работу над фильмом. Ведь следующий фильм – это всегда новый непознанный мир! Каждый раз необходима будет скрупулёзная подготовка, изучение нового материала, «погружение» в научную проблему, сидение в библиотеках над книгами, «сидение» в Интернете, отбор и систематизация фактов, выстраивание в голове и на бумаге замысла и сюжета будущего фильма. Профессия также требует креативности, творческого подхода ко всему, что делаешь. А главное – необходимо рассматривать каждый свой будущий фильм как серьёзный жизненный поступок, «часть биографии». Ведь фильм потребует всех ваших сил и навыков, часто всего вашего времени. «24 часа в сутки»!

Правы те, кто говорит, что профессия режиссёра – это его Судьба. (Когда у режиссёра спрашивают, есть ли у него хобби, многие отвечают: Что вы, некогда. Или: Моё хобби совпадает с моей работой).

Естественно, что режиссёр должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем и следить за ним (это показывает практика, не мы придумали).

А что же наш Зритель? Конечно, зритель сейчас выбирает, что и по какой теме ему смотреть. Интернет перенасыщен фильмами по любым аспектам картины мира. «Мужчина и женщина», «Самые большие машины на планете», «Сверхчеловек», «Микрокосмос», «Подводный мир», Самые хищные животные», «Птицы» … Но неверно считать, что широта возможностей и запросы современного зрителя превращают его в некоего «поглотителя» любой информации.

Есть некоторые закономерности познавательной деятельности человека, которые имеют прямое отношение к нашей профессии – законам построения и восприятия фильма.

Зритель разный, но, при всём различии способностей восприятия, памяти, мышления разных людей, существуют единые законы восприятия. На этот счёт проведено много исследований. Первый важнейший вывод – о том, что информация, которую сообщают человеку (эмоционально-логическая) посредством кинопроизведения и та, которую человек в конечном счёте усваивает, – не совпадают. Иными словами, посмотрев фильм, зритель выстраивает свою «картину мира». Ещё оказывается, что для того, чтобы зритель воспринял и отложил в сознании идею фильма, помимо подачи новой информации, понятной зрителю, надо апеллировать к его эмоциям и эстетическому восприятию.

«…Как мир меняется и как я сам меняюсь – лишь именем я прежним называюсь. На самом деле то, что именуют мной, - не я один, нас много…»

Ещё один вывод из науки «Психология восприятия»: человек может мыслить, получать новую информацию, только решая какую-то возникшую проблему, находясь в некоем конфликте.

Основа драматургии – конфликт - мобилизует, обостряет восприятие.

«Как, почему, зачем?» - должен восклицать про себя зритель. Тогда он – наш.

Ведь мышление и есть решение задач, поиск ответа. Никаким иным путём человек усваивать новые знания не может. И задача наша – организовать мышление нашего зрителя, эмоционально вовлечь в решение драматических задач с помощью профессиональных приёмов построения фильма (см. выше).

 

Классик отечественного кино Всеволод Пудовкин после завершения научно-исследовательского фильма «Механика головного мозга» написал: «Снова столкнулся я с областью научного мышления, от которой отошёл в своё время, но эта встреча не вызвала во мне противоречий… Встреча с наукой укрепила мою веру в искусство. Теперь я глубоко убеждён, что эти две области человеческого познания связаны между собой гораздо теснее, чем об этом многие думают».

А мы позволим себе смело добавить: в принципе научное и художественное мышление часто в человеке смыкаются. Тому есть масса примеров в высказываниях великих учёных-исследователей. Внутренняя связь научного и художественного мышления, осознаваемая как Авторская позиция – основа нашей профессии.

 

 

Фильм, фильм, фильм

Или



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: