Хороший вопрос. Без иронии, хороший.
Потому, что потребность в нашем виде киноискусства в стране растёт. Но кадров, отвечающих современному уровню развития научно-познавательного кино у нас недостаточно.
К сожалению, так уж сложилось, что в 90-е годы старые, «советские» мастера с классическим ВГИКовским кинообразованием (режиссура научно-популярного и учебного кино) в силу объективных причин (очень многие сменили профессию во времена безработицы) не смогли создать достойной смены.
Как, впрочем, и в науке (прервалась преемственность в большинстве научных школ), многих других областях жизни страны.
С другой стороны, мир настолько стремительно меняется, что дух захватывает!
Интернет и другие технические изобретения дают такой простор для мысли и собственного творчества, что мы, как страна генерирующая творческие идеи (это как бы всеми сейчас признаётся), не можем сидеть сложа руки. Мы не можем остаться в стороне от мировой тенденции стремительного познания мира средствами кино.
И тут потребность в режиссёрах-исследователях, пытливых авторах с новым мышление огромна. А ниша пуста!
Здесь мы должны пропеть дифирамбы нашему телевидению. Медийная машина ТВ работает с многомиллионной аудиторией зрителей и очень остро чувствует её потребности. Неспроста открываются и успешно работают всё новые программы, рубрики и целые телеканалы, такие, как «Галилео», «Моя планета», «Наука.2.0» и многие другие, работающие на поле науки, культуры, истории, естествознания, образования. И эта тенденция нарастает.
Сейчас уже успешно работают познавательные и образовательные телеканалы (см. Википедия): «24Техно», «24Док», «Моя планета», «Страна», 365Дней ТВ», «РамблерТВ».
|
Будут открываться новые российские познавательные телеканалы («Мир Знаний», «Просвещение» и другие).
Вот мнение Сергея Капицы, выдающегося учёного, главного редактора журнала «В мире науки», бессменного ведущего научно-популярной телепрограммы «Очевидное — невероятное»: «Мы недостаточно используем телевидение для влияния на общественное сознание через распространение знаний, однако, поворот в общественном сознании сегодня просто необходим. Без ясной научной картины мира невозможно строить современную передовую страну».
Будущее научно-популярного телевещания лежит в сфере активного освоения новых информационных технологий и предполагает трансформацию эстетического пространства данного направления, расширение спектра форматов проектов, освоение возможностей эффективной интерактивности.
Телевидение смогло сохранить, и будет приумножать ту черту российской духовной традиции, которая проявляется в беспокойстве о судьбах мира, заставляя познавать его. Можно ли назвать это «способностью к планетарному мышлению», не знаем. Оставим это на рассмотрение наших философов.
Итак, у нашей профессии огромные перспективы. Нас ждут!
Колоссальные перспективы открываются для создания образовательных проектов в Интернете. Зарубежные коллеги многие годы заняты активным освоением сетевого пространства. В Интернете давно существуют десятки телеканалов образовательного назначения. Сотни фирм производят для них контент в виде познавательных видеофильмов и телепрограмм.
Интернет, производство мультимедийной продукции – это тоже области, где востребован режиссёр нашего вида кино.
|
Вместо заключения.
Способны ли мы конкурировать с мировыми монстрами производителями познавательного кино?
Вопрос не праздный. Вот мнение продюсера одного из российских телеканалов:
«На рынок же научно-популярного кино попасть невозможно. Такого рода продукция на Западе создается в промышленных масштабах мейджорами, вроде Travel или National Geografic, да еще и с высоченным профессиональным качеством. Такие фильмы покупаются на килограммы, но и платят за них другие цены – на порядок меньше. Это настолько развитая и массовая индустрия, что любой программный директор может позвонить своему дистрибьютору и заявить: срочно нужно заткнуть дырку в сетке на 18 минут фильмом про уточек. И моментально получит ленту ровно на 18 минут без титров, без звука и с черными дырками для диктора. Остается вписать титры, озвучить на родном языке и вставить голос диктора. Западный "научпоп" имеет международные стандарты качества – съемка на Ariflex, компьютерная обработка, звук dolby.
От нас везде ждут "ручной авторской" работы. А авторское кино можно снять и на телефон. Так что в путь!»
А Европе большинство полнометражных неигровых фильмов сегодня уже на стадии развития имеют интернет-составляющую. Таковы реалии. И если вновь говорить о перспективах нашей профессии – интернет-перспектива познавательного кино неисчерпаема. Был бы креатив, творчество, полёт фантазии!
Остаётся всё тот же вопрос: чем мы интересны? Не зрелищными эффектами (тут нам пока не угнаться), а оригинальностью и креативностью мышления. Собственного, ни на что не похожего мышления и видения картины мира.
|
Вспомним о нашей ментальности.
На каких трёх китах (слонах, черепахах) она стоит? Национальная культура. Открытость миру. И (не побоимся быть банальными) то, что называется духовностью…
Литература:
1.Научно-популярный фильм. Сб. статей. Вып.1.2. М., «Искусство», 1959. 1964.
2. Васильков И. Научно-популярный фильм. Его предмет и функция. М.,1960.
3.Вейцман Е. Очерки философии кино. М., 1978.
4.Гурова Л. Кино о науке. М., «Знание», 1980.
5. 3гуриди А., Экран. Наука. Жизнь, М., 1983.
6. Пудовкин В. Собрание сочинений. В 3-х т. М., «Искусство», 1974-76.
7. История советского кино. 1917-1967. в 4-х т. М., «Искусство», 1969-78.
8.Советский энциклопедический словарь 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986..
9. Кино: энциклопедический словарь. Под ред. Юткевича С. М., «Советская энциклопедия», 1987.
10. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002)
Интернет-ресурсы:
https://media-shoot.ru/load/50; https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/45403
https://evartist.narod.ru/text6/23.htm
https://www.kinocafe.ru/theory/
https://tfile.ru/forum/viewforum.php?f=1019
https://www.zoomby.ru/films/documentary?page=1
https://www.lennauchfilm.ru; https://www.cnf.ru; https://www.cnfilm.ru; https://rgakfd.ru
https://www.cinedoc.ru; https://www.newstube.ru/films;
https://www.torrent-xzona.ru/browse.php?incldead=1&cat=22
https://media-shoot.ru/load/50
https://www.smartvideos.ru/all-videos; https://www.miradox.ru/films
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОРА Макаров Николай Витальевич, родился в 1955-м году в Туле. | ||
Окончил Тульский политехнический институт в 1979 году. | ||
Окончил ВГИК, мастерскую режиссуры кино и телефильма в 1986 году. | ||
Работал в качестве режиссера и продюсера на киностудиях «Леннаучфильм», «Ленфильм», центральных телеканалах (ОРТ, РТР, Культура, НТВ и др.), телеканале RAI-TRE, Италия. | ||
Кинорежиссер, постановщик 10 документальных и 3-х художественных кинофильмов (на киноплёнке), более 50 телефильмов и сериалов. Автор сценариев ко многим документальным фильмам и телепрограммам. Призёр и участник многих международных кинофестивалей (в т.ч. в Нью-Йорке, Торонто, Венеции, Афинах, Бразилии), Лауреат премии Международной Федерации кинокритиков ФИПРЕССИ (Франция). Награжден «ДИПЛОМ» КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций «За вклад в развитие общественно значимой тематики в кинематографии», 02.10.2004г. Член Союза кинематографистов России. Член гильдии режиссеров России. Член Евразийской Академии телевидения и радио (ЕАТР). С 2001г по 2011г. доцент кафедр кинорежиссуры, С 2012г. по настоящее время телережиссуры и тележурналистикиСанкт-Петербургского Государственного университета кино и телевидения (СПбГУКиТ). Ссылки на страницы в интернете: https://vk.com/club50839909 https://reality10.ya.ru/index_video.xml https://video.yandex.ru/users/reality10/home/ https://vk.com/kinophotoru https://www.facebook.com/kinophoto.ru https://kino-photo.ru/faq/ | ||