1. Доминанта как характеристика внимания отличается:
1) уравновешенностью;
2) инертностью;
3) динамичностью;
4) подвижностью.
2. Вид внимания, который не связан с участием воли, - это:
1) опосредованное;
2) природное;
3) непроизвольное;
4) социально обусловленное.
3. Свойство внимания, проявляющееся в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других – это:
1) устойчивость;
2) распределение;
3) сосредоточенность;
4) переключаемость;
4. Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является:
1) ориентировочный рефлекс;
2) безусловный рефлекс;
3) двигательный рефлекс;
4) условный рефлекс.
5. Существенным для всех случаев произвольного внимания является:
1) намеренная организация собственной деятельности;
2) намеренная организация рабочего места;
3) совершенствование предметов и средств труда;
4) совершенствование условий труда.
6. Свойство внимания, проявляющееся в способности параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько раз-личных действий – это:
1) переключаемость;
2) устойчивость;
3) сосредоточенность;
4) распределение.
7. Вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию, - это:
1) природное;
2) произвольное;
3) социально обусловленное;
4) опосредованное.
8. Вид внимания, который не связан с участием воли, - это:
1) опосредованное;
2) природное;
3) непроизвольное;
4) социально обусловленное.
9. Свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимание:
1) сосредоточенность;
2) переключаемость;
3) устойчивость;
4) распределение.
10. Периодическое отвлечение или ослабление внимания, перемежающееся с возвращением к тому же объекту или с усилением направленности на него, называется:
1) неустойчивостью внимания;
2) переключаемостью внимания;
3) колебанием внимания;
4) флуктуацией.
11. Ретроградная амнезия – забывание событий:
1) травмирующих;
2) предшествующих заболеванию;
3) незавершённых;
4) сопутствующих заболеванию.
12. Память – это процесс:
1) запечатления; 2) сохранения; 3) обобщения; 4) воспроизведения прошлого опыта. | 1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 4; 4) 1, 2, 4. |
13. Ассоциация – это связь между психическими явлениями по признаку:
1) сходства; 2) контраста; 3) пространственно-временных отношений; 4) причинно-следственных отношений. | 1) 1, 2, 3; 2) 3, 4; 3) 1, 2, 3, 4; 4) 1,2. |
14. Единицей исследования памяти в бихевиоризме является:
1) ассоциация;
2) представление;
3) образ;
4) навык.
15. Проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта, называется:
1) узнавание;
2) воспоминание;
3) реминисценция;
4) эйдетизм.
16. Эффект Зейгарник состоит в сохранении:
1) незавершённых действий;
2) разнородного материала;
3) нового материала;
4) структурированной информации.
17. Памятью называют познавательный психический процесс, выражаемый:
1) в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком опыта;
2) в отражении отдельных качеств воздействующих объектов;
3) в сосредоточении сознания на объектах, имеющих для человека значимость;
4) в отражении связей, существующих между предметами и объектами.
18. Сущность процесса воспроизведения состоит в следующем:
1) процесс, определяющий сохранность информации;
2) заучивание одного элемента за другим в их точной последовательности;
3) процесс актуализации и активации следов, образов, сохранившихся в мозгу человека;
4) процесс уяснения и уточнения воспринятого под влиянием времени.
19. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены:
1) У. Найссером;
2) Дж. Уотсоном;
3) Б.В. Зейгарник;
4) А.Г. Эббингаузом.
20. В серии экспериментов П.И. Зинченко изучалась следующая форма запоминания:
1) непроизвольное;
2) опосредованное;
3) произвольное;
4) ассоциативное.
21. Положение о несводимости мышления к наглядно-чувственному со-держанию и выделению «чистого мышления» характерно для:
1) бихевиоризма;
2) вюрцбургской школы;
3) когнитивной психологии;
4) ассоциативной психологии.
22. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как:
1) процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые внутренние «умственные» действия;
2) особому виду психических процессов, отделяющемуся от чувствен-ной основы и речи;
3) простому сочетанию образов памяти (представлениям по смежности, сходству, контрасту);
4) поведения во «внутреннем плане», отличающемуся от внешнего по-ведения лишь большей свернутостью и сокращенностью.
23. К основным операциям мышления относятся:
1) индукция и дедукция;
2) понятия, суждения, умозаключения;
3) анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация;
4) замысел, реализация и рефлексия.
24. Наглядно-действенное мышление предполагает:
1) решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации;
2) минимальную осознанность, быстроту протекания;
3) направленность на познание законов, правил;
4) существование в понятиях.
25. В структуру проблемной ситуации (А.М. Матюшкин) входят следующие составляющие:
1) познавательная потребность; 2) неизвестное знание; 3) интеллектуальные возможности человека; 4) прошлый опыт. | 1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3 |
26. Понятия представляют собой:
1) основную форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности;
2) форму мышления, в которой через слово отражается основной смысл рассматриваемого явления;
3) отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления;
4) выделенное из одного или нескольких суждений новое понятие.
27. Наглядно-действенное мышление – вид мышления:
1) опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе взаимодействия с ними;
2) основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных;
3) осуществляемый с помощью логических операций с понятиями;
4) характеризующийся опорой на представления и образы.
28. В бихевиористском направлении психологии мышление сводилось к:
1) поведению во «внутреннем плане», отличающемуся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью;
2) процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые внутренние «умственные» действия;
3) простому сочетанию образов памяти;
4) движению мыслей в замкнутых структурах сознания.
29. Положение о том, что решение задачи осуществляется за счёт пере-структурирования ситуации, в результате чего предметы поворачиваются новыми сторонами, относится к воззрениям:
1) бихевиоризма;
2) ассоциативной психологии;
3) гештальт-психологии;
4) когнитивной психологии.
30. Признаками мышления являются:
1) понятийность; 2) обобщённость; 3) опосредованность; 4) апперцепция. | 1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3. |
31. Значение слова представляет собой:
1) воспринятое человеком знание о каком-либо явлении, предмете, знаке;
2) предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений действительности;
3) то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди;
4) то содержание, которое вкладывает в данное слово конкретный человек.
32. Понятие первой и второй сигнальной системы в науке ввёл:
1) А.Н. Леонтьев;
2) Л.С. Выготский;
3) И.П. Павлов;
4) А.Р. Лурия;
33. Устная речь представляет собой:
1) речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;
2) речь, лишенную звукового оформления и протекающую с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции;
3) беззвучную речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы;
4) общение между людьми посредством произнесения слов вслух и восприятия их людьми на слух;
34. Внутренняя речь представляет собой:
1) систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации;
2) речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;
3) разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;
4) речь, лишенную звукового оформления и протекающую с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции;
35. Из перечисленных к мозговым центрам речи относятся:
1) головной мозг; 2) левое полушарие головного мозга; 3) спинной мозг; 4) слухоречевая зона коры больших полушарий – центр Вернике; 5) зона Брока. | 1) 2, 4, 5; 2) 3, 4, 5; 3) 1, 2, 3; 4) 2, 3, 4. |
36.Понятие представляет собой:
1) то содержание, которое вкладывают в данное слово все употребляющие его люди;
2) то содержание, которое вкладывает в данное слово конкретный человек;
3) обобщённое и опосредованное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений;
4) воспринятое человеком значение какого-либо явления, предмета, знака.
37. Язык – это:
1) психическое образование, отражающее уровень развития человека;
2) процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы;
3) совокупность произносимых или воспринимаемых звуков;
4) система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение смысл.
38. Одна из основных функций речи – функция выражения – заключается в:
1) том, что речь человека может передавать чувства, переживания, отношения, эмоциональность, что значительно расширяет возможности общения;
2) способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия;
3) способности речи человека побуждать других людей к действию;
4) возможности людей через речь обмениваться мыслями посредством слов, фраз.
39.Отличительной особенностью речи является:
1) использование звуков, букв, морфем, слов, предложений;
2) запечатление прошлого опыта;
3) установление взаимодействия с окружающими;
4) обобщённое отражение действительности.
40.Внутренняя речь характеризуется следующими признаками:
1) речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения; 2) заранее планируемая и программируемая речь; 3) фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь; 4) закрепление в речевом высказывании целого текста и его частей. | 1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2, 3; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 3, 4. |
41. Предметом изучения психологии является:
1) душа человека;
2) общение людей;
3) возникновение и функционирование психики человека и животных;
5) поведение человека.
42. К методам психологии относятся. Зачеркните лишнее:
1) эксперимент;
2) метод тестов;
3) наблюдение;
4) описание.
43. Направление психологии, считавшее в качестве предмета психологии поведение, называется:
1) бихевиоризм;
2) психоанализ;
3) гуманистическая психология;
4) гештальт-психология.
44. Основные этапы развития психики:
1) сенсорная, перцептивная, интеллектуальная;
2) перцептивная, сенсорная, интеллектуальная;
3) интеллектуальная, сенсорная, перцептивная;
4) сенсорная, интеллектуальная, перцептивная.
45. Психика человека включает. Зачеркните лишнее:
1) психическое поведение;
2) психические процессы;
3) психические состояния;
4) психические свойства.
46. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:
1) волей;
2) рефлексом;
3) сознанием;
4) эмоциями.
47. Самосознание можно определить как:
1) повышенное внимание к себе;
2) уровень притязаний;
3) направленность личности;
4) образ себя.
48. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:
1) трудовой;
2) учебной;
3) предметной;
4) ведущей.
49. По А. Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:
1) поведение;
2) жест, мимика;
3) действие;
4) активность.
50. Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение называется:
1) потребностью;
2) мотивом;
3) задачей;
4) целью.