Организация работы с научной литературой.




Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить цели. Просмотру, должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой дипломной работы.

 

Для успешного овладения научно-исследовательской деятельностью студенту обязательно следует научиться работать с научной литературой, т.е. необходимо изучить опубликованные научные работы. Эта работа называется «анализом состояния исследуемого вопроса». Дело это непростое, т.к. человечество только за последние два столетия накопило такой объем информации, что даже в узкой области науки исследователь может буквально утонуть в обилии публикаций. Правильный отбор источников информации и целенаправленное ее изучение - важная часть профессиональной квалификации исследователя.

 

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источниках как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

 

На данном этапе научного творчества студенту необходимо узнать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии, учебные и методические пособия, а также диссертации, авторефераты диссертаций.

 

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество дипломной работы. Каталоги - это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора. В предметном каталоге название книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам. но сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.

 

Необходимо знать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статья, брошюры, рецензии и т.д., знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.

 

Опубликованной по теме дипломной работы литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого

 

Монография - это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

 

Брошюра - непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

 

Сборник научных статей - издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

 

Журнальная статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.

 

Диссертация - научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служит в качестве квалификационной работы на соискание ученой степени.

 

Автореферат диссертации - научное издание в виде брошюра, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

 

Рецензия - критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.

 

Аннотации - краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

 

Тезисы доклада - краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения; тезисы.

 

Учебное и методическое пособия - издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать. Выделяют следующие виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое и творческое.

 

Библиографическое чтение - это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения - по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

 

Просмотровое чтение, как библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, поскольку с их помощью читатель может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.

 

Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель - познакомиться с характером информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

 

Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

 

Аналитико-критическое и творческое чтение - два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе - поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.

 

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

 

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

 

общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

 

беглый просмотр всего содержания;

 

чтение в порядке последовательности расположения материала;

 

выборочное чтение какой-либо части произведения;

 

выписка представляющих интерес материалов;

 

критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.

 

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения. Страницу тетради надо поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой - свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

 

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

 

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме дипломной работы и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в дипломной работе.

 

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка.

 

Нужно собирать не любые факты, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, в чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

 

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

 

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

 

Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта. Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

 

Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, - все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность. В своей основе они безусловно принадлежат к числу достоверных источников. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.

 

Что касается научных статей, то здесь с позиций достоверности их следует рассматривать по видам и в зависимости от того, к каким наукам они относятся: к научно-техническим или гуманитарным. Теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Однако здесь важное значение имеют позиция автора, его мировоззрение, в зависимости от которых статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода неточности. Поэтому следует разобраться в этом и верно оценить ее содержание, точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку. О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

 

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются науки, техника и культура. То, что считалось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.

 

В процессе изучения литературных источников студент сталкивается с различными видами произведений печати, которые он должен включить в дипломную работу, точнее, в список использованной литературы. Следует знать правила библиографического описания литературных источников. Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, а затем инициалы, причем и фамилия, и инициалы выделяются, например, разрядкой:

 

Платонов В.Н. Общая теория и методика подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. -583с.

 

Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта: монография. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 170 с.

 

Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:

 

Солодков А.С. Сологуб Е.Б. Физиология человека: Учебник. -М.:Терра-спорт,2001.-520с.

 

Хлыстов М.С., Адамбеков К.И Основы физической подготовки: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2002. -112 с.

 

Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:

 

Маркова А.К и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.- 258 с.

 

Если назначение источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

 

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М, 1972.

 

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителей начальных классов. -М, 1975.

 

Если источником является автореферат диссертации, то это следует указать:

 

Иманалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. – М., ЦНИИ Спорта, 1993. – 24 с.

 

В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: /Ред. или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

 

Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.

 

В случае, если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа). затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:

 

Розанов В.В. Декаденты // Розанов В.В. Мысли о литературе. - М., 1989.-C.2U-215.

 

Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Соч.: в 2 т. -М., 1982. - Т.1. - С.242-446.

 

Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. прошв. - М., 1956. - Т.2.

 

При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-ти и т.п.), например:

 

Коменский ЯЛ. Соч.: в 2т. -М, 1982, - ТА. ~ С.201-242.

 

Сухомлинский В.А. Избр. пед.соч.: в 3 т. ~ М.,1980.

 

Место издания - обязательный библиографический элемент - приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва - М.; Ленинград - Л.; Санкт - Петербург - СПб.; Петербург - Пб.; Нижний - Новгород - Н. Новгород - Н. Новгород; Ростов-на-Дону - Ростов н/Д; Лондон - L; Нью-Йорк - N.Y.; Париж - Р.

 

Если книга имеет в библиографическом описании два места издания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

 

Гегель. Соч.: В 3 т. - М.; Л., 1934.~T.1-C. 174-191.

 

Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.A.» (Sine anno) для иностранных языков.

 

При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника) и страницы соблюдаются следующие правила: все сведения даются арабскими цифрами; так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

 

Том 4 - Т. 4л Книга 2 - Кн.2.; Раздел 3 - Разд. 3.; Выпуск 5 - Вып.5.; Глава 4- Гл.4.; Страница 200-210 или СЮ, например:

 

Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1970. -Т.2.~ Гл. 7. - С. 51- 81.

 

Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем ставятся две косые линии {If), приводится название журнала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если источник взят из газеты, вместо номера указывается дата выпуска), запятая, страница, например:

 

Матвеева СИ. Проблемы формирования и развития навыка чтения * младших школьников и некоторые пути их решения //Начальная школа. -2000.-№11, с. 14.

 

В процессе изучения литературных источников, анализируя их, студенту придется пользоваться цитатами. Поэтому необходимо уяснить как правильно они оформляются в тексте дипломной работы, т.к. они органически вплетаются в него и составляют неотъемлемую часть анализируемого материала.

 

Цитаты используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору научной работы в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит исследователь.

 

Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы исследовательской работы. Следует установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными. В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других - цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интересам автора исследовательской работы. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте.

 

При цитировании каждая цитата сопровождается ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».

 

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора дипломной работы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие.

 

Существует несколько вариантов оформления цитат в тексте работы. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например: Еще В.А. Сухомлинский в свое время отмечал: «Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитать его без серьезных, умных слов».

 

Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например: Согласно мнению Б.З. Вульфова «вся педагогика - это сфера духовного, а учительская деятельность профессионально духовна по своей сути, включая способность видеть себя, свою социальную роль в успехах детей, их нравственном становлении».

 

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: Ж.Ж. Руссо утверждал, «что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий» [3].

 

После цитаты, закрыв кавычки, открываются скобки. В скобках питается номер, под которым источник, из которого взята цитата, числится в списки использованной литературы дипломной работы. После номера источника ставится запятая, затем буква «с», что означает «страница», и пишется номер страницы, на которой располагается цитата. Если цитата расположена на двух страницах, т.е. начинается на одной, а заканчивается на другой, то это следует указать. Например: [45, с. 121-122].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: