ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ
На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н. э.) в долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также в прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры - ранние рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие.
Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, населявшие эти государства, соприкасались как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией и крито-микенским миром.
В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте: монументальная архитектура, круглая скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство. Но особенности природных условий определи ли особенности архитектуры Двуречья: возведение зданий на возвышенных местах, использование менее долговечного материала - сырцового кирпича, простые кубические объемы и т. д. Неразвитость заупокойного культа в Двуречье обусловила отсутствие монументальной пластики крупных форм. Однако статуи божеств и правителей отличаются значительностью. В рельефах Двуречья рождаются темы, связанные с победоносными войнами, деяниями правителей. Получает распространение глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой.
Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось меньше, чем в Египте. Войны, пожары, а также непрочные строительные материалы способствовали их разрушению. Однако художественные произведения, созданные в Шумерском и Аккадском государствах, позволяют расценивать их как фундамент культуры Двуречья. Здесь возникла письменность, сформировались типы архитектуры, рельеф, круглая пластика, глиптика и другое.
|
Архитектура Шумера и Аккада.
На протяжении конца 4 - начала 3 тысячелетия до н. э. в этих государствах складывается определенная архитектурная традиция.
Древнейшие шумерийские города-государства группировались вокруг храмов. Один из них - Белый Храм в Уруке (конец 4 тысячелетия до н. э.). Он был вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей длинными боковыми лестницами и пандусами и имевшее открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества. В 3 тысячелетии до н. э. возник тип храма - зиккурат, например, огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он напоминал гору; три его мощные террасы вели к небольшому святилищу и соединялись тремя гигантскими лестницами, окрашенными в разные цвета - черный, белый и красный. Храм символизировал единение земных и небесных миров, выраженное в форме египетской пирамиды.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумерийцы, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумерийцы строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш)
|
С середины 3 тысячелетия до н. э. начали возводить дворцы правители Шумера (так называемый "дворец А" в Кише). Эти дворцы окружались крепостными стенами и возвышались над городом; на вершине парадной лестницы, подобно божеству, появлялся перед народом царь. Росписи внутри дворца украшались перламутровой инкрустацией.
Скульптура
Огромной внутренней силой обладают рельефы Двуречья. Излюбленная тема рельефов, печатей-амулетов древнего Шумера - изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Знание облика зверя, передача красоты его движений отличают эти сюжеты. В начале 3 тыс. до н. э. появилось изображение человека - участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тысячелетия до н. э. появляются фантастические сюжеты.
|
И рельефы, и круглая пластика прославляли власть правителя. Один из самых значительных памятников - Триумфальная "Стела коршунов" (около 2500 г. до н. э.), где была показана победа правителя города Лагама - Эанатума над соседним городом Уммой. На одной из сторон стелы был изображен бог Нингирсу, держащий в руке палицу и сеть с барахтающимися врагами, на другой - воины, воплощение грозной силы.
В храмах находились глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, возносящих молитвы. Их отличительной чертой были огромные расписные или инкрустированные глаза. Для храмов выполнялись мраморные головы богинь, например, голова богини из Урука (начало 3-го тысячелетия до. н. э.), для которой характерны мягкая моделировка мрамора и инкрустация глаз.
Новые черты обрело искусство Аккада во второй половине 3-го тысячелетия до н. э.: разнообразие композиционных приемов, отказ от ритмической монотонности и другое.
Высокого уровня достигло художественное ремесло (ювелирное дело, изготовление посуды, украшений и т. п.), отличающееся многообразием и изысканностью.