Трудовая теория антропогенеза Ф.Энгельса




Человек и общество

 

Человек как результат биологической
и социокультурной эволюции

На протяжении всей истории цивилизации человек постоянно стремился постичь себя. Кто мы, откуда пришли в этот мир и с какой целью – этими вопросами задавались лучшие умы человечества. В поиске ответов на них к единому мнению прийти не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся, поскольку эти вопросы принадлежат к разряду так называемых вечных. И все же человек не теряет надежды хотя бы приблизиться к разгадке столь волнующей его тайны, выдвигая на этом пути множество гипотез и теорий.

Поскольку сущность человека напрямую связана с его происхождением, то особе значение для ее понимания имеет исследование проблемы антропогенеза (от греч. аntropos – человек и genesis – происхождение). Учеными предложен целый ряд концепций, совершенно по-разному объясняющих появление на Земле человека.

Основные концепции происхождения человека:

· Эволюционная теория (научная) предполагает, что человек произошел от высших приматов – человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Является наиболее распространенной теорией.

· Концепция творения (религиозная) основывается на том, что человека создал Бог или боги. Она возникла гораздо раньше, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков современного человека.

· Концепция внешнего вмешательства (паранаучная) связывает людей на Земле с деятельностью иных цивилизаций. По упрощенной версии данной концепции, люди считаются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Земле в доисторическое время.

Дарвинизм

Наибольшее влияние на становление современных представлений о происхождении человека оказало учение английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809 – 1882) о биологической родстве человека с животными. Ученым была выдвинута гипотеза о естественном (природном) происхождении человека в процессе эволюции. Основными механизмами эволюции, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и происходящий в процессе борьбы за существование естественный отбор. По мнению Дарвина, человек, являясь одним из органический существ, не составляет исключения из теории об эволюционном превращении одних видов в другие. Это было очень смелое для своего времени утверждение, коренным образом отличавшееся от принятых на тот момент представлений о происхождении человека. И хотя дарвиновская концепция не была идеальной и имела слабые места (например, с позицией эволюционизма затруднительно объяснить возникновение таких человеческих свойств и качеств, как труд, речь, мышление), именно она была взята на вооружение мировым научным сообществом и принята им в качестве парадигмы.

Следует заметить, что с момента появления трудов Дарвина данная концепция не осталась неизменной, в отдельных аспектах она довольно существенно отошла от первоначальных положений в связи с открытием множества явлений в биологии, антропологии, геологиии и тд., которые не были известны в середине 19 века. Современный дарвинизм принято называть синтетической теорией эволюции, и на сегодняшний день это единственная концепция, которая в полной мере удовлетворяет критериям научной теории.

 

Трудовая теория антропогенеза Ф.Энгельса

Создатель трудовой теории происхождения человека Ф. Энгельс (1820 – 1895) полагал, что труд был важнейшим фактором эволюционного превращения предка человека в социальное и культуросозидающее существо. Он предположил наличие маятникообразного движения под периодическим влиянием то биологических, то качественно иных (социальных) факторов – так называемое развитие по спирали. В связи с необходимостью приспосабливаться к меняющимся природно-климатическим условиям человек:

· Выпрямился, чтобы лучше ориентироваться на местности (это повысило его безопасность, а также позволило освободить передние конечности для предметной деятельности)

· Все чаще использовал имеющиеся в его распоряжении предметы (камни, палки, кости животных) в качестве простейших орудий труда

· Постоянно искал более эффективные средства защиты от холода, голода и нападений хищников, а также решал другие важные для выживания задачи.

 

Все это повлекло за собой развитие простейших трудовых навыков, что обусловило изменение строения руки, позволившее, в свою очередь, невиданно расширить круг используемых предметов. С этого момента развитие человека, согласно трудовой концепции Энгельса, неразрывно связано с совершенствованием одних орудий труда при помощи других (что является отличительным признаком именно человеческого труда – животные хотя иногда и используют природные предметы в своих действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с применением каких-либо приспособлений!), а также совместно с трудовой деятельностью и возникающими на ее основе общественными отношениями. В процессе изготовления орудий труда формировались зачатки абстрактного мышления (сами орудия труда. Даже самые примитивные, при этом представляли собой как бы «свернутые» схемы действий по их производству и использованию, которые передавались от индивида к индивиду), а в процессе коллективной деятельности – речь (в ответ на потребность разговаривать друг с другом произошли изменения в строении гортани, что и послужило биологической предпосылкой возникновения речи). Постепенно маятникообразное движение от биологического к социальному и от социального к биологическому ускоряется и в конце исчерпывает себя. Биологическая эволюция на этом в основном заканчивается, также ослабевает влияние природных факторов; человек живет и развивается уже главным образом под действием социальных факторов – совершенствования процесса труда, передачи трудовых навыков последующим поколениям и др. особую роль при этом играют членораздельная речь и язык. В труде человек совершенствуется как физически, так и духовно, формирует культурные способы саморегуляции и собственно культуру. Таким образом, по Энгельсу, именно «труд создал человека».

В настоящее время трудовая гипотеза происхождения человека большинство ученых в полной мере уже не удовлетворяет. И в первую очередь потому, что генетика отрицает наследование приобретенных признаков.

 

Креационизм

Креационизм – концепция, основанная на религиозном учении о сотворении мира Богом. Согласно Библии, Бог создал человека «по своему образу и подобию». Представители креационизма опираются на совокупность разноплановых идей – от сугубо богословских и философских до естественнонаучных. Разновидностью креационизма является теория «разумного смысла», согласно которой сложность и целесообразность строения живых существ и экосистем может быть объяснена лишь сознательным замыслом Творца, а никак не беспорядочными мутациями или естественным отбором. Человек – не продукт слепого случая, не имевшего ни цели, ни замысла. Креационисты убеждены, что эволюция невозможна в принципе, т.к. ни естественный отбор, ни мутации не могут внести в генетический код новую информацию.

 

Паранаучные концепции

Помимо рассмотренных, существует еще целый ряд других концепций антропогенеза. Среди них – концепции, связывающие происхождение человека с влиянием космоса вплоть до теории палеовизита, согласно которой человек – неземное создание: пришельцы из космоса во время своего визита на Землю оставили на ней человеческие существа. Есть концепции, во главу угла которых положены различные энергии: творческая, биозимическая, энергия космоса и др. мы не будем на них специально останавливаться, поскольку они в меньшей степени проливают свет на биосоциальную сущность человека, чем описанные выше.

 

Итак, согласно современным представлениям, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, он - существо биологическое, что проявляется в его анатомическом строении и физиологических особенностях. Его сердечно-сосудистая, нервная, мышечная и другие системы сходны с соответствующими системами высших млекопитающих, к которым принадлежит человек. С другой стороны, он неразрывно связан с социумом. Человек проявляет себя как существо к труду, развитые механизмы волевой саморегуляции, стыд, совесть и тд. Все вышеперечисленные качества и свойства не являются чем-то заданным и не передаются по наследству, а формируются благодаря культурной преемственности. Все, что человек умеет, - это прежде всего продукт культурного развития, воспитания и образования.

 

Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками (внешность, физические данные).

Личность – это индивид, обладающий совокупностью социально-значимых свойств, черт, качеств (целеустремленность, работоспособность), которые он использует в процессе своей жизнедеятельности.

Личность формируется в процессе социализации.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: