Литература. 5 класс
Проектирование учебного курса
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….. 2
Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 5 классе…………4
Содержание курса 8
Примерное тематическое планирование курса «Литература» 12
Примерное поурочное планирование курса «Литература» 13
Контрольные измерительные материалы 49
Введение
Современные подходык организации образовательного процесса, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют от учителя овладения новыми способами регулирования своей профессиональной деятельности. Сегодня невозможно ограничиться только планированием учебных занятий, необходимо проектировать учебный курс.Напомним, что проект – это «работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата»[1].
Данное пособие поможет учителю создать проект курса литературы в 5 классе. При разработке данных материалов мы учитывали особенность учебного предмета«Литература». Как любая школьная наука литература вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико- и историко-литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. Но, в отличие от других учебных дисциплин, предметом изучения в литературе является произведение искусства, в основе которого – словесный образ. Постижение смысла литературного произведения требует от читателя активной работы разума, воображения, чувства, предполагает возможность различного восприятия и интерпретации прочитанного. Поэтому в основе проектирования курса литературы лежит поиск оптимального сочетания предметного содержания и форм учебной деятельности школьников по его усвоению.
|
Любой проект призван изменить окружающую действительность, поэтому следует учесть, что разработанные нами материалы представляют собой своеобразную модель курса, которую необходимо скорректировать с учётом реальной педагогической ситуации.
В таблице представлены основные этапы проектирования и даны разъяснения для учителя.
Название проекта | Курс литературы в 5 классе, реализуемый по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной |
Постановка проблемы | Как эффективноорганизовать учебную деятельность учащихся для достижения планируемых результатов образования при изучении литературы в 5 классе? |
Целевое назначение проекта | Решить сформулированную выше проблему |
Задачи проекта | 1. Проанализировать конкретную педагогическую ситуацию (учитель). 2. Проанализировать содержание данного курса литературы и концептуальные методические идеи авторов УМК (материал представлен в настоящем пособии). 3. Соотнести научно-методические подходы авторов курса с возможностями и потребностями конкретных участников образовательного процесса, предусмотреть риски (учитель) |
Участники | Учитель, ученики 5 класса, родители |
Общий замысел | Представленная в данном пособии модель курса является общим замыслом проекта |
Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) | Материал представлен подробно в настоящем пособии. |
Ресурсное обеспечение | УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной |
Ожидаемый результат | Материал представлен подробно в данном пособии в разделе «Планируемы результаты изучения предмета «Литература» и «Планируемые результаты изучения материалов раздела» (таблица) |
Календарный план | Материал представлен подробно в данном пособии. |
Основные принципы и подходы
|
К изучению курса «Литература» в 5 классе
Цель учебного курса «Литература» в 5 классе – введение в учебный предмет «литература», развитие умений чтения художественной литературы, сформированных в начальной школе. Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов.
Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие.
Пятиклассники учатся воспринимать художественный текст; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; выделять смысловые части художественного текста; составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному.
|
Ведущей историко-литературной и методической идеей курса литературы 5 класса является осознание природы художественного образа, специфики литературного вымысла. Основные теоретические понятия: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).
В учебнике представлена следующая система заданий:
– задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;
– вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
– вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;
– вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
– специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;
– задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
– задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;
– творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;
– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
– коллективные задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.
Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.
Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
Программа, на основе которой создан учебник, разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).[2]
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»:
- личностные результаты (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации);
- метапредметные результаты (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);
- предметные результаты (понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений; умение пересказывать прозаические произведения; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;написание изложений и сочинений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;понимание русского слова в его эстетической функции).
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч.
Содержание курса
Литература как искусство слова
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
Реальность и вымысел
Малые жанры фольклора
Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки
Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
«Хрустальная гора». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
«Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
Авторская сказка
Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки
А.С. Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.
Е.Л. Шварц. Слово о писателе.Сказка «Два клёна»
Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик»
Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством»
Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор.
М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»
Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.
П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка»
Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.
В.М. Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было»
Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце»
Басня
Аллегория и мораль в басне
И.А. Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська»
Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». ГотхольдЭфраим Лессинг. Басня «Свинья под дубом»
Этот необычный мир…
Легенда
Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда
А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар»
Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы»
Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.
А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге»
Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте
Лирическое стихотворение
Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств
А.С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне»
Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений.
А.А. Фет. Слово о писателе. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику»
Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.
Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»
Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети»
Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…»
Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Берёза»
Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Г. Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю. Лермонтова). И. - В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого)
Роман, повесть, рассказ
Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении
Д. Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX)
Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С. Грин. Слово о писателе.Рассказ «Зелёная лампа»
Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»
Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С. Тургенев. Слово о писателе.Рассказ «Бежин луг»
Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П. Казаков. Слово о писателе.Рассказ «Оленьи рога»
Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Джек Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише»
Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П. Астафьев. Слово о писателе.Рассказ «Васюткино озеро»
Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
М.М. Зощенко. Слово о писателе.Рассказы из цикла «Лёлька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова»
Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним…
Примерное тематическое планирование курса «Литература»
Класс
Полугодие | Количество часов | Название раздела |
I | Литература как искусство слова | |
Реальность и вымысел 46 часов | ||
Малые жанры фольклора | ||
Русские народные сказки | ||
Авторская сказка | ||
Басня | ||
Внеклассное чтение | ||
Подготовка, написание и анализ сочинения | ||
Диагностическая работа. Анализ работы | ||
II | Этот необычный мир 55 часов | |
Легенда | ||
Лирическое стихотворение | ||
Роман, повесть, рассказ | ||
Внеклассное чтение | ||
Подготовка, написание и анализ сочинения | ||
Диагностическая работа. Анализ работы | ||
Резервные уроки 3 часа |
Примерное поурочное планирование курса «Литература» 5 класс