Лирическое стихотворение




Литература. 5 класс

Проектирование учебного курса

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….. 2

Основные принципы и подходы к изучению курса «Литература» в 5 классе…………4

Содержание курса 8

Примерное тематическое планирование курса «Литература» 12

Примерное поурочное планирование курса «Литература» 13

Контрольные измерительные материалы 49

Введение

 

Современные подходык организации образовательного процесса, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют от учителя овладения новыми способами регулирования своей профессиональной деятельности. Сегодня невозможно ограничиться только планированием учебных занятий, необходимо проектировать учебный курс.Напомним, что проект – это «работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата»[1].

Данное пособие поможет учителю создать проект курса литературы в 5 классе. При разработке данных материалов мы учитывали особенность учебного предмета«Литература». Как любая школьная наука литература вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико- и историко-литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. Но, в отличие от других учебных дисциплин, предметом изучения в литературе является произведение искусства, в основе которого – словесный образ. Постижение смысла литературного произведения требует от читателя активной работы разума, воображения, чувства, предполагает возможность различного восприятия и интерпретации прочитанного. Поэтому в основе проектирования курса литературы лежит поиск оптимального сочетания предметного содержания и форм учебной деятельности школьников по его усвоению.

Любой проект призван изменить окружающую действительность, поэтому следует учесть, что разработанные нами материалы представляют собой своеобразную модель курса, которую необходимо скорректировать с учётом реальной педагогической ситуации.

В таблице представлены основные этапы проектирования и даны разъяснения для учителя.

 

Название проекта Курс литературы в 5 классе, реализуемый по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Постановка проблемы Как эффективноорганизовать учебную деятельность учащихся для достижения планируемых результатов образования при изучении литературы в 5 классе?
Целевое назначение проекта Решить сформулированную выше проблему
Задачи проекта 1. Проанализировать конкретную педагогическую ситуацию (учитель). 2. Проанализировать содержание данного курса литературы и концептуальные методические идеи авторов УМК (материал представлен в настоящем пособии). 3. Соотнести научно-методические подходы авторов курса с возможностями и потребностями конкретных участников образовательного процесса, предусмотреть риски (учитель)
Участники Учитель, ученики 5 класса, родители
Общий замысел Представленная в данном пособии модель курса является общим замыслом проекта
Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) Материал представлен подробно в настоящем пособии.
Ресурсное обеспечение   УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
Ожидаемый результат   Материал представлен подробно в данном пособии в разделе «Планируемы результаты изучения предмета «Литература» и «Планируемые результаты изучения материалов раздела» (таблица)
Календарный план   Материал представлен подробно в данном пособии.

Основные принципы и подходы

К изучению курса «Литература» в 5 классе

 

Цель учебного курса «Литература» в 5 классе – введение в учебный предмет «литература», развитие умений чтения художественной литературы, сформированных в начальной школе. Методическая концепция изучения литературы предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов.

Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Поэтому в названии каждого тематического раздела учебника содержится явный (или скрытый) вопрос или познавательное противоречие.

Пятиклассники учатся воспринимать художественный текст; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть; выделять смысловые части художественного текста; составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному.

Ведущей историко-литературной и методической идеей курса литературы 5 класса является осознание природы художественного образа, специфики литературного вымысла. Основные теоретические понятия: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).

В учебнике представлена следующая система заданий:

– задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;

– вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

– вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

– вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;

– специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

– задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

– задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;

– творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;

– коллективные задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;

– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).

Программа, на основе которой создан учебник, разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).[2]

 

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»:

- личностные результаты (совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации);

- метапредметные результаты (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);

- предметные результаты (понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений; умение пересказывать прозаические произведения; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;написание изложений и сочинений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;понимание русского слова в его эстетической функции).

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч.

 

 

Содержание курса

Литература как искусство слова

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

 

Реальность и вымысел

Малые жанры фольклора

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

 

Русские народные сказки

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

 

«Хрустальная гора». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

 

«Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

 

«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Авторская сказка

Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки

 

А.С. Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

Е.Л. Шварц. Слово о писателе.Сказка «Два клёна»

Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

 

Э.Т.А. Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик»

Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

 

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством»

Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор.

М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.

П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка»

Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.

В.М. Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было»

Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце»

 

Басня

Аллегория и мораль в басне

И.А. Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська»

Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». ГотхольдЭфраим Лессинг. Басня «Свинья под дубом»

Этот необычный мир…

Легенда

Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда

 

А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар»

Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

 

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы»

Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

 

«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.

 

А.С. Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге»

Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте

Лирическое стихотворение

 

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств

 

А.С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне»

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.

 

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

 

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений.

 

А.А. Фет. Слово о писателе. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику»

Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.

 

Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»

Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети»

Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…»

Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения.

С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Берёза»

Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Г. Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю. Лермонтова). И. - В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого)

Роман, повесть, рассказ

Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении

Д. Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX)

Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

А.С. Грин. Слово о писателе.Рассказ «Зелёная лампа»

Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

 

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

И.С. Тургенев. Слово о писателе.Рассказ «Бежин луг»

Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

 

Ю.П. Казаков. Слово о писателе.Рассказ «Оленьи рога»

Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

 

Джек Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише»

Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

 

В.П. Астафьев. Слово о писателе.Рассказ «Васюткино озеро»

Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

М.М. Зощенко. Слово о писателе.Рассказы из цикла «Лёлька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова»

Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним…

 

 


Примерное тематическое планирование курса «Литература»

Класс

Полугодие Количество часов Название раздела
    I   Литература как искусство слова
Реальность и вымысел 46 часов
  Малые жанры фольклора
  Русские народные сказки
  Авторская сказка
  Басня
  Внеклассное чтение
  Подготовка, написание и анализ сочинения
  Диагностическая работа. Анализ работы
    II Этот необычный мир 55 часов
  Легенда
  Лирическое стихотворение
  Роман, повесть, рассказ
  Внеклассное чтение
  Подготовка, написание и анализ сочинения
  Диагностическая работа. Анализ работы
  Резервные уроки 3 часа

Примерное поурочное планирование курса «Литература» 5 класс

 

 

№ урока Тема Содержание урока Основные виды деятельности учащихся Методический комментарий к организации учебной деятельности Планируемые результаты изучения материалов раздела
1. Литература как искусство слова Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устный развёрнутый ответ на вопрос. Вопрос (с.5) На какой предмет из курса начальной школы похож предмет литература? Поможем учащимся осознать, что предмет Литература предполагает не только чтение, но и осмысление художественного текста. Задание «Проверь себя» (стр. 6). Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением! Учащиеся осознаЮт специфику предмета литературы, его отличие от изучавшегося в начальной школе предмета «Литературное чтение»; имеют первоначальное представление о «вымысле» как неотъемлемой составляющей литературы.
Реальность и вымысел
Малые жанры фольклора
2. Пословицы Понятие о малых жанрах фольклора. Отражение в пословицах исторических событий, обычаев и верований русского народа; основные группы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д.   Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок.   В заданииОбъясни, почему процесс задания фольклорного произведения сравнивается с работой пчёл (стр. 9) учащиеся впервые встретятся с формулировкой, начинающейся со слова «Объясни…». От них требуется не просто пересказать фрагмент текста, а ответить, рассуждая, на поставленный проблемный вопрос. Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника, того, кому он будет объяснять, или представит вымышленного собеседника. ЗаданиеОбъясни, как научиться различать пословицы и поговорки (стр. 10). Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую различать пословицы и поговорки. На уроках по изучению малых жанров фольклора важно организовать игровую и творческую деятельность учащихся, например: собери «рассыпавшиеся» пословицы, узнай пословицу по началу; аукцион пословиц и поговорок на тему…; конкурс загадок и др. Творческие работы учащихся могут быть представлены в виде собственных сборников пословиц и загадок, рисунков, иллюстрирующих какую-либо загадку или пословицу, кроссворды по сказкам и др. Учащиеся умеют применять знания о фольклоре, полученные в начальной школе, в новой учебной ситуации; различают пословицы и поговорки; осознАют образную природу малых жанров фольклора; уместно используют малые жанры фольклора в устной и письменной речи; владеют первоначальным представлением о нравственном идеале народа.  
3. Поговорки Поговорки. Отличие поговорок от пословиц. Образная природа поговорок.
4. Загадки Загадка – один из древнейших жанров фольклора. Иносказание как основа загадки.
Русские народные сказки
5. Сказка как произведение устного народного творчества Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Художественный мир сказок. Виды сказок. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Сжимать полученную информацию и представлять результаты сжатия в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы. Особое внимание в этом разделе обращаем на задания, позволяющие формировать коммуникативно-речевые умения пятиклассников. Учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Учим слушать. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.) Учащиеся умеют выделять сказку среди других жанров фольклора и литературных жанров. Знают признаки волшебной, бытовой сказки и сказки о животных; применяют эти знания при анализе текстов; осознаЮт роль вымысла в сказке.
6. Сказка «Хрустальная гора…». Знакомые герои, события, ситуации. Волшебная сказка. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы. ЗаданиеПронаблюдай, как начинается сказка… (стр. 22). Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».
7. «Хрустальная гора…» как волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Устно отвечать на вопросы. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.  
8. «Тетерев и Лиса» Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Задание перед текстом сказки «Тетерев и лиса» (стр. 26). Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст».
9. «Как старик домовничал» Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. При выполнении заданияПодбери пословицу…актуализируемзнания малых жанров фольклора. Приучаем школьников в случае необходимости возвращаться к предыдущим материалам учебника.  
10. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы. Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой, поиску книги по каталогу, поиску сказки по оглавлению в сборнике и т.д.
Авторская сказка
11. Литературная сказка и фольклорная сказка Народность литературной сказки.   Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Устно отвечать на вопросы. Особое внимание обратим на заданиеПроверь себя:работа с указанными понятиями важнадля дальнейшегоосвоения курса литературы. Учащиеся умеют различать авторскую и фольклорную сказку; понимают цель обращения писателей к фольклорным жанрам; понимают нравственную основу сказки; владеют начальными умениями сопоставительного анализа; осознаЮт специфику драмы как рода литературы (пьеса-сказка Е.Л. Шварца); овладевают основами театральной деятельности  
12. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои. Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Обязательно используем памятку «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения». Учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов. Можно попросить учеников дополнить сноски.
13. А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» -- «добрым молодцам урок». Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Проводить межтекстовые и внутритекстовые сопоставления. Задание, требующее от учащихся сопоставить героинь сказки, выполняем в соответствии с указанной в формулировке последовательностью действий. Это начало работы над сопоставительным анализом.
14. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Что за прелесть эти сказки!» Поэтическое мастерство Пушкина. Выразительно читать наизусть. Проводить самостоятельное исследование. Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование» (стр. 59). Это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае именно самостоятельноговыполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера.  
15. Сочинение За что наказана мачеха в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя. Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.
16. Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного
17. Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность
18. Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна» -- сказка-пьеса. Слово о писателе. Специфика драматургического произведения. Фольклорная основа сюжета. Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Создавать сценарий (инсценировку). Задание, требующее создать пьесу на основе сказки, позволяет применить полученные знания для решения учебной задачи. Задание следует выполнять в соответствии с представленным в формулировке алгоритмом.  
19. Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна». Сказка или быль? Образы героев. Реальное и волшебное в сказке. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассказывать. Объяснять. Обращаем внимание на задание, выполняя которое учащиеся должны рассказать сказку о Лютонюшке, -- эта учебная задача учит рассказыванию как форме устного публичного выступления. Наблюдаем, как должно меняться речевое поведение рассказчика при смене адресата (слушателя).
20. Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна». Смешная или или грустная? Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Задание, в котором ученика предупреждают: Не торопись, быть может, в сказке несколько поучений -- обучает рассуждению.
21. Э.Т.А. Гофман«Щелкунчик». Сказка в сказке Реальное и чудесное в сказке. Роль «Сказки о твёрдом орехе» в сюжете и проблематике «Щелкунчика».   Выразительно читать сказку. Выделять смысловые части художественного текста. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению». Ученик должен обязательно перечитать фрагмент, если затрудняется при ответе на вопрос.  
  Э.Т.А. Гофман«Щелкунчик». Что такое настоящая красота? Значение мечты в реальной жизни. Характер героини. Идея сказки. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев. Рассуждать. Делать вывод. Сопоставлять. ЗаданиеПодготовь устный рассказ «Мари и Фриц»… (стр. 137) направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы. Задания после каждого фрагмента текста обучают «медленному чтению».
23. Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Слово о писателе.   Сюжет повести. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. ЗаданиеОзаглавь каждый фрагмент текста (стр. 180). Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования умения сжимать текст. Не надо проводить эту работу лишь формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста.   Задания после каждого фрагмента повести позволяют организовать «медленное чтение».  
24. Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Повесть или сказка? Реальные и фантастические события и герои. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Рассуждать. Сопоставлять. При изучении повести основное внимание следует сосредоточить на соотношении в ней фантастического и реального. Описание волшебных героев и ситуаций в реалистической манере, снижающей волшебное начало (особенно портреты волшебных героев). Описание Диканьки в реалистической манере, фольклорные элементы (колядование). Описание Петербурга в фантастической манере. Привлечь внимание, но не акцентировать противопоставление Диканька – Пет


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: