Тема: Методика орфографии.




03.03.21

Тема: «Методика изучения орфографии в школьном курсе русского языка».

Методические рекомендации:

1. Для выполнения задания проанализировать материалы предыдущего занятия.

2.Использовать учебники по методике русского языка.

3.Использовать список литературы, в том числе ссылаться на ту, которую Вы добавили в рекомендуемый список.

Примечание: выполненные задания (см. ниже!!!!) прикрепить в контакте.

Ф.И.О. студента (ки) ---------------------------------------------------

Тема: Методика орфографии.

Задание 1: Осмыслить предложенный материал (см. презентации выше и учебники по методике русского языка) и дать определения понятиям.

Орфография – это раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.(https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006_Metodika_razdelov._Chast_3.pdf)

Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.

Принципы орфографии:

(https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006_Metodika_razdelov._Chast_3.pdf)

— изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, морфемики, морфологии и синтаксиса;

— сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);

— структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове).

Орфограмма – это написание в соответствии с орфографическим правилом или по традиции, это «точка применения» орфографического правила (в его основной части или в исключении из него).

(https://www.philol.msu.ru/~ruslang/pdfs/Litnevskaya-E.I.2006_Metodika_razdelov._Chast_3.pdf)

Орфографическое правило –это это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы1 (https://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter2-7-22.php)

Орфографическая ошибка – это закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин. (https://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter2-7-28.php)

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает прежде всего способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте) [63].

(https://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/6191/Рукавишникова_А_К_ВКР.pdf?sequence=1&isAllowed=y)

 

Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее» [Львова 1988, с. 215].

Словарно-орфографическая работа состоит из следующих этапов:

1. Представление нового слова. На данном этапе учитель презентует слово с помощью загадки, стихотворения и т.п. или сами учащиеся обращают внимание на слово с непроверяемым написанием в тексте выполняемого упражнения, учитель просит зафиксировать образ слова, т.е. даёт установку на запоминание. Таким образом, происходит первичное зрительное восприятие школьниками словарного слова, создание его «твёрдого зрительного образа» (А. В. Текучев). По мнению Д. Н. Богоявленского, зрительный образец написания служит эталоном, а психолог А. Н. Леонтьев в своих работах отмечает неразрывную взаимосвязь зрительного восприятия и памяти.

2. Выяснение лексического значения слова. Так как зрительный образ тесно связан со значением слова, на этом этапе необходимо выяснить лексическое значение слова, пояснить это значение на примерах, самостоятельно подобранных обучающимися. Кроме того, на данном этапе возможно использование этимологического анализа слова, если этимология доступна ученикам и помогает уяснить значение слова, а также найти возможное проверочное слово.

3. Освоение орфографии нового слова. Ученики произносят слово, определяют место ударения в нём, с помощью учителя осуществляют орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием, указывают количество слогов, произносят слово по слогам ещё несколько раз.

4. Запись слова учителем на доске и учениками в тетрадях с послоговым орфографическим проговариванием. На этой стадии в первую очередь задействована моторная (пальцедвигательная) и кинестетическая (речедвигательная) орфографическая память учащихся.

5. Фонетическое чтение словарного слова. На данном этапе осуществляется сравнение звукового и графического облика слова, нахождение непроверяемых написаний с опорой на опознавательные признаки и графическое обозначение орфограмм – подчёркивание. Учитель ставит перед учащимися важную задачу – запомнить выделенную орфограмму.

6. Анализ состава слова и подбор учащимися однокоренных слов с непроверяемой орфограммой. Необходимость проведения данного этапа можно объяснить тем, что многие школьники не переносят умение писать конкретные словарные слова на однокоренные. Следовательно, подбор однокоренных слов способствует увеличению количества слов, усваиваемых школьниками, обеспечивает многократную запись, а также расширяет сферу воздействия словарно-орфографической работы. Желательно подбирать однокоренные слова разных частей речи и записывать их в столбик, чтобы корни располагались друг над другом.

7. Включение данного словарного слова в словосочетание или предложение. На этом этапе осуществляется коллективное обсуждение словосочетаний и предложений, составленных учениками, запись в тетрадях и на классной доске наиболее удачного предложения с подчёркиванием непроверяемой орфограммы изученного слова.

Задание 2: Дать характеристику обучающих диктантов.

Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только, на определенное правило. Диктант развивает орфографическую зоркость учащихся, развивает согласованность действий при работе в коллективе

 

Выборочно-распределительный диктант Из воспринятого на слух текста ученики должны выбрать 2 или 3 указанных языковых факта и на основании определенных признаков распределить их в 2 или 3 столбика. Например, дается задание найти в диктуемом тексте слова с безударными гласными в корне слова и записать их, распределяя в столбики: 1) проверяемые ударением, 2) непроверяемые, 3) чередующиеся.

Этот вид диктанта сложнее, чем выборочный, т.к. в работе над воспринимаемым на слух текстом добавляется еще одна мыслительная операция. Ученику нужно не только опознать (выбрать) языковое явление по определенным признакам (т.е. сопоставить с остальными языковыми фактами), но и, сравнивая уже выбранное, распределить в группы в соответствии с каким-то признаком.

 

Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

 

Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.

 

Диктант «Проверяю себя» Преимущество этого диктанта перед другими заключается в том, что он тренирует не только в применении правил, но, что самое важное, в обнаружении орфограмм и пунктограмм, т.е. развивает орфографическую и пунктуационную зоркость.

Особенностью данного диктанта является то, что по написании его учащиеся имеют право задать учителю любой вопрос, касающийся правописания, получить ответ, исправить ошибку, и оценка за это не будет.

Учащиеся задают только те вопросы, которые их более всего интересуют, поэтому степень внимательности учеников обычно бывает высокая, тем более что не исправленные учеником, но объясненные в классе ошибки считаются каждая за две.

Методика проведения диктанта «Проверяю себя» состоит в том, что учитель диктует, а ученики в процессе записывания текста подчеркивают все сомнительные для них места, чтобы потом спросить, правильно ли они написали. Такие подчеркивания нужны, чтобы не забыть спросить после написания всего диктанта. Наличие исправлений не влияет на оценку, но каждая пропущенная ошибка, как уже говорилось, считается за две.

Перед тем как применить диктант «Проверяю себя», необходимо объяснить учащимся сущность работы и порядок её проведения, подготовить их к тому, чтобы они не стеснялись спрашивать, но и не стремились спросить обо всех абсолютно сомнительных случаях·. На один и тот же вопрос учитель дважды не отвечает, поэтому ученики должны быть предельно внимательны при проверке. Учитель сложность вопроса не комментирует, отвечает на любой заданный вопрос коротко, четко, в серьезной и доброжелательной форме. Проверка организуется по каждому предложению по порядку, начиная с первого, чтобы у детей была возможность быстро найти в своей тетради орфограмму или пунктограмму, которую комментирует учитель.

 

Комментированное письмо (в таблице диктант) – некоторая разновидность предупредительно-объяснительных диктантов.

 

Задание 3.Как Вы понимаете, что такое орфографическая зоркость?

Орфографическая зоркость – это это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает прежде всего способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте) [63].

См. Алгазина, Надежда Николаевна. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: