Участие страны в процессах международной экономической интеграции берет начало еще с 70-х годов прошлого тысячелетия. С тех пор, как в сентябре 1965 году Сингапур вступил в ООН в качестве 117-го ее члена. Месяц спустя он стал 23-м государством - членом Британского содружества наций, а в августе 1967 года явился одним из основателей Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Уже в этих первых внешнеполитических акциях проявилось стремление нового государства как к получению широкого международного признания, так и к поддержанию традиционных внешних связей. Следуя этим принципам, Сингапур вступил в Движение неприсоединения. Сингапур сегодня является: членом экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Межпарламентского союза и Международного валютного фонда (МВФ); Международного банка реконструкции и развития (МБРР); "Плана Коломбо". А так же, Сингапур является участником Генерального соглашения по торговле и тарифам (BTO/ГАТТ) и член ряда других международных организаций. Особое место во внешней политике Сингапура отводится соблюдению его региональных интересов, поэтому он принимает активное участие в деятельности АСЕАН и ее специализированных органов.
Участие Сингапура в Азиатско-тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС) предусматривает содействие поддержанию устойчивого экономического роста его участников, обеспечение позитивного эффекта от растущей экономической взаимозависимости, включая поощрение обменов товарами, услугами, капиталом и технологиями, укрепление открытой многосторонней торговой системы, снижение барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ГАТТ/ВТО. На долю АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли и 40% населения. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС к настоящему времени превратился в действенный и авторитетный механизм согласования позиций по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР).
|
После второй мировой войны в Сингапуре, где находилась штаб-квартира Британского дальневосточного командования, иностранные державы, считавшие его своего рода "дипломатическим окном" в регион, открыли неофициальные миссии. К 1959 году, моменту получения Сингапуром статуса "самоуправляющегося государства", на его территории была уже 21 иностранная миссия, а к 1963 г. это число увеличилось до 30.
Сингапурские лидеры с первых шагов продемонстрировали умение извлекать максимум пользы из минимума возможностей, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что в период между 1959 и 1963 годами. Сингапур заключил несколько договоров и соглашений. Так, например, договор о совместном сотрудничестве с Австралией и Японией.
Развитие региональных связей и членство в Ассоциации, объединившей страны Юго-Восточной Азии, обладавшие большим авторитетом на международной арене, давали городу-государству более широкие возможности для самостоятельной деятельности при определении своего места в системе международных отношений.
При этом участие в АСЕАН позволяло Сингапуру подчеркивать свою неотъемлемую принадлежность региону и бороться с попытками изобразить его как нечто чужеродное (этнически китайское) в ЮВА. Наконец, речь идет и о возможности отстаивания коллективными средствами интересов каждого из членов АСЕАН и всех их вместе на мировом рынке вообще и в торгово-экономических отношениях ведущими партнерами из числа промышленно развитых капиталистических государств в частности.
|
Курсу сингапурского руководства на развитие внутрирегиональных связей и укрепление АСЕАН нисколько не противоречит, а, напротив, является его логическим завершением внешнеполитическая линия на укрепление отношений с США. В экономическом плане этот курс способствовал превращению США к концу 70-х годов в крупнейшего внешнеторгового партнера Сингапура и крупнейшего инвестора прямых частных капиталовложений в его экономику. Расширение и укрепление связей между США и Сингапуром нашло свое выражение в осуществлении постоянных контактов на высшем уровне, обмене торговыми и научными делегациями.
В современных условиях глобализованного мира Сингапуру приходится делать ставку на заключение двухсторонних торговых соглашений со сторонами АТР - Японией, Мексикой, Чили, Новой Зеландией, Индией а также с группировкой ЕАСТ (в которую входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария) и др. Ведущими покупателями сингапурской продукции остаются США, Малайзия, Гонконг и Япония. В свою очередь Сингапур закупает товары и услуги в основном в США, Японии, Малайзии и Китае.
По результатам 2007 года, Сингапур является самой глобализованной страной мира уже третий год подряд. Индекс глобализации агентства A. T. Kearney и журнала Foreign Policy ежегодно рассчитывает данный индекс для 62 стран мира по четырем критериям: экономическая, социальная, технологическая и политическая интеграция.
Итак, несмотря на свои крошечные размеры, на сегодняшний день Сингапур является самой глобализованной страной мира. Это обусловлено ничем иным, как необходимостью выжить в современном мире, где каждый сам за себя. Сингапур, не имея практически никаких природных ресурсов, не может всецело полагаться на национальные рынки ограниченных размеров, как это могут делать другие страны, например, США. Для того чтобы быть конкурентоспособным на глобальной арене, Сингапур вынужден привлекать иностранные инвестиции и умело оперировать международными потоками товаров и услуг.