Организация профессионально-трудового обучения в целях профориентации школьников с умственной отсталостью




Сегодня возникает острая проблема в правильном выборе профессии у подавляющего большинства выпускников средних школ. Особенно трудно это сделать молодым людям, которые имеют ограниченные возможности здоровья, относятся к категории «инвалидов». В частности, трудно и детям, обучающимся в специальных школах, то есть в которых существуют нарушения интеллектуального развития. Поэтому в современных условиях жизнедеятельности вопрос профориентации умственно отсталых подростков должен стать одним из гуманистических устремлений общества. Неслучайно исследования отдельных аспектов профессионального определения лиц, имеющих нарушения интеллектуального развития в течение последних десятилетий остаются весьма важными и актуальными.

Основные проблемы профориентации умственно отсталых выпускников раскрыто в исследованиях А. Асафа, Л. Вижье, П. Горонина, А. Иваницкого, В. Карвялиса. Как показывает практикаочень сложноустановитьсвязи между трудовым воспитанием и работой по профессиональной ориентации. Исследования авторов (О.П.Хохлина,В.Н.Синев, И.В.Кущенко, В.В. Золотоверх и др.)показывают, что работа по профориентации в школе в основном рассматривается, как особая отдельная деятельность, которая проводится отдельно от трудового воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). То есть «параллельно» работают две системы –система трудового воспитания и система профессиональной ориентации обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).Если же объединить эти две системы, трудовое воспитание и профориентацию, в одну, то конечным результатом такой работы станет профессиональное самоопределение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их сознательный, адекватный выбор профессии, что и является основным в работе образовательных учреждений. Анализируя работы по профориентации у исследователей (Н. И. Калугин, Г. М. Кочетов, Н. Д. Левитов.А. Д. Сазонов, В.Ф. Сaxaров, В. Д. Симоненко, В. В. Чебышева, С. Н. Чистякова, Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Xoxлина О.П., Синев В.Н., Кущенко И.В., Золотоверх В.В. и др.), можно сделать вывод, что необходимо проводить работу по профессиональному просвещению обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Одни это называют профориентацией, другие –профинформацией, третьи –сообщением знаний о профессиях, четвертые –ознакомлением обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)с профессиями, пятые –профинформационной деятельностью [6]

Целью статьи является определение новых путей профессиональной ориентации выпускников школ с нарушениями интеллектуального развития.

Учебно-воспитательный процесс в специальной школе (школе-интернате) должна создавать предпосылки для преодоления нарушений психофизического развития, усвоения учащимися (воспитанниками) программного материала, развития их способностей, профессионально-трудовой подготовки, дальнейшей социализации. Трудовое обучение предусматривает систему мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций, овладения воспитанниками трудовыми умениями и навыками, что основой для дальнейшей профессиональной подготовки. Трудовое обучение осуществляется дифференцированно с учетом психофизических, индивидуальных особенностей и возможностей ученика и может осуществляться в форме профессионального обучения. Профессиональное обучение организуется на базе учебно-производственных мастерских, учебно-опытных участков, подсобного хозяйства и тому подобное. Профессиональное образование, направленная на овладение навыками специальности в специальной школе (школе-интернате) определяется с учетом рекомендаций врачей, пожеланий учеников и их родителей (лиц, их заменяющих), потребностей регионов.

При таких условиях перед учителем-дефектологом специальной школы стоит важная задача - иметь высокую профессиональную подготовку (дефектологическое образование), которая предполагает знание индивидуальных возможностей каждого ученика, его психологические и физические особенности и трудности, которые могут возникать у него на уроках трудового обучения и которых можно избежать или ослабить, если осуществлять индивидуальный подход.

Важной составляющей профессионально-трудового обучения является оказание помощи детям с умственной недостаточностью в профессиональном самоопределении. Практика показывает, что успешное преодоление проблем по формированию профессионального самоопределения школьников этой категории требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствования всей системы профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения и воспитания в специальных общеобразовательных школах, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников этих школ в условиях современного производства. Говоря о формировании профессиональной направленности в специальной общеобразовательной школе, имеется в виду специально организованный, психологически и педагогически контролируемый процесс, в котором осуществляется руководство профессиональным становлением личности умственно отсталого школьника, выявление и развитие интересов к профессии, склонностей и других компонентов структуры профессиональной направленности.

Некоторые авторы считают, что вполне правомерным подходом является рассматривание предварительной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) К работе в избираемой ими отрасли, как самостоятельный компонент профориентации, что позволит дать им более углублённые дополнительные знания и умения, которые в дальнейшем помогут им реализовать себя в первых трудовых начинаниях. Также это относится и к физическому развитию обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), его психике, и умственному развитию, и профессиональным умениям и навыкам.

Исследователь Н. Н. Дьяченко считает что, проблемы профориентации и профессионального воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется в два этапа:

1. Подготовка к выбору профессии (выделение конкретных задач, составление раскрытого плана профессионального воспитания, правильный подбор средств, полное изучение личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проведение экспериментов, выявление их профессиональных намерений, предварительное ознакомление С профессиями).

2. Выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профессиональное определение).

Таким образом, самостоятельным разделом профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является, их теоретическая и практическая подготовка к трудовой деятельности, и отработка практических умений и навыков. Такая работа должна осуществляться в до профессиональный и профессиональный периоды в образовательном учреждении по средствам всей системы трудового обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (общественно полезный, производительный труд, познавательная, коммуникативная и другие виды деятельности). Следует выделить, что первые трудовые начинания являются основным, центральным звеном в подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к осознанному выбору профессии, где осуществляется работа по профессиональному обучению и воспитанию, а также преднамеренная долговременная работа по формированию профессиональных интересов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [3].

Выбор профессии для умственно отсталых подростков рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью, то есть отношение «человек - профессия» анализируется только в направленности от профессии к человеку. При этом игнорируется тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен и требования, которые ставятся перед работниками, неуклонно меняются. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, на успешность самореализации, социализации, профессионального роста выпускников школы. Необходимость разработки комплекса психолого-педагогических подходов к профориентации в системе мониторинга учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе является актуальной. Профориентация учащихся с умственной отсталостью является одной из важнейших задач вспомогательной школы, потому что она осуществляется в отрыве от реальных потребностей общества в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии.

Эффективно влиять на профессиональное самоопределение учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях трудового обучения, которое предусматривает развитие индивида как субъекта своей будущей профессиональной деятельности, можно только при условии надлежащей организации профориентационной работы в специальном образовательном учреждении, целью которой является:

- расширение профессионального мировоззрения учащихся;

- формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов;

- развитие выраженных специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности;

формирование профессиональных намерений и профессионально важных личностных качеств;

- коррекция уровня профессиональных притязаний с учетом индивидуальных особенностей и состояния психофизического развития каждого школьника [3].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что проблемы профессиональной социализации детей с нарушениями интеллектуального развития достаточно глубоко изучены и отражены в научных трудах отечественных и зарубежных авторов. Однако ряд аспектов в этой плоскости остается малоизученной, а поэтому актуальной в современной коррекционной педагогике и специальной психологии.

Список литературы

1. Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи (с ограниченными возможностями здоровья): учебно-методическое пособие /О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 153с.

2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1990.

3. Моя профессия − мое будущее: сб. статей / отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 60 с.

4. Профессионально-трудовая и социально-бытовая реабилитация молодежи старше 18 лет с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и поиск путей их решения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., /Составитель О.А. Алёнкина [и др.]. М.: «Глобус», 2009. – 144 с.

5. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 120 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: