Сложносочиненное предложение.




Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об:

а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растётмеж ними], ни [траванезеленеет] (И. Тургенев) - Ни [ ], ни [ ]; И [метался ветербыстрый по бурьянам], и [снопамимчались искрыпо туманам]... (А. Блок) - И [ ], и []; [Толькоивол ги кричат], да [кукушкинаперебойотсчитываюткому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - [ ], да [ ];

б) [Упали две-трикрупныекаплидождя], и [вдругблеснула молния]. (И. Гончаров) - [ ], и [ ]; [Дверьчерез улицу в ярко освещенном магазинехлопнула], и [из неепоказал ся гражданин]. (М. Булгаков) - [ ], и [ ].

в) [Жизнь даётсяодин раз], и [хочется прожитьее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - [ ], и [ ]; [Скажиты ей два слова], и [она спасена] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - [ ], и [ ]; [Становилось жарко], и [япоспешилдомой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - [ ], и [ ]; [Свободных местне было], и [импри­шлось стоять] (В. Распутин) - [ ], и [ ].

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёсдомовый], иль [ ветерок заше леститв листах темнеющейпролетит] (Н. Языков)[ ], иль [ ], иль [ ]; То [солнцетусклоеблестит], то [тучачёрнаявисит ]. (Н. Некрасов)

То [ ], то [ ]; Не то [светало], не то [темнело] (Ю. Герман) - Не то [ ], не то [ ] (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чинылюдьмидаются], а[люди могут обмануться] (А. Грибоедов) - [ ], а [ ]; [Убеждения внушаютсятеорией], [поведениежеформируетсяпримером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - [ ], [же ]; [Они, конечно,не знаютменя], да \я-то ихзнаю] (Ф. Достоевский) - [ ], да [ ]; [Федяникогдане плакал], зато [ нахо дилона него временами дикоеупрямство] (И. Тургенев) - [ ], зато [ ]; [Она не двигалась], только [чуть-чуть шеве лились брови] (В. Распутин) - [ ], только [ ]; [Былуже весенний месяцмарт], однако [по ночамдеревья трещалиот холода, как в декабре] (А. Чехов) - [ ], однако [ ]. (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [Cmне то чтожесток, но [он слишкомдеятельного характера] (Л. Толстой) - не то что [ ], но [ ]; Не только [Сонябез краскине могла выдержатьэтого взгляда], но и [стараяграфиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только [ ], но и [ ].

5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себяперед неюребёнком], да и [она считалаего за ребёнка] (Ф. Достоевский) - [ ], да и [ ]; [Бедной Наденьке больше уже негдеслышатьтех слов], да и [некомупроизноситьих] (А, Чехов) - [ ], да и [ ]; [Лицоеёбыло бледно], [слегка раскрытыегубытоже по бледнели] (И. Тургенев) - [ ]., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вотжилосьв родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось, правду сказать, неважно] (В. Короленко) - [ ], то есть [ ]; [Мужская комнатнаяприслуга была доведенау насдо минимума], а именно: [для всего домаполагалось достаточным не больше двух лакеев] (М. Салтыков-Щедрин) - [ ], а именно [ ].

 

Упражнение 1.

Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее и сказуемое), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и.

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком — следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

 

Упражнение 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: