Активно-пассивные счета имеют признаки как активных, так и пассивных счетов и служат для отражения расчетных операций, где одновременно могут возникать дебиторская и кредиторская задолженности. Записи на активно-пассивных счетах начинают с указания начальных остатков (сальдо) хозяйственных средств по дебету и источников хозяйственных средств по кредиту. Затем на счетах отражают суммы операций, вызывающие изменения начальных остатков (сальдо). Записи по дебету могутиметь разное значение: увеличение средств, уменьшение источника. Разное значение имеет и запись покредиту счета: увеличение источника, уменьшение средств.Если по активно-пассивному счету нет начального сальдо, то конечное сальдо определяется сравнением месячных оборотов и отражается на той стороне счета, где оборот больше. Сальдо на таких счетахназывается развернутым, т.е. дебетовое сальдо отражается в активе баланса, кредитовое в пассиве баланса. Обычным порядком его определить невозможно, для этого необходимы данные аналитическогоучета. К активно-пассивному счету относится счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Вданном активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской задолженности. Разное значение имеет и запись по кредиту счета: либо увеличение кредиторской, либо уменьшение дебиторской задолженности.
Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете, чтобы не открывать разных счетовдля организаций, которые в разное время могут быть и дебиторами и кредиторами.
22. Сущность синтетического и аналитического учета. Их взаимосвязь. Понятие субсчетов. Бухгалтерские счета по степени детализации учета подразделяются на:1)синтетические;2) аналитические;3) субсчета. Синтетические счета: на них учет ведется по видам средств или их источникам только в стоимостном выражении. Эти счета являются счетами I порядка (сч.10,50,70,60 и т.д.). Синтетический учет дает обобщенное отражение хозяйственной деятельности организации в системе синтетических счетов и в бухгалтерском балансе.2) аналитические счета более детализированные. Учет на них осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении. Эти счета являются счетами III порядка. Между ними – субсчета, которые являются промежуточными счетами. 3) Субсчета являются счетами II порядка, они открываются в пределах соответствующего синтетического счета. Учет на них ведется в стоимостном выражении. Например, к счету 10 «Материалы» открываются субсчета: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 10-3«Топливо и др. Аналитические и синтетические счета бухгалтерского учета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же виды имущества и источники их формирования, что и на синтетических, но более дробными экономическими группировками. Поэтому общие итоговые данные аналитических счетов должны быть равны итоговым данным соответствующего синтетического счета.
|
Содержание и структура оборотных ведомостей по синтетическим счетам. Шахматная оборотная ведомость.
Оборотные ведомости – это способ обобщения информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Она составляется в конце месяца на основании данных счетов: об остатках на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту. В оборотную ведомость записываются все используемые в организации счета в порядке отражения их в рабочем плане счетов. На каждый счет используется одна строка в ведомости. Оборотная ведомость имеет три пары равенств колонок: первая пара – остатки на начало месяца по дебету и кредиту; вторая пара – обороты за месяц по дебету и кредиту; третья пара – остатки на конец месяца по дебету и кредиту. Обязательно должно соблюдаться равенство этих колонок. Равенство колонок имеет большое контрольное значение, так как отсутствие равенства свидетельствует о наличии ошибок, которые необходимо исправить. Итоговая сумма оборотов должна совпадать с итогом журнала регистрации хозяйственных операций. Если этого соблюдения нет, значит, какая-либо операция пропущена либо разнесена дважды. Следует найти и исправить ошибку. Существует два вида оборотных ведомостей: по синтетическим счетам и по аналитическим счетам. В оборотную ведомость по синтетическим счетам включены сведения об остатках на счетах на конец отчетного периода. Это позволяет применять оборотную ведомость по синтетическим счетам для составления нового баланса организации, так как основная часть статей баланса соответствует наименованиям синтетических счетов.
|
Оборотная ведомость по синтетическим счетам также может иметь шахматную форму в зависимости от принятой организацией формы бухгалтерского учета. Она содержит итоговые суммы однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций. Представляет собой таблицу, горизонтальные строки которой отведены для записей по дебетуемым счетам, а вертикальные колонки — для записей по кредитуемым счетам. В местах пересечения колонок и строк приводятся итоговые суммы (обороты) всех операций по указанным корреспондирующим счетам. Однократной записью осуществляется двойное отражение операций.
|
24. Структура и содержание оборотных ведомостей по аналитическим счетам.
Оборотные ведомости – это способ обобщения информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Она составляется в конце месяца на основании данных счетов: об остатках на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту. Оборотные ведомости по аналитическим счетам: ее итоги сверяют с итогом соответствующего синтетического счета.
Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляют по различным формам. Если аналитический учет ведется только в денежном выражении, то оборотная ведомость по аналитическим счетам составляется по форме оборотной ведомости по синтетическим счетам. Равенства итогов колонок оборотной ведомости по аналитическим счетам не должно быть, но итоги должны быть равны итогам синтетического счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если аналитический учет ведется не только в денежном, но и в натуральном выражении, то в форме оборотной ведомости по аналитическим счетам предусматриваются колонки не только для стоимостных, но и для натуральных измерителей с указанием единицы измерения.
25. Понятие и назначение учетных регистров. Классификация учетных регистров. Учетные регистры – документы для регистрации и группировки данных бухгалтерского учета о наличии средств и операциях с ними. По внешнему виду учетные регистры делятся на бухгалтерские книги, карточки и свободные листы. По характеру записей учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные:1)хронологические регистры используют для записей хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию без определенной группировки по счетам(регистрационный журнал, книга учета хозяйственных операций);2) систематические регистры – регистры, в которых документы регистрируются в определенной системе. они используются для отражения однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций (инвентаризационная опись ценностей) и подразделяются на систематические регистры синтетического учета и систематические регистры аналитического учета;3) комбинированные регистры сочетают хронологические и систематические записи(журнал-ордер).По объему содержания операций учетные регистры делятся на синтетические и аналитические:1) в синтетических регистрах записи ведутся только в денежном выражении с указанием, кроме бухгалтерской проводки, также даты, номера документа, но без пояснительного текста(Главная книга и журналы-ордера);2) аналитические регистры используют для записей по аналитическим счетам(карточки, книги, ведомости).По строению регистры подразделяются на односторонние, двусторонние, многографные, линейные и шахматные. Односторонние регистры – это регистры с объединением отдельных граф дебетовых и кредитовых записей (карточки для учета расчетов, материальных ценностей и других операций).Двусторонние регистры – регистры, в которых счет открывается на двух развернутых страницах книги (на левой странице – дебет, на правой – кредит).Многографные регистры используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета. Линейные регистры:каждый аналитический счет отражается только на одной строке, что дает возможность разделить синтетический счет на неограниченное количество аналитических счетов. Шахматные регистры используются для одновременного отражения суммы по дебету одного счета и кредиту другого.
26. Способы исправления ошибок в учетных записях. В зависимости от существа ошибки, места и времени ее выявления есть 3 способа исправления ошибки:1) корректурный,2) дополнительной проводки,3) «красное сторно». Корректурный: способ, который предполагает зачеркивание тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и надписывание правильных сумм и текста. Одновременно делается оговорка о сделанном исправлении и ее заверение подписью ответственного лица. Способ дополнительной проводки: способ исправления ошибок, который применяется в случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами составляется дополнительная бухгалтерская проводка. «Красное сторно»: неверная запись по хозяйственной операции повторяется, но сумма указывается красными чернилами или берется в рамку. Сумму, записанную красными чернилами или взятую в рамку, вычитают из общего итога. При наличии ошибки в корреспонденции счетов вслед за «красной» неверной проводкой составляется правильная бухгалтерская проводка обычными чернилами.
27. Бухгалтерский баланс, его сущность и строение. Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества организации поего со-
ставу, размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. Структура баланса: 1) актив; 2) собственный капитал и обязательства (пассив). В активе ныне действующего баланса, в соответствии с постановлением Министерства финансов РБ 31.10.2011 №111, выделяют 2 основных раздела:
I) долгосрочные активы (сч.01,04, 09 «отложенные налоговые активы» и др).);II)краткосрочные активы (сч.10,43,50,51 и др.). В части «собственный капитал и обязательства» (пассив) все статьи объединены в 3 раздела:III)собственный капитал (сч.80,81,82 и др.);IV)долгосрочные обязательства (сч.65 «отложенные налоговые обязательства»,67;V)краткосрочные обязательства (сч.66,62,70 и др.). а и баланса – дать фактическую информацию для анализа и оценки финансового состояния организации.
28. Виды бухгалтерских балансов. Виды
бухгалтерских балансов – вступительный, текущий, разделительный объединительный, сводный(консолидированный), ликвидационный и др. Вступительный баланс отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные – ежемесячно итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных(проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества и т.д.).Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные – на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию. Сводные балансы, которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства. Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационных балансах имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации. В справке к балансу отражаются ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании и учитываемые на за балансовых счетах. По формам собственности существуют балансы организаций:− государственных;− муниципальных;− частных;− совместных;− кооперативных;− общественных. По характеру деятельности балансы бывают: по основной деятельности, т.е. уставной деятельности организации (для промышленных организаций – это промышленность; для торговых – это торговля); и балансы не по основной деятельности – все прочие виды деятельности организации.
29. Типы хозяйственных операций по их влиянию на статьи баланса. В зависимости от характера изменений статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре типа.Первый тип характеризуется изменением статей актива при неизменной валюте баланса (плюс актив и минус актив на одинаковую сумму). К таким операциям относятся все факты использования материальных запасов в процессе производства; выпуска готовой продукции; ее отгрузки; погашения дебиторской задолженности; получения денежных средств с расчетного счета в кассу организации для выдачи заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, командировочных и хозяйственных расходов и т.п.
Второй тип характеризуется изменением статей пассива при неизменной валюте баланса (плюспассив и минус пассив на равную сумму). Ко второму типу относятся операции по удержанию налога надоходы с физических лиц; зачисление средств прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, врезервный капитал и т.п.Третий тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения при равенстве валюты баланса (плюс актив и плюс пассив на одинаковую сумму). К таким операциям относятся начисление заработной платы и премий, отчислений на социальное страхование и обеспечение; платежей поналогам и сборам; расчеты с поставщиками и подрядчиками; начисление амортизации по основнымсредствам, нематериальным активам и т.п.Четвертый тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса (минус актив и минус пассив на равную сумму). К этому типу операций относятсяоплата всех видов кредиторской задолженности (работникам организации, государственным органам
социального страхования и обеспечения, бюджету, поставщикам, акционерам, арендодателям).
30. Характеристика средств предприятия. Средства предприятия делятся на:1)долгосрочные активы;2)краткосрочные активы. К долгосрочным активам относятся:–сч.01 «основные средства»(здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения и другие виды. Сроком службы более 12 месяцев);– сч.04 «нематериальные активы» (не имеют физической материальной формы, но приносят доход в течении определенного срока: стоимость купленных прав в виде лицензий, патентов на изобретение, прав пользования природными ресурсами и др. Нематериальные активы служат более 12 месяцев.)– сч. 03 «Доходные вложения в материальные активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемое организацией во временное пользование в качестве инвестиционной недвижимости или по договорам финансовой аренды;–сч.06 «Долгосрочные финансовые вложения» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений в ценные бумаги других организаций, облигации государственных и местных займов, уставные фонды других организаций и т.п., а также предоставленных другим организациям займов (на срок более 12 месяцев), вкладов участников договора о совместной деятельности в общее имущество простого товарищества;–Счет 08 «Вложения в долгосрочные активы» предназначен для отражения информации о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов, в том числе о затратах по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота;–счет 09 «Отложенные налоговые активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов и др. К краткосрочным активам относятся: сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия для изготовления продукции, топливо, запчасти для ремонта основных средств (сч.10), незавершенное производство(20,21,23,29), готовая продукция(43,41), покупные товары, денежные средства в кассе(50), на расчетных счетах(51,52), в пути(57), расходы будущих периодов(97), краткосрочная дебиторская задолженность(60,62,76), краткосрочные финансовые вложения (сч.58)
31. Характеристика источников формирования средств предприятия. Источниками формирования оборотных средств являются:1)собственный капитал;2) заемный капитал.
Собственные источники:1) Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов (рассчитываемых в денежном выражении) акционеров в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. 2)Резервный капитал - это средства, которые идут на покрытие общих балансовых убытков при отсутствии иных возможностей их возмещения.3) Добавочный капитал показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства: полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций.4) Нераспределенная прибыль - это чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели.5)Прибыль;6)безвозмездная помощь (спонсорские поступления).Заемный капитал:1) кредиты банка и займы, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах,2) коммерческие кредиты других организаций, оформленные в виде займов, векселей, товарного кредита и авансового платежа, 3) отложенное налоговое обязательство - это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах,4)задолженность организации своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате и др.
32. Кругооборот средств предприятия. Кругооборот средств предприятия – обеспечение непрерывности процесса воспроизводства, в ходе которого оборотные фонды и фонды обращения проходят как сферу производства, так и сферу обращения. Это движение можно выразить формулой: Д-Т...П...Т'-Д’ где Д - деньги; Т - средства производства; П - производство; Т - готовая продукция; Д' - сумма денег, полученная после реализации товаров. На первой стадии (Д - Т) оборотный капитал переходит в форму производств, запасов. Ее завершением прерывается товарное обращение. Вторая стадия (Т - П - Т) состоит в создании нового продукта посредством передачи в производство материальных ценностей и др. производств, запасов и в обеспечении соединения средств и предметов труда с рабочей силой. Третья стадия (Т - Д') состоит в реализации продукции и получении выручки. При этом оборотный капитал вновь принимает форму ден. средств. Т.о., оборотные средства совершают непрерывный кругооборот. При правильной его организации ускоряется их оборачиваемость и повышается эффективность их использования в целом. Разница между Д' и Д - это финансовый результат деятельности предприятия.
33. Учет операций по созданию предприятия. Первая операция, первая бухгалтерская проводка, отражает факт согласия учредителей на создание уставного фонда (их дебиторская задолженность): д-т 75 «Расчеты с учредителями» к-т 80 «Уставный фонд». В уставе будет записан список учредителей, сумма их доли вклада в уставный фонд и какими средствами вносится вклад. Взносы учредителей: Д-т (50,51,52,01,04,10 и др.) к-т 75 «Расчеты с учредителями». Расходы по созданию организации относятся на сч.97 «Расходы будущих периодов»: д-т сч.97 к-т сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами». На затраты эти организационные расходы будут списываться постепенно (ежемесячно) с момента начала производственной (торговой) деятельности и получения выручки от реализации продукции (работ,услуг).: д-т (20,26,44) к-т 97. Погашается задолженность перед подотчетными лицами: д-т 71 «Р-ты с подотчетными лицами» к-т (50,51).
34. Учет процесса снабжения. Снабжение – приобретение необходимых средств производства. Первая стадия кругооборота хозяйственных средств предприятия. Поставщик отгружает предприятию-покупателю материальные ценности по ТТН. Отпускная цена поставщика является покупной ценой для покупателя средств. Кроме покупной цены предприятие несет и другие расходы, связанные с доставкой груза: транспортные расходы, по погрузке-выгрузке, страхованию груза и др. Эти расходы называются транспортно-заготовительными расходами (ТЗР). А вместе с покупной ценой они составляют фактическую себестоимость ТМЦ. В балансе материалы учитываются по фактической себестоимости, а в текущем учете – по фактической себестоимости или по учетным ценам. а) Учет материалов по фактической себестоимости в течении месяца:1)д-т 10 к-т 60 (без НДС),2)д-т 18 к-т 60 – НДС,3)д-т 60 к-т 51 – оплата поставщику. б)Учет материалов по учетным ценам:1)акцептован счет поставщика за поступившие материалы на (без НДС):д-т 15 «Заготовление и приобретение материалов» к-т 60;2) Поступили на склад материалы по учетной цене:д-т 10 к-т 15;3)Списывается в конце месяца разность между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам: д-т 16 «Отклонение в стоимости материалов» к-т 15;4)Отпущены в производство материалы п учетной цене: д-т 20 к-т 10;5) списывается доля отклонений фактической себестоимости от учетной цены на отпущенные в производство материалы: д-т 20 к-т 16.
35. Порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов. Кроме покупной цены предприятие несет и другие расходы, связанные с доставкой груза: транспортные расходы, по погрузке-выгрузке, страхованию груза и др. Эти расходы называются транспортно-заготовительными расходами (ТЗР). Они учитываются на сч.16 «Отклонение в стоимости материалов».Списывается в конце месяца разность между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам: д-т 16 «Отклонение в стоимости материалов» к-т 15 «Заготовление и приобретение материалов» Например 20 000 руб. Сумма ТЗР списывается на те счета, на которые списаны материалы в течение месяца: д-т 20 к-т 16. Для этого сумму ТЗР надо разделить на сумму полученных за месяц материалов по учетным ценам и получим процентное соотношение ТЗР к учетной цене материалов, полученных за месяц:1) (20 000 х 100%) / 130 000 (учетная цена) = 15,3846%; 2) 15,3846% х 100 000 (сумма отпущенных материалов в производство) / 100% = 15 384 руб. Следовательно, на сч. 20 следует списать 15 384 руб, т.е. д-т 20 к-т 16 сумма 15 384 руб.
36. Методы списания материально-производственных запасов в производство. 1)по себестоимости каждой единицы(удобен для применения в случаях, когда организация использует в производстве небольшую номенклатуру материалов и можно легко отследить, из какой именно партии списаны материалы, причем цены на них остаются достаточно стабильными в течение длительного периода. В этом случае, учет ведется по каждой партии материалов отдельно, и списываются материалы именно по тем ценам, по которым они приняты к учету);2) по средней себестоимости (по каждому виду материалов средняя себестоимость единицы определяется как частное от деления общей себестоимости этих материалов (сумма стоимости материалов на начало месяца и поступивших в течение месяца) на количество этих материалов (сумма остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца); 3) по способу ФИФО (материалы списываются в производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы из последующих партий не списываются, пока не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения). Метод ЛИФО (ТМЦ, которые были поставлены на учёт последними, с учёта выбывают первыми) отменен.
37. Учет процесса производства. 3 вида производства:1)основное сч.20;2)вспомогательное сч.23;3)обслуживающие производства и хозяйства сч.29. Основное производство создается для производства определенной продукции. Вспомогательные производства производят работы и услуги, потребляемые основным производством: ремонтные, строительные и др. Обслуживающие производства – ЖКХ, дошкольные, лечебно-оздоровительные учреждения и др. Счета 20,23,29 активные, калькуляционные, по дебету которых отражаются фактические затраты, а по кредиту списывается фактическая себестоимость произведенной готовой продукции, выполненных работ. По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно включаются в себестоимость конкретного вида продукции (расход сырья, материалов, комплектующих изделий, заработная плата производственных рабочих и др.)), а косвенные расходы связаны с изготовлением нескольких видов продукции (заработная плата управленческого персонала цеха, амортизация основных средств и др.). Косвенные расходы на протяжении месяца учитываются по дебету сч. 25 «Общепроизводственные расходы», сч.26 «Общехозяйственные расходы». Прямые расходы на сч. 20 учитываются по каждому отдельному виду продукции. Косвенные расходы в конце каждого месяца распределяются по видам продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих или пропорционально расходу материалов. Фактическая себестоимость готовой продукции определяется по формуле: Остаток незавершенного производства на начало месяца + Затраты за отчетный месяц – Остаток незавершенного производства на конец месяца – Возвратные отходы – Брак продукции отчетного месяца. Фактическая себестоимость изготовленной продукции списывается в конце месяца: д-т 43 «Готовая продукция» к-т 20 «Основное производство».
38. Учет процесса реализации. 2 варианта отражения момента реализации:1) момент отгрузки и предъявления расчетных документов;2) момент оплаты расчетных документов.
При отгрузке продукции (работ, услуг) в учете делают следующие записи:
дебет | кредит | |
Отражена задолженность покупателей за реализованный товар | ||
Списана покупная стоимость реализованных товаров | ||
Списываются коммерческие расходы по реализации | ||
Начислены налоги в соответствии с действующим законодательством | ||
Зачислена выручка на расчетный счет | ||
Отражен результат от реализации |
По оплате продукции (работ, услуг) в учете делают следующие записи:
дебет | кредит | |
На фактическую себестоимость товаров отгруженных | ||
Получена выручка от реализации товаров | ||
Списана покупная стоимость реализованных товаров | ||
Начислены налоги в соответствии с действующим законодательством | ||
Списываются коммерческие расходы по реализации | ||
Отражен результат от реализации |
39. Основные формы бухгалтерского учета в отечественной учетной практике. Форма бухгалтерского учета – определенная организация формирования информационной системы, обеспечивающая в строго установленной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета для целей текущего контроля за фактами хозяйственной жизни (экономических событий) и составления отчетности. В современном бух.учете применяются след. формы: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная (диалоговая) и упрощенная.
Мемориально-ордерная форма, бух. учета: мемориальные ордера, составляемые на основании первичных документов, оформляемые бух. проводки регистрируются в специальном журнале (хронологический учет); на их основе ведется Главная книга (систематическая запись).В конце месяца составляют оборотную ведомость по счетам синтетич. учета и оборотные ведомости по счетам аналитического учета и производят их взаимную сверку. Итоги оборотов по дебету и кредиту всех синтетич. счетов, а также итог регистрационного журнала должны быть равны между собой.
Журнально-ордерная форма бух. учета: данные первичных документов систематически накапливаются в журналах-ордерах и вспомогательных ведомостях. Журналы-ордера, составленные по кредитовому принципу, открываются на отчетный период на отдельный синтетический счет или на группу их. Записи в журналы-ордера производят на основании первичных документов в хронологическом порядке либо со вспомогательных ведомостей. После подведения итогов по журналу-ордеру его кредитовый оборот переносится в Главную книгу по соответствующему счету, куда также записываются обороты по дебету его, но из других журналов-ордеров.
Автоматизированная форм бух.о учета: с помощью специальных программ данные первичных документов группируются и обобщаются непосредственно на компьютере, в результате чего пользователь получает информацию, эквивалентную по содержанию регистрам синтетического и аналитического учета.
Упрощенная форма бух. учета: применяется Книга учета хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учета.
40. Журнально-ордерная форма учета. При использовании журнально-ордерной формыданные первичных документов систематически накапливаются в журналах-ордерах и вспомогательныхведомостях.Журналы-ордера, составленные по кредитовому принципу, открываются на отчетный период на отдельный синтетический счет или на группу их. Записи в журналы-ордера производят на основании первичных документов в хронологическом порядке либо со вспомогательных ведомостей. После подведения итогов по журналу-ордеру его кредитовый оборот переносится в Главную книгу по соответствующему счету, куда также записываются обороты по дебету его, но из других журналов-ордеров.Основные особенности журнально-ордерной формы учета:1) использование для учета финансово-хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых производится только по кредитовому признаку;2) совмещение и объединение в журналах-ордерах хронологической записи, синтетического и аналитического учета; 3) облегчение и ускорение составления отчетности;4) улучшение организации и разделение труда учетных работников;5) уменьшение объема учетной работы, что достигается широким применением накопительных ведомостей, устранением дублирующих записей, совмещением в одном регистре хронологической записи,синтетического и аналитического учета, упразднением мемориальных ордеров, а также оборотных ведомостей, которые применяются как исключение;6) группировка документов по отношению к журналам-ордерам и накопительным ведомостям;7) ускорение учетной регистрации и ликвидации отставания аналитического учета от синтетического.
41. Мемориально- ордерная форма учета. Мемориально-ордерная форма: учетный процесс осуществляется следующим образом:мемориальные ордера, составляемые на основании первичных документов, оформляемые бухгалтерскиепроводки регистрируются в специальном журнале (хронологический учет); на их основе ведется Главная книга (систематическая запись). Документы, приложенные к мемориальным ордерам, служат основанием для записей в регистрах аналитического учета.В конце месяца составляют оборотную ведомость по счетам синтетического учета и оборотные ведомости по счетам аналитического учета и производят их взаимную сверку. При этом сопоставляютитоги оборотных ведомостей по аналитическим счетам с данными соответствующих синтетическихсчетов. Итоги оборотов по дебету и кредиту всех синтетических счетов, а также итог регистрационногожурнала должны быть равны между собой.Регистрационный журнал – учетный регистр, применяемый при мемориально-ордерной формеучета для регистрации мемориальных ордеров. Он является регистром хронологической записи. В немзаписывается дата, номер и сумма каждого мемориального ордера. В конце месяца подводится итог зарегистрированных сумм по всем мемориальным ордерам. Итог по журналу должен равняться суммевсех дебетовых оборотов и сумме кредитовых оборотов за месяц по всем счетам синтетического учета.Проводки из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги (синтетический регистр систематического учета). Записи проводятся по шахматному принципу с указанием корреспонденции счетов.На основании итогов Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам
или шахматная оборотная ведомость. Для контроля итоги ее оборотов по дебету и кредиту сверяются
с итогами журнала регистрации мемориальных ордеров.