Интеграция детей с нарушениями интеллекта в образовательные учреждения общего назначения.




Существует несколько моделей интеграции:

♦ полная — ребенок с отклонениями в развитии постоянно воспитывается среди здоровых сверстников. Такая форма интеграции подходит только для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению;

♦ комбинированная — если психофизическое развитие детей с отклонениями в развитии соответствует или близко к возрастной группе, они воспитываются в общих группах с обычными детьми (по 1-2 человека), при этом постоянно получая помощь дефектолога;

♦ частичная интеграция — дети с проблемами в развитии еще не способны овладевать образовательным стандартом на равных со здоровыми сверстниками, и они занимаются в массовых группах лишь часть дня;

♦ временная интеграция — все воспитанники специальной группы объединяются со здоровыми детьми для проведения праздников, соревнований и прочих массовых мероприятий. Это объединение происходит не реже 1-2 раз в месяц.

Для детей-олигофренов наиболее целесообразны частичная и, особенно, временная формы интеграции. Такое воспитание способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и более раннему социальному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью.

Все направления специального образования и воспитания обладают рядом особенностей:

♦ дифференциация содержания обучения — в программах целесообразно ввести несколько уровней содержания материала, различных по объему и глубине раскрытия разделов. Различные уровни трудностей содержания программ должны учитываться при осуществлении дифференцированного подхода. Дифференциация содержания обучения в отечественной олигофренопедагогике предполагает индивидуализацию методов и приемов обучения;

♦ научность содержания обучения является важным принципом: даже для достижения большей доступности учебного материала нельзя упростить его до степени искажения понятий, закономерностей, причинно-следственных связей. Принцип доступности требует вскрытия сущности описываемых явлений в доступной форме, создания у учащихся верных представлений об окружающем мире;

♦ жизненная и практическая направленность обучения необходима для учащихся вспомогательных школ. Учебный материал значим не только с познавательной, но и с практической точки зрения. Практическая направленность обучения — это формирование системы учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе получаемых знаний. Содержание обучения в коррекционной школе носит прикладной характер;

♦ межпредметные связи осуществляются в содержательном процессе образования, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудовым воспитанием, математикой и трудом, естествознанием, географией и трудом. Такая особенность важна для детей с умственной недостаточностью, которым трудно установить межпредметные связи;

♦ пропедевтический этап обучения — особая система уроков, направленная на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Среди задач пропедевтического этапа обучения можно выделить следующие: сенсомоторное развитие учащихся, формирование круга элементарных представлений у детей с умственной отсталостью, формирование мыслительных качеств.

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае уважать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.
Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понято, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.
Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофренопедагога, а родителям и учителю — его консультации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: