Технологический расчет универсальной городской СТО




 

Расчет годового объема работ городской СТО

Число автомобилей, потенциально обслуживаемых в автосервисе:

 

,

 

где Н – численность населения в городском районе, чел.;

n – число автомобилей на 1000 жителей.

 

Число заездов на СТО рассчитывается:

,

где К = 0,70 – 0,95 – коэффициент, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО;

k р − коэффициент, характеризующий число комплексно обслуживаемых автомобилей в год (табл. 1.);

k кл коэффициент, учитывающий класс автомобиля (особо малый класс – 1,15; малый класс – 1,00; средний класс – 0,85);

k к коэффициент, характеризующий климатический район (умеренно холодный – 0,91; холодный – 0,83).

Таблица 1

Значение коэффициента k р

Общее число рабочих постов        
Число комплексно обслуживаемых автомобилей в год 0,81 1,00 1,09 1,2

 

 

Годовой объем работ по ТО и ТР, при имеющимся числе заездов, определяется:

 

, чел×ч.

где t ТО-ТР − удельная трудоемкость работ по ТО и ТР, чел×ч/1000 км;

L Г − среднегодовой пробег автомобилей, км.

 

В соответствии с ОНТП-01-91, удельная нормативная трудоемкость ТО и ТР, выполняемых на городских СТО установлена в зависимо­сти от класса автомобиля (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО

(по ОНТП-01-91)

Тип СТО и подвижного состава Удельная трудоёмкость ТО и ТР, чел×ч/1000км, t ТО-ТР Разовая трудоемкость на один заезд, чел×ч
ТО и ТР Мойка и уборка, t УМР Приёмка и выдача, t ПВ Предпродаж-ная подготовка, t ПП Противокоррозионная обработка, t ПК
Городские СТО легковые автомобили: особо малого класса малого класса среднего класса   2,0 2,3 2,7   – – –   0,15 0,2 0,25   0,15 0,2 0,25   3,5 3,5 3,5   3,0 3,0 3,0
Дорожные СТО легковые автомобили всех классов   –       2,0       0,2       0,2       –       –    
СТО грузовых автомобилей и авто-бусов (независимо от класса и грузоподъёмности)   –   2,8   0,25   0,3   –   –

 

 

Расчет численности производственных рабочих

К производственным рабочим от­носятся рабочие зон и участков, непосредственно выпол­няющие работы по ТО, ТР и диагностике автомобилей и их агрегатов. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное число рабочих.

Технологически необходимое число рабочих:

 

,

где Т СТО – годовой объем работ на СТО, чел×ч;

Фт – годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч (ФТ = 2017 ч).

 

 

Штатное число рабочих определяется:

,

где ФШ – годовой (эффективный) фонд времени штат­ного рабочего, ч (ФШ=1704 ч).

 

 

Годовой объем работ зон и участков городской СТО

 

Годовой объем работ зон и участков на городской СТО определяется с учетом их доли (к ( i )) в общем объеме работ и числе постов (табл. 3).

Т Д = к ( i )Т ТО-ТР, чел×ч.

 

где к ( i ) – процентное соотношение работ в общем объеме работ ТО и ТР, %.

 

Таблица 3

Примерное распределение трудоемкости ТО и ТР автомобилей по видам работ на городских СТО

 

Виды работ Процентное соотношение при количестве рабочих постов
до 5 6 - 10
Техническое обслуживание в полном объеме    
Ремонт узлов, систем и агрегатов    
Диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов)    
Регулировка углов управления колес    
Шиномонтажные работы    
Кузовные и окрасочные работы -  
Итого:    

 

Расчет числа постов

 

На городской универсальной СТО каждый вид работ, представленный в табл. 3, выполняется в определенной зоне. Количество постов в каждой зоне определяется:

 

,

 

где Тi – годовой объем постовых работ i -го вида, определенный в соответствии с табл. 3, чел×ч;

j – коэффициент неравномерности загрузки постов (1,05-1,15);

Др.г. – число дней работы в году СТО;

Т СМ – продолжительность смены, ч;

с – число смен;

h – коэффициент использования рабочего вре­мени поста (0,6-0,8);

Р СР ˗ среднее число рабочих, одновременно работа­ющих на посту (1-2 чел.).

 

 

Площадь производственной зоны определяется для каждого вида работ. При малом расчетном числе постов (0,5 и менее) их можно объединять друг с другом. Площадь зоны для выполнения i- го вида работ определяется:

 

,

где f а – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;

Хi – число для выполнения i -го вида работ;

К П – коэффициент плотности расстановки постов.

 

Коэффициент плотности расстановки постов зависит от габаритов автомобиля и расположения постов (К П = 6-7 – при одностороннем расположении постов; К П = 4-5 – при двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания). Меньшие значения принимаются при числе постов не более 10.

 

 

Площадь участка СТО (F СТО) состоит из площади производственного корпуса, а также стоянки клиентуры и пер­сонала (F СТ(К)).

Плотность застройки предприятия определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия. При расчетах необходимо учитывать, что минимальная плотность застройки составляет 40%.

 

.

 

Площадь производственного корпуса (F ПК) определяется как сумма площадей зон по выполнению: технического обслуживания в полном объеме, ремонта узлов, систем и агрегатов, диагностических работ, регулировки углов управления колес, шиномонтажных работ, кузовных и окрасочных работ.

 

Площадь открытой стоянки для автомобилей клиентов и пер­сонала станции, м2:

,

где X К – число автомобиле-мест для автомобилей клиентуры и пер­сонала станции.


Технологическая планировка СТО

 

Разработка общего планировочного решения является наиболее сложным и ответственным этапом проектирования. Оптимально разработанная планировка, при прочих равных условиях, способствует существенному повышению производительности труда.

В основе планировочного решения СТО лежат схема производственного процесса, состав помещений, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам.

На СТО с количеством постов до 10 допускается выполнять в одном помещении с постами ТО и ТР работы: по ремонту двигателей, агрегатные, слесарно-механические, электротехнические и радиоремонтные, по ремонту и изготовлению технологического оборудования, приспособлений и оснастке, для ремонта кузовов с применением сварки при условии, что указанные посты будут ограждены несгораемыми экранами высотой 2,5 м (от пола) и обеспечены централи­зованным газоснабжением.

Во время проработки компоновочных решений производственного корпуса необходимо соблюдать нормируемые расстояния при расстановке постов, оборудования (см. учебное пособие Р.А. Абаимова, П.А. Малащука «Проектирование предприятий автомобильного транспорта»).

Практикой эксплуатации СТО выработаны определенные планировочные решения исходя из специфики дан­ных предприятий. Это относится к по­мещениям, связанным с обслуживанием клиентов. Диспетчерская обычно располагается рядом с участком приема и выдачи автомобилей. Рядом с диспетчерской и участком приема и выдачи автомобилей располагается участок диагностирования автомобилей. Здесь же находятся контора и касса, где оформляется наряд-заказ и производится расчет с клиентом (клиентская), магазин, буфет и др.

К основным требованиям, которые следует учитывать при разработке планировочных решений станций техни­ческого обслуживания, относятся:

1) расположение основных зон и производственных участков предприятия в соответствии со схемой технологи­ческого процесса, желательно в одном здании, без деле­ния предприятия на мелкие помещения;

2) стадийное развитие СТО, предусматривающее ее расширение без значительных перестроек и нарушения фун­кционирования;

3) обеспечение удобства для клиентов путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются.

 

При разработке генерального плана СТО следует руководствоваться соответствующи­ми строительными нормами и правилами, а так­же ОНТП-01-91. На СТО помимо основного здания станции и очистных сооружений обычно предусматриваются открытая стоянка для автомобилей, ожидающих обслужи­вания, и стоянка готовых автомобилей, которую желатель­но устраивать закрытой или под навесом.

Транспортные потоки не долж­ны пересекать основные потоки заезда и выезда автомобилей на станцию технического обслуживания.

Генеральный план определяется объемно-планировочными решениями зданий (габаритные размеры, конфигурация, этажность и т.п.), поэтому их проработка должна проводиться одновременно.

 

Учитывая вышеописанные требования чертятся два чертежа на листах А4: производственный корпус СТО и генеральный план. Работа может выполняться как с помощью систем автоматизированного проектирования (AutoCAD, Компас), так и вручную.

При оформлении можно ориентироваться на примеры, представленные на рисунках (рис. 1 и 2).

 


 

Рис. 1. Производственный корпус СТО (пример)


Рис. 2. Генеральный план СТО (пример)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: