Воспитание вежливости у детей.
“Ничто не обходится нам так дешево
и не ценится так дорого, как вежливость”
Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, приветливости, внимательности, заботливости к людям. Вежливость украшает все действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера. Культурное поведение и вежливость возбуждают у окружающих людей радость и чувство благодарности.
Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми.
С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:
1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, родителей, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.
2. Извиняться за причиненную неприятность: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста».
3. При обращении с просьбой говорить: «Пожалуйста», «Будьте добры» и т.д.
4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами: «Спасибо», «Благодарю вас».
5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.
6. Обращаться ко всем взрослым на «Вы», называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.
7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; входя в помещение с улицы, вытирать ноги о коврик и т.д.; помогать взрослым, заботиться о младших братьях, сестрах.
8. Делать все старательно, всегда все убирать за собой (одежду, игрушки, книги и др.).
9. Не вмешиваться в разговор взрослых.
10. При обращении к взрослым говорить: «Разрешите спросить», «Скажите, пожалуйста» и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не дичиться, но и не быть назойливыми, не прерывать взрослых, когда они разговаривают, выслушивать их до конца.
11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.
12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.
13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, не обращать на себя внимание окружающих, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.
14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.
15. Благодарить за еду, не выбирать себе лучшие куски, брать подряд, что лежит ближе. При выходе ставить стул на место.
16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: предложить стул, уступить место, пропустить взрослого вперед, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь; поддержать, понести вещи.
Как надо воспитывать у детей вежливость.
Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей! Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, при встрече с родными, знакомыми, с воспитателями, с детьми.
-На ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи.
-Не забывает говорить спасибо за все, что ему кто-то делает. А разве не приятно, когда твой ребенок подает старшим стул или поднимает то, что кто-то уронил, и говорит: «Садитесь пожалуйста» или «Возьмите, пожалуйста».
Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребенком.
Дорогие родители, помните:
1. Прежде всего самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.
2. Хороший пример проявления вежливости самими родителями - один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей.
3. Если вы приучите своего маленького ребенка к правильному поведению, он войдет в жизнь подготовленным, способным самостоятельно принимать правильное решение и не раз вспомнит вас добрым словом.
4. Установите за ребенком контроль, не одёргивайте его без надобности, особенно в присутствии посторонних.
5. Отсутствие требовательности к детям и контроля за их поведением приводит к распущенности.
6. Используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости, праздники в детском саду и др.
7. У маленьких детей навыки проявления уважения к людям можно воспитывать очень рано. Они формируются легко. Дети младшего возраста еще не стесняются учиться самым простым правилам: умению здороваться, извиняться, говорить “пожалуйста”,”спокойной ночи”.
8. Малышей можно научить правилам вежливости без особого труда: они воспринимают эти упражнения как игру - предложить стул или уступить место взрослому, пропустить его в дверях, поднять уроненную вещь, попросить разрешения войти в комнату. В то же время ко всем этим правилам поведения они относятся серьезно и старательно выполняют указания старших.
9. Требуя от ребенка определенных действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребенок привыкнет все делать без побуждения своих нравственных чувств.
10. Ребенку следует объяснить, почему надо поступать так, а не иначе, например прежде чем войти, постучаться. И только когда у ребенка наряду с внешними проявлениями вежливости будет расти и сознание справедливости этих требований, тогда можно надеяться, что из ребенка получится подлинно вежливый, культурный человек.
11. Не надо забывать, что у ребенка еще слабая воля и ему надо помогать выполнять ваши требования. Чем можно помочь ребенку? Прежде всего оценкой его поступков. Похвала и осуждение-сильные воспитательные средства. Хвалить надо осторожно, иначе у ребенка может развиться самомнение.
12. Детское сердце очень чутко, ранимо.И важно, чтобы в раннем возрасте в сердце ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид, от разочарования в людях, которым ребенок верит.
13. Хорошим средством воспитания у ребенка правильного поведения является детская литература. Художественные образы сказок, рассказов воздействуют на маленького ребенка сильнее, чем любые представления. Герои книг вызывают у ребенка определенные чувства: негодования, сочувствия, восхищения. Книга как бы помогает ребенку разобраться в том, что хорошо и что плохо.
14. Не допускайте уговоров и упрашивания. С самого раннего возраста ребенок должен знать слово “нельзя” и подчиняться ему. Спокойно, но твердо изо дня в день повторяйте определенные требования к ребенку, и он привыкнет им подчиняться.
15. Следите за своими поступками и словами. Не срывайте зла на детях. Не злословьте о других в присутствии детей. Приучайте сдерживать себя. «Распускать себя порядочному человеку не подобает» (А.П.Чехов).
Своим собственным проведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.
16. Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.
17. Не проходите мимо ребенка, нарушающего правила поведения, остановите его, сделайте замечание.
Прочитайте эти книги детям:
1. В.Осеева “Волшебное слово”
2. В.Осеева “Синие листья”
3. Н.Носов “Огурцы”
4. В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”
5. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”
6. Н.Артюхова “Трудный вечер”
7. Н.Артюхова “Бабушка и внук”
8. Н.Артюхова “Мяч и песочные пироги”