Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.




Проект

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областная станция юных натуралистов Тверской области»

 

 

Областная образовательная экологическая школа

«Академия леса»

(ООЭШ «Академия леса»)

ПРОГРАММА

Место проведения:

Тверская область, г. Западная Двина, ул. Мира, д.12

Срок проведения: 2-9 июля 2017 г.
Количество участников: 50 человек

Руководитель ООЭШ «Академия леса»

Ларионова Н.В., зам.директора

ГБУДО ОблСЮН Тверской области

 

 

Тверь, 2017 г.

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областная станция юных натуралистов Тверской области» стало победителем конкурсного отбора на получение грантов из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

На конкурс был представлен проект по обновлению содержания и технологий дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий по естественнонаучному направлению «Академия леса» (далее проект «Академия леса»).

В рамках проекта «Академия леса» в Тверской области создано 51 школьное лесничество. В течение 2017 года – Года Экологии и особо охраняемых природных территорий (ООПТ) школьные лесничества стали надежными партнерами районных лесничеств в деле сохранения и приумножения лесов.

Проект «Академия леса» предусматривает проведение областной образовательной экологической школы «Академия леса» для участников школьных лесничеств Тверской области и направлен на повышение устойчивости результатов проекта «Академия леса».

Одним из направлений деятельности школьных лесничеств является участие детей в областной образовательной экологической школе «Академия леса», что значительно повысит интерес обучающихся к учебно-исследовательской деятельности, к природоохранной деятельности, к профессиям лесного хозяйства, будет способствовать позитивной социализации, росту экологического самосознания, любви к малой Родине.

Направленность программы ООЭШ «Академия леса». Настоящая программа разработана ГБУДО ОблСЮН совместно с НП «Птицы и люди» в рамках реализации пилотного проекта «Академия леса». Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук.

Актуальность программы. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 № 1726-р, определяет ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества и рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, формируют социальный заказ на дополнительные общеобразовательные программы, в том числе в летний период.

Программа ориентирована на школьные лесничества, добровольные объединения школьников, существующие на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в разных районах Тверской области. При этом предусматривается использование технических и информационных ресурсов центра «Академия леса», созданного на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областная станция юных натуралистов Тверской области», НП «Птицы и люди» а также ресурсов, привлекаемых в рамках межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства.

Педагогическая целесообразность. Программа ООЭШ «Академия леса» предусматривает такие формы работы, как теоретические и практические занятия по лесоведению, лесоводству, дендрологии, лесной экологии, ботанике, биологии лесных зверей и птиц и т.д.; учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в ходе которых происходит активное социальное взаимодействие.

Формирование содержания программы ООЭШ «Академия леса» осуществляется на основе:

- практико-ориентированного подхода, обеспечивающего обучающемуся глубокое осмысление и понимание теоретических знаний, и освоение определенных навыков и ключевых компетентностей в результате самостоятельной познавательной деятельности (исследовательской, проектной, природоохранной, игровой и др.);

- личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие интереса и мотивации школьника в выбранных им направлениях деятельности;

- натуралистического подхода (или использования природного компонента), который подразумевает проведение основной части работы в условиях естественной природы;

- исследовательского подхода, как главного условия в обеспечении эффективности процесса познания обучающимся природы и освоения им навыков исследовательской деятельности и ключевых компетенций.

Благодаря предложенным формам работы и используемым подходам у обучающихся появляется возможность применить на практике знания, полученные на уроках биологии; на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Академия леса», продолжить изучение основ лесоводства и лесной экологии; получить общее представление о лесном хозяйстве с целью ориентации на дальнейшее освоение профессий лесной отрасли.

Школьники обучаются методам полевых исследований и первичной лабораторной обработки материала, обобщению полученных результатов и их представлению в виде презентации на учебной конференции.

Цель: формирование учебно-исследовательской компетенции обучающихся как основы самостоятельного усвоения знаний в области естественных наук.

Задачи:

· выявление и поддержка в профессиональном самоопределении одаренных детей, интересующихся проблемами естественных наук;

· привлечение научных сотрудников ВУЗов г. Твери к работе с обучающимися и педагогами;

· обучение школьников методам учебно-исследовательской работы в области естественных наук;

· вовлечение педагогов и обучающихся в работу по комплексному изучению природного сообщества – леса;

· совершенствование педагогического мастерства педагогов, руководителей школьных лесничеств;

· рациональное использование времени летних каникул для отдыха обучающихся;

· создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;

· организация совместной деятельности детей и взрослых.

 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Образовательная часть программы ООЭШ «Академия леса» является частью дополнительной общеобразовательной программы «Академия леса», в которой разработаны критерии эффективности реализации программы «Академия леса» с помощью компетентностного подхода.

В результате освоения программы ООЭШ «Академия леса» обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- уметь оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояния; оценивать свои достижения и устранять причины возникших трудностей (ОК-1);

- уметь устанавливать взаимодействие, согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, включаться в различное ролевое поведение (ОК-2);

- уметь создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); структурировать информацию (составлять план, тезисы, конспекты, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы) (ОК-3);

- уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая Интернет-ресурсы; свободно ориентироваться и работать с текстами научного, публицистического и официально-делового характера (ОК-4);

- владеть основными видами публичных выступлений: монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика (ОК-5).

Следующими предметными компетенциями (ПК):

- - владеть основами исследовательской деятельности: уметь выполнять практические и лабораторные работы, несложные эксперименты, выделять причинно-следственные связи; сравнивать, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким признакам; различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому; отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности (ПК-1);

- - иметь представление об основных компонентах лесных экосистем, разнообразии и динамике лесных сообществ (ПК-2);

- - ориентироваться в разнообразии флоры и фауны лесных сообществ; знать особенности систематики, биологии и экологии представителей основных таксонов животных и растений; уметь в полевых условиях определять систематическую принадлежность, названия основных видов лесных растений, вредных и полезных лесных насекомых, фитопатогенных грибов и других хозяйственно значимых организмов (ПК-3);

- - иметь представление о современных методах исследования лесных сообществ; уметь в полевых условиях определять типы лесных экосистем; выполнять измерения деревьев; определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесных насаждений; определять стадии возрастного развития лесных насаждений, этапы сукцессионной динамики; владеть простейшими методами оценки состояния лесных сообществ (ПК-4);

- - иметь представление о принципах устойчивого лесопользования, лесах высокой природоохранной ценности, лесной сертификации (ПК-5);

- - знать влияние лесозаготовительных работ на окружающую среду; быть способным участвовать в обсуждении мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия на лесные экосистемы, повышение их устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, эстетической привлекательности; на сохранение биоразнообразия, средообразующих, водоохранных, защитных и иных полезных функций леса (ПК-6);

- - иметь представление о системе управления лесами в Российской Федерации, специфике и социальной значимости «лесных» профессий (ПК-7).

Компетенции формируются за счет овладения обучающимися части метапредметных универсальных учебных действий (УДД), указанных в качестве возможных при освоении общеобразовательной программы по биологии (по ФГОС). Программа дает возможность сформировать эти УУД в рамках дополнительного образования. Данные планируемые результаты включают в себя способность ученика:

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- овладеть основами исследовательской и проектной деятельности, включая умения выдвигать гипотезу, ставить цель, формулировать задачи, планировать исследование, оформлять результаты, представлять работу на публичную защиту и защищать её в ходе дискуссии;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя её содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- овладеть основами исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать её.

- получить расширенный опыт работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Содержание образовательной части программы «Академия леса»

Модуль Формируемые компетенции Форма[1] Используемые образовательные технологии
  Летняя экологическая школа «Академия леса»      
1.1 Лесопатологический мониторинг ОК-1, ОК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-7 Т, П объяснительно-иллюстративная лекция, практические полевые экскурсии, практические занятия
1.2 Экологические группы растений ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Т, П
1.3 Поведение лесных хищных зверей ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Т, П
1.4 Экология птиц ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Т, П
1.5 Энтомофауна лесной подстилки ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 Т, П
1.6 Система ООПТ Российской Федерации ОК-1, ПК-5, ПК-7 Т, П
  Подготовка учебно-исследовательских проектов по следующим направлениям: лесоведение; защита леса; лесная экология; лесная ботаника; микология; лесная энтомология; биология лесных зверей и птиц ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4 П,С проектно-исследовательская деятельность
  Итоговая научно-практическая конференция ОК-1, ОК-2, ОК-5    
           

 

Лекции

· «Спутниковый мониторинг состояния лесов», Н.Н.Ладонина, к.б.н., ИКИ РАН;

· «Поведение лесных хищных зверей», А.О.Верещагин, ИПЭЭ РАН;

· «Лесопатологический мониторинг и обследование». С.Ф.Голубев, Д.Л.Попов, Центр защиты леса Тверской области.

· «Что такое биологическая эволюция», Я.Р.Галимов, к.б.н., ИБР РАН;

· «Реабилитация медвежат-сирот в заказнике «Чистый Лес», Е.С.Пажетнова, Биостанция «Чистый Лес» ЦЛГБЗ;

· Изучение экосистем болот на Западнодвинском лесоболотном стационаре Института лесоведения РАН, Т.В. Глухова, д.б.н., А.Г. Ковалев, к.б.н., ИЛ РАН;

· Лекция «Археология Западнодвинского района. Время функционирования торгового речного пути «из варяг в греки». С.А.Стефутин, к.и.н., ГИМ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: