Влияние прошлой эпохи Просвещения




Тема 1.6. Немецкая классическая философия и история философии Новейшего времени.

Немецкая классическая философия (17–19 веках) — это уникальное явление мировой философии, разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении: она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности, особое внимание уделила проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии и взглянула на историю как целостный процесс.

Таблица. Основные идеи философов 17-19 веков.

Философ Линии сравнения
1.Целостная концепция диалектики. 2.Человеческая сущность (не только человеческая история). 3.Специальная система философских дисциплин, категорий, идей.
1.Кант. Диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Человек - нравственное существо. Выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию (раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания) и этику.
2.Фихте. Диалектика сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Выделил в философии такие разделы, как онтологический (учение о бытии)., гносеологический, социально-политический.
3.Шеллинг. Переносит на природу принципы диалектического развития, природа при этом выступает - развивающимся духом. Показывает взаимосвязь объективного и субъективного. Натурфилософия, онтология (учение о бытии).
4.Гегель. Представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики, исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т.е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. Широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями людей, из чего возникают различные общественные формы. Определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, и др.
5.Фейербах. Рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположных в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Определяет новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

Неклассическая философия (современная) философия конца 19–20 века, ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию. Представители некласс. философии пытались объяснить мир с позиции Строгова идеализма (теории, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи) и найти в рамках него новые, оригинальные подходы. Неклассическая философия отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критикует идею развития. Основная идея неклассической философии в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеющий целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, аффектам, воле.

Философия Новейшего время (20 век): тип философствования - социально-эко логич еский, философский интерес – язык. Характеризуется интересом к проблемам человека, его уникальности бытия в природе, к развитию общества и ходу исторического процесса, к субъективному человеческому «Я», а также к процессу познания, понимания, объяснения и т.д. Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще. Проблематика обладает разнообразием.

Основные особенности:

1. Плюрализм – свобода философского творчества.

2. Иррационализм - философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

3. Практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества.

4. Широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания.

5. Релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей.

 

Основная проблема этики И. Канта – проблема человеческой свободы. Она (проблема) выводит взаимное равенство всех людей. Другое значение решения И. Кантом этой проблемы состоит в том, что мыслитель объясняет человеческую свободу господством человека, его правом распоряжаться вещами. У животного внешний раздражитель возбуждает инстинктивную реакцию, а у человека он рождает лишь желание удовлетворения потребностей. В результате акта воли мотивация является автономной, и определенность воли побеждается чувственным раздражителем. Различие мотивированного поведения от поведения, которое определяется внешними условиями, является отличием между животным и человеческим уровнями жизни. Кант этим самым объясняет высшую онтологическую ценность человека относительно природы. Эта онтология, разумеется, действительна лишь с точки зрения морального поведения, а не с теоретической точки зрения.

 

Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Если под эгоистом (без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление жадности или даже завышение собственного Я. Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

 

Философия XIX-XX вв.:

Влияние прошлой эпохи Просвещения

В конце XVIII века появились идеи и труды, систематизирующие предыдущую философию. Среди философов, чьё влияние наиболее существенно для последующей философии, можно выделить И. Канта и Ж.Ж. Руссо. В бурные 1789 - 1815 годы европейская культура прошла через революцию, войну и разрушение. Социальные и культурные основы (в том числе философия) предыдущей эпохи Просвещения было необходимо переосмыслить с целью осуществления экономических и политических изменений. Европейская философия XIX века размышляет о них, участвует в них, является причиной многих из этих изменений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: