Патопсихологические методики исследования сенсомоторной сферы и внимания.




Доски Сеедгена.

Методика направлена на исследование доступности очень простых целесообразных действий. Для исслед-я используются разные варианты досок, среди которых есть совсем простые и более сложные. Простые представляют собой фанерные или выполнение из органического стекла доски с выемками разной формы и вкладками, которые точно соответствуют этим выемкам. Более сложные варианты отличаются тем, что выемки в доске мб заполнены лишь комбинацией некс вкладок. Самая простая доска пригодна при исследовании слабоумных больных старческого возраста и умственно отсталых детей.

Задание мб предложено даже без словестной инструкции или с очень простыми, не фиксированными словесными объяснениями. Экспериментатор показывает больному доски с правильно вложенными вкладками, а затем на его глазах опрокидывает доску так, что вкладки падают на стол. В некоторых случаях, для того чтобы больной начал действовать – вкладывать вкладки в выемки, экспериментатор должен начать работу сам, т.е. вставить в нужные места 2-3 вкладки. После этого, как правило, даже слабоумные больные пытаются продолжать эту работу.

Истолкование этого очень простого опыта возможно в самых различных направлениях. Во- первых, иногда оказывается важным установить, что простую работу, не требующую усвоения инструкции, больной выполняет охотно, старательно, испытывая видимое удовольствие от удачи. Это удовольствие проявляется у некоторых больных так явно, они так рады, что получили задание по силам, что по собственной инициативе вновь и вновь выбрасывают и выкладывают вкладки. Это не характерно для личностного слабоумия. Некоторым показателем глубины интеллектуальной недостаточности служит способ работы. Например: более сохранные больные, отыскав взором нужную выемку, сразу подносят к ней вкладку и вкладывают ее. Более слабоумные берут вкладку и пытаются поочередно втиснуть ее то в одно, то в другое отверстие. Обнаруживается плохая дифференциация форм. Например больные овальную форму пытаются втиснуть в круглую выемку, вкладку ввиде звезды – в крестообраз-ю выемку. (при деменции и имбицильности).

Методика Кооса.

Обычное применение методики Кооса направленно на выявлние конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, сообразительности, внимания.

Для проведения опыта нужно иметь 16 одинаково раскрашенных небольших кубиков и 18 карточек с изображением образцов разнообразных по форме и цвету фигур-орнаментов, которые могут быть составлены из кубиков.

Инструкция очень проста. Больному показывают первую или иную из карточек и предлагают сложить из кубиков такую же фигурку. Складывать нужно на столе, не накладывая кубики на образец а рядом с ним.

Если задание оказывается для больного трудным, то эксперементатор накладывает на образец сетку из слюды, и тогда становится гораздо понятнее как складывать фигуру. В зависимости от цели исследования можно различными способами применять эту методику, а следовательно, по-разному вести протокол опыта.

Если она применяется для исследования сообразительности и внимания, можно последовательно предложить задачи-образцы в порядке возрастающей струдности и протоколировать только время выполнения каждой задачи. Если возникают сомнения в сохранности пространственной ориентировки, эксперементатору приходится зарисовывать расположение кубиков. Некоторые патопси-и исполь-т мето-ку как материал для исследования «Уровня притязаний». Возможны еще и иные способы использования этой методики – для выявления локализации поражения мозга, для обнаружения особенностей эмоциональной сферы.

Истолкование результатов такого эксперемента мб разнообразным. Выявляется прежде вего элементарная сообраз-ть больного, его умение построить, скомбинировать фигуру по заданному образцу. При построении неск фигур, особенно более сложных, выявляется так же степень внимания больного, поскольку построение сложных фигур требует устойчивости внимания. Попутно при исследовании данной методики обнаруживаются тонкие нарушения пространственной ориентировки. И наконец данная методика позволяет выявить работоспособность больного, его отношение к заданию, его заинтересованность в достижении правильных решений. Первые номера таблиц Кооса очень легки. Поэтому наблюдения за тем как взрослый интеллектуально сохранный больной складывает эти номера фигур, отчетливо выявляют его отношение к работе, вскрывают в ряде случаев такое отношение, которое именуется установочным поведением или аггравитацией. Для исследования олигофренов методика Кооса была преобразована Ивановой в обучающий эксперимент. Больному предлагают сложить фигуру №1 по образцу и дают кубики. Если это не удается объясняют как раскрашены кубики, и на глазах у ребенка складывают №1 по образцу. Это делается для ориентировки в задании. Обучение начинается с фигуры №3 Если задание не выпол-я больному дают уроки в следующем порядке. Урок №1 – эксперементатор поворачивает кубики нужной стороной кверху. Предлагает выполнить задание и регестрирует действия больного. Если не помогает, дается урок №2 эксперементатор сам складывает фигурки на глазах у больного и разрушив сделанное, предлагает ему самому выполнить задание. Урок №3 представляет собой подробное словесное описание того, как нужно складывать фигуры, сопровождаемое показом и применением сетки из слюды. Если задание выполнено, предлагается контрольное задание, т.е. больному предлагают сложить фигуру №4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: